?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

I'm dreaming of a Christian Christmas

(Молитва о ре-христианизации Рождества Христова)

В течение ряда последних лет наш канал является членом международной ассоциации, именуемой CERC [Conférence Européenne des Radios Chrétiennes = Европейская конференция христианских радиостанций] (сайт ее лучше не ищите, потому что он всё равно не обновлялся с 2005 г.). Мы на нашем канальном жаргоне просто называем ее "Еврорадио". В нее входят христианские радиостанции (или сети радиостанций) разных европейских стран, в т.ч. такие известные, как Radios chrétiennes francophones (RCF), португальское Rádio Renascença, австрийское Radio Stephansdom и многие другие; вот и мы долго дружили с ними, а потом и вступили туда. Радиостанции, входящие в Еврорадио, иногда обмениваются опытом, оказывают друг другу какую-то помощь, а также имеют некоторые не особо обременительные обязанности. Одна из них - регулярная подготовка общей молитвы. Каждый месяц в определенный день (чаще всего это бывает первое воскресенье месяца) на всех радиостанциях, входящих в Еврорадио, звучит какая-то определенная молитва. Существует график дежурств, когда какое радио готовит такую молитву. Молитва загодя рассылается всем участникам и в назначенный день звучит во всех странах, где вещают радиостанции - члены Еврорадио, в каждой на своем языке. Поскольку на нашем канале на мне в последние годы неформально лежали обязанности типа секретаря по внешним сношениям, то в число этих обязанностей входила и регулярная подготовка молитвы для Еврорадио.

Когда осенью этого года стало очевидным, что канал наш прекращает свое существование как радио в полном смысле этого слова, я написал письмо руководству Еврорадио, где изложил ситуацию и, наряду с благодарностями за всё хорошее, высказал робкое сомнение, можем ли мы теперь входить в состав Европейской конференции христианских радиостанций, тем более, что и на годичный членский взнос у нас сейчас не остается денег. Руководство, однако, заверило меня, что мы им по-прежнему дОроги даже и в таком качестве. Итак, мы пока остались в числе членов Еврорадио, а значит, и дежурства по молитвам с нас (т.е. с меня) никто не снял.

Дежурство как раз выпало на декабрь, и мне надлежало подготовить молитву, которая должна читаться 6 декабря, т.е. сегодня.

Я очень обрадовался, узнав, что это приходится на предрождественский период, потому что уже давно хотел предложить одну весьма важную, на мой взгляд, молитвенную интенцию. Думаю, любому сознательному христианину (да и просто здравомыслящему просвещенному человеку) ясно, что праздник Рождества Христова в традиционно христианских странах стремительно утрачивает свой изначальный смысл. Уже в начале XIX в. некоторые пастыри и другие представители христианской общественности на Западе стали проявлять беспокойство по поводу растущей коммерциализации этого праздника, способствующей массовой утрате понимания его подлинного значения. Но они еще не представляли себе, какие обороты будет набирать этот процесс через полтора столетия. К настоящему времени не только полностью стерлась грань между Рождеством и подготавливающим его Адвентом, не только праздник перестал быть для большинства празднующих его воспоминанием явления в мир Мессии и свелся собственно к празднованию, подаркам и т.п., - но всё больше обнаруживается представителей традиционно христианских народов, не способных даже правильно ответить на вопрос, какому событию посвящен этот праздник. (Нам на территории б. Советского Союза в каком-то смысле повезло, потому что многие внешние проявления празднования Рождества перетянул на себя светский праздник Новый Год, и слава Богу, - но теперь всё это норовит продублироваться и в Рождество... даже в два Рождества - "католическое" и "православное").

Я не знаю, что, кроме проповедания Христа, следует делать христианам, для того, чтобы повернуть этот процесс вспять. М.б., требуется максимальное личное неучастие во всем, что профанирует Рождество. Пока же предлагаю эту молитву. Сегодня она звучит в эфире многих стран Европы на разных языках. Приглашаю и русскоязычных христиан вне зависимости от конфессии (ибо это касается всех нас) присоединиться к ней.

Боже, Отче Всемогущий,

вдохновением Святого Твоего Духа

обнови в народах Европы и других христианских народах

исконное понимание смысла праздника Рождества Христова

и подготовки к нему.

Избавь это торжество от омирщения

и вновь соделай его священным.

Помоги очистить его от пустой коммерческой мишуры

и возвратить в него подлинно духовную радость

о пришествии в мир Иисуса Христа,

Сына Твоего и Сына Человеческого,

чтобы Он, придя вновь, нашел веру на земле.

Аминь.

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
zvetocek
Dec. 6th, 2009 04:01 pm (UTC)
+
sova_savushka
Dec. 6th, 2009 04:10 pm (UTC)
Аминь!
Спасибо.
leteckel
Dec. 6th, 2009 04:11 pm (UTC)
ну да. +
ann_vinogradova
Dec. 6th, 2009 04:20 pm (UTC)
ух, у католиков такое есть? я не против. :)
mdechourchegne
Dec. 6th, 2009 04:24 pm (UTC)
А что, это идея :)
+
krysya
Dec. 6th, 2009 04:33 pm (UTC)
Аминь
luft_7
Dec. 6th, 2009 04:37 pm (UTC)
Аминь+
tsvety
Dec. 6th, 2009 05:14 pm (UTC)
+
el_perro
Dec. 6th, 2009 09:46 pm (UTC)
Аминь.
biriouque
Dec. 6th, 2009 11:33 pm (UTC)
Предлагаю решение проблемы: христианам праздновать Рождество, например, 7 декабря. Это в 2010 году. А в 2009 -- например, 15 ))

Я вот сегодня уже поздравил оказавшихся рядом людей с Рождеством. И все были рады.

И я совершенно серьёзно это предлагаю. Честно-честно.
piotr_sakharov
Dec. 7th, 2009 12:27 am (UTC)
А чего - хорошая идея! Притом (как сейчас "православное Рождество" / "католическое Рождество") называть праздник в честь не-пойми-чего "светским Рождеством", а перемещенный праздник - "христианским Рождеством" или как-нибудь в этом роде. А можно вообще в первом случае слово "Рождество" убрать: пусть будет, скажем, "Праздник начала зимних каникул" или еще как-нибудь. Впрочем, не мне им советовать: их праздник - пусть как хотят, так и называют.

Но перемещать лучше назад, куда-нибудь на позднюю осень. Очень важно, чтобы он наступил еще до всяких рождественских базаров и прочей свистопляски.


fuzzy_pig
Dec. 7th, 2009 08:20 am (UTC)
+
amarezza
Dec. 7th, 2009 11:02 am (UTC)
Я подозреваю, что Рождество не может быть "неправильным", если говорить именно о смысле, а не об антураже, даже если сильно постараться. Такая уж у него чудесная (в прямом смысле слова) сущность.
А чем Вам не угодили рождественские базары (это я коммент чуть выше посмотрела)? Мы были вчера в Братиславе после мессы на ярмарке, там было очень как-то... правильно, и в прошлом году тоже - и там, и в Трнаве, и в Нитре.
piotr_sakharov
Dec. 9th, 2009 12:38 am (UTC)
По первой части не могу согласиться. Когда под названием "Рождество" празднуется просто определенный период года без связи с Рождением Мессии, давайте назовем его как-то иначе ("Начало Каникул", "Перелом В Сторону Лета", "Рождение Солнца Непобедимого", "Вступление Митры В Созвездие ОвнА" и т.п.), и, кто хочет, будет это нечто праздновать, дело хозяйское.

Не угодили исключительно тем, что они (в том виде, какой они приняли в последние полвека или чуть больше) стерли грань между собственно Рождеством и очень важным временем подготовки к нему, они (+ многое другое, подобное) вытесняют собою Адвент. Фактически получается, что Рождество (со всеми своими признаками - елками, колядками и проч.) начинается в лучшем случае с начала Адвента, а во многих местах и много раньше. Наступление самого праздника смазано, он тонет и теряется во всей предваряющей его задолго свистопляске. А вместе с тем, еще совсем недавно (нач. XX в.) ставить и наряжать елку до 24-го было немыслимым (родители умудрялись установить и нарядить ее втайне от детей!). Предрождественская торговля существовала и тогда, но не в таких всепоглощающих масштабах, а много скромнее и строже, без подмены собою самого праздника.


amarezza
Dec. 9th, 2009 09:00 am (UTC)
***По первой части не могу согласиться.***

Ну вот и я тоже не могу. Насколько я помню катехизис, Христос пришел ко всем. И к "ним", и к "нам", и к тем, кто ждал, и к тем, кто возненавидел, и к тем, кто вообще ничего на заметил. Так что фыр-фыр по поводу "празднуйте там что хотите, а Рождество - НАШЕ" входят в жесткое противоречие с тем, на чем стоит моя личная вера в Христа Спасителя.
Тем более, мой обычный повседневный человеческий опыт все чаще и все настойчивее подсказывает, что мы не знаем и не можем знать путей, которыми, извиняюсь, ходит чужая душа (а уж о том что Дух дышит, где хочет, и вовсе странно напоминать), и как и кому отзываются иногда самые что ни на есть мирские атрибуты мирского же празднования.
Что до рождественских базаров, то это, возможно, сильно зависит. Здесь и сейчас я не вижу абсолютно никакой подмены: атмосфера сейчас именно ПРЕДпраздничная, ожидания и надежды, обещания и предчувствия праздника. И еще мне кажется очень правильным контраст веселого и многолюдного ожидания - и очень тихого, очень семейного Праздника как такового. Наоборот мне лично понравилось бы меньше.

Кстати, мы таки нашли Свой Приход :) Как ни удивительно - в соборе св. Мартина, главном братиславском храме. Все хочу написать у себя подробнее, да рука не поднимается, боюсь спугнуть. Но там совершенно удивительно. Во всем. И в том, КАК служат (если б оно не повторялось три мессы подряд при трех разных священниках, я б не поверила, что такое вообще где-то бывает), и в ощущении от собственно прихода - совершенно однозначное чувство общности и общинности при полном отсутствии внешних признаков не то что тусовки, но вообще внелитургического общения.
И до сих пор не могу привыкнуть, что здесь деньгу не собирают не только во время Оффертория, но и вообще во время Литургии. Причем никогда и нигде (а мы уж много приходов повидали и в нескольких городах). На выходе стоит монах или алтарник с ящиком - и привет.
piotr_sakharov
Dec. 9th, 2009 09:39 am (UTC)
По первому вопросу: подозреваю, что Словакия пока просто не успела утратить прежний уклад в той мере, в какой остальной Запад. Видел только то, а этого не видел, потому и судить не могу.
Насчет того, что ко всем людям пришел, это да, но празднуют-то они что-то другое.
Ну а что приход свой нашли, то слава Богу.
Кстати, у нас в кафедрале вчера на престольный праздник в очередной раз тоже вообще не собирали денег, и вся служба очень хорошо прошла.
amarezza
Dec. 10th, 2009 07:09 am (UTC)
***Насчет того, что ко всем людям пришел, это да, но празднуют-то они что-то другое.***

Так ведь и "мы" празднуем каждый свое, и к "ним" благая весть не придет от того, что мы благочестиво отмежуемся от "их" праздника.
Не знаю, по-моему Рождество на то и время чудес, чтобы стирать границы и становиться "правильным" в том числе и для празднующих "не то и не как". А уж как оно это делает - тайна не наша, Его :)
maria_beata
Dec. 7th, 2009 02:20 pm (UTC)
Очень даже.
Аминь.
maria_beata
Dec. 7th, 2009 02:20 pm (UTC)
Поцскриптум.
Я бы это даже спёрла для рождественского номера следующего года - если в этом не получится.
maria_beata
Dec. 8th, 2009 01:45 pm (UTC)
Пётр Дмитриевич, мы это взяли. Перевели, милостью Божией, на государственный, и идёт в номер. Так что - ещё одно спасибо, и - пусть это работает!!! В том числе и через нас.
piotr_sakharov
Dec. 9th, 2009 12:39 am (UTC)
Спасибо! Бог в помощь!
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow