?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Сегодня нашему каналу исполняется 15 лет. 1 июня 1995 года он начал свое вещание в средневолновом эфире и лишь нескольких месяцев не дотянул до этого юбилея.

Я поздравляю всех моих коллег, работавших на нем вместе со мною, и всех наших слушателей. Царство Небесное тем из его создателей, сотрудников и слушателей, которые уже оставили наш мир.

Будем надеяться, что его, с Божией помощью, всё же удастся возродить.

У меня сохранился текст моей первой передачи, которая прозвучала на нем в этот день 15 лет назад. Вот он:

Этой передачей я открываю постоянную рубрику радио «Благовест» [1]«Таинство, слово и образ». Так будет называться цикл бесед, посвященных богослужению и таинствам Католической Церкви [2].

 

Вполне уместен вопрос: кому будут адресованы эти передачи. Казалось бы, число католиков в России не так уж велико. Среди них, число считающих своим родным языком русский — и того меньше. Да и является ли для верующих богослужение столь уж важной темой, чтобы уделять ему время? Надо ли его толковать? Не достаточно ли для католика попросту регулярно посещать церковные службы?

 

Для начала обратимся к фактам. В одной только Москве существует несколько католических общин. Их литургическая жизнь сконцентрирована большей частью в двух храмах. В каждом из этих храмов в воскресный день Месса совершается не менее пяти раз — и на каждой Мессе храм вовсе не пустой. Из общего числа Месс, которые служатся в обоих храмах за воскресный день больше половины — по-русски. И вовсе не потому, что некому служить на других языках. Скорее наоборот — не всегда хватает священников, способных служить на русском языке. Тем не менее, сами московские католики все настойчивее выражают желание, чтобы чаще служились Мессы по-русски: даже те из них, кто не является русским по этническому своему происхождению — в большинстве своем предпочитают богослужение на русском языке, поскольку он давно уже стал для них родным. Итак, совершенно несомненным представляется то, что в одной только Москве число русскоязычных людей, в жизни которых католическое богослужение играет весьма важную роль, исчисляется не единицами — и даже не сотнями.

Но нуждаются ли они в объяснении церковной службы? Ведь, казалось бы, они регулярно ходят в храм: разве не получают они там всю необходимую информацию? И вообще — не самодостаточно ли само участие в церковной службе?

Конечно, католическое богослужение содержит много элементов, которые способствуют пониманию его смысла, — особенно в наши дни, когда почти уже не используется традиционный для Католической Церкви латинский язык, а повсеместно употребляются живые национальные языки. Несомненно и то, что во многих приходах пастыри — в своих проповедях — стараются объяснять верующим наиболее важные моменты церковных служб, а также истолковывать те или иные неясности. Однако едва ли этого достаточно.

Ведь хотя в результате литургической реформы последних десятилетий католическое богослужение было сильно упрощено, — в нем все равно осталось много непонятного, нуждающегося в объяснении. Тексты, символы, реалии, из которых соткана литургия Церкви, создавались в различные эпохи, в самых разнообразных историко-культурных условиях. Вполне понятные во времена своего становления, они, с течением веков, утратили прежнюю ясность и поэтому теперь требуют объяснения, чтобы вновь наполниться смыслом для всякого нынешнего участника богослужения.

 

Я не случайно употребил слово участник. Для христианина решительно не достаточно просто присутствовать на богослужении. Несоответствие богослужения Церкви его изначальному, подлинному назначению, сложившееся в Средние века, стало особенно остро ощущаться в последние столетия многими католиками, стремящимися к полнокровной христианской жизни. Мощное литургическое движение, развернувшееся во многих странах, подготовило идеи, нашедшие свое выражение в документах II Ватиканского Собора. Именно Второй Ватиканский Собор подчеркнул, что важно живое участие в богослужении, а не просто присутствие на нем. Полнота такого участия во многом определяется степенью понимания того, в чем мы участвуем.

Впрочем, и сами католики проявляют желание лучше понять богослужение своей Церкви. Многие верующие просят предоставить им хоть какую-нибудь литературу на русском языке, которая объясняла бы богослужение. Но такой литературы пока нет. Поэтому предлагаемая программа будет в некоторой мере восполнять дефицит книг на эту тему.

 

Вместе с тем, готовя эту программу, я адресую ее вовсе не только католикам. Я очень надеюсь, что она заинтересует многих православных, в том числе тех, кто уже имеет хорошую подготовку в знании основ веры, кто любит и хорошо знает богослужение Православной Церкви. Я рассчитываю, что эти передачи будут интересны православным, вовсе не потому, что хотел бы обратить их в католичество, а совсем по иным причинам. Я глубоко уверен, что мы — католики и православные — должны в первую очередь искать не то, что нас разделяет, а то, что есть общее между нами. А общего между нами на самом деле очень много. Ведь Священное Предание, восходящее к апостольской древности, на протяжении 1000 лет существовало в неразделенной Церкви. Богослужение является неотъемлемой частью — и одновременно сокровищницей этого Предания.

 

На первый взгляд может показаться, что между византийским обрядом, принятым в Православной Церкви, и латинским обрядом, который является наиболее распространенным в Католической Церкви, мало общего. Если сторонний наблюдатель зайдет в какой-нибудь православный храм на Божественную Литургию, а потом в католический храм на Мессу, у него сложится впечатление, что одно богослужение почти ничем не похоже на другое. Но такое впечатление — очень поверхностное. Если всмотреться поглубже, сразу же обнаружится много сходств. Сходные по форме облачения, сходная утварь. Сходная структура храма. Сходный порядок основных частей службы. Похожие формулы. Некоторые одинаковые молитвы. А главное — одна и та же суть совершаемого Таинства.

 

Все это свидетельствует не только о единстве происхождения, но и об общности понимания сущности богослужения и таинств, которые берут свое начало в древней, еще не разделенной Церкви. И если византийская традиция сумела сохранить многое из Предания Востока, то традиция Латинской Церкви донесла до нашего времени духовный опыт Запада древнего христианского мира.

Впрочем, на мой взгляд, не менее важно глубже всматриваться и в различия друг друга — только не с целью выискать непримиримые противоречия, а с желанием узнать тот положительный духовный опыт, который, несомненно, был в каждой из Церквей и после их разделения.

 

Итак, рассчитывая на то, что программа, посвященная католическому богослужению, может оказаться интересной и для православных, я нередко буду проводить параллели между латинским и византийским обрядом, рассказывать о сходствах, а иногда и об отличиях — но вовсе не с целью выявления противоречий или полемики.

 

Наконец, предлагаемая программа будет адресована не только верующим, но и всем тем, кто всерьез интересуется европейской культурой и хотел бы глубже ее понимать. Я намеренно не сказал «христианской культурой», а сказал «европейской». Европейская культура — от средних веков до настоящего времени — культура христианская. Немыслимо сколь-нибудь серьезно понять ее без понимания христианства. Это относится к любым ее проявлениям, включая не только совершенно светские, но даже откровенно антирелигиозные. Поскольку вся Европа как бы взошла на христианской закваске — а следом за ней и многие народы других частей света. Но даже если отрешиться от таких далеко идущих обобщений, вряд ли можно отрицать, что незнание внешних сторон церковной жизни — в том числе богослужения — делает для нас в той или иной мере непонятным многое из того, о чем мы читаем в произведениях литературы, что видим на полотнах художников или даже на экране. Читаем ли мы Сервантеса или Гюго, Шиллера или Джойса, мы встречаем упоминание множества вещей, связанных с культом. Неподготовленный читатель вынужден либо упускать их из внимания вовсе, либо выискивать их объяснение в примечаниях. Но беда в том, что именно в силу плохого знания в России этой тематики подобные комментарии, как, впрочем, и сами переводы произведений, пестрят многочисленными погрешностями.

Сейчас возможности знакомиться с культурой Запада у наших соотечественников значительно возросли. Все больше и больше людей имеет теперь возможность бывать в других странах. Значительно легче, чем в прежние годы, осуществить мечту увидеть базилику св. Петра, Нотр-Дам или Кельнский собор не только на картинке. Но чтобы лучше понять эти величественные творения зодчества, желательно понимать и то, для чего они предназначались и что в них, в конечном счете, и по сей день совершается.

************

 

Я не сам придумал название этой программы — «Таинство, слово и образ». Так называется книга покойного о. Александра Меня, посвященная православному богослужению и поныне остающаяся едва ли не лучшим православным литургическим катехизисом. Заимствование старых хороших названий для новых трудов — с древних времен было в Церкви доброй традицией. Поэтому и я предпочел воспользоваться прекрасной находкой о. Александра (независимо от того, сам он это придумал или тоже у кого-то позаимствовал): воспользоваться, потому что сочетание этих трех слов как нельзя точно выражает важнейшие аспекты богослужения Церкви.

Таинство. Заметим: таинство, а не таинства. Не множественное число (как если бы мы перечисляли отдельные таинства Церкви — как-то крещение, миропомазание и т.д.). Таинство здесь имеется в виду в единственном числе — как имя собирательное. Это — таинство как свойство Церкви, проявляющееся особенно в ее богослужении — в частности, и в семи конкретных церковных таинствах. Даже не просто свойство, а скорее — сущность. Не случайно Второй Ватиканский Собор, о котором я уже говорил сегодня, подчеркнул, что «Церковь есть во Христе некое таинство или знамение и орудие глубочайшего единения с Богом».

В богослужении и особенно в конкретных таинствах — тайно — незримо и непостижимо для разума человеческого действует невидимая благодать Божия. Действует для людей. Действует через людей, совершающих богослужение.

Совершение богослужения людьми осуществляется прежде всего посредством слова. Основу богослужения составляет слово Божие — тексты Священного Писания, дополненные многочисленными творениями христиан, принадлежавших к разным эпохам и народам.

Тот же о. Александр Мень в предисловии к своей книге о богослужении писал:

 

«Слова молитв, гимны благодарения и покаяния, которые вылились из глубины сердца великих поэтов, мистиков, святых, боговидцев, драгоценны для нас. Вживание в них есть школа души. Оно воспитывает нас, просветляет и возвышает. Но в храме не только «слово» служит средством для этого просветления и очищения, но и «образ»: икона, мелодия, ритуальный жест, архитектура храма. Флоренский (выдающийся русский философ и богослов) недаром назвал церковное действо «синтезом искусств» В своей полноте оно обращено ко всем сторонам человеческой личности».

Теперь несколько слов о том, в каком порядке будет строиться предлагаемый цикл бесед, посвященных богослужению латинского обряда.

В начале — в нескольких ближайших беседах — я расскажу вам о богослужении в целом — о том, каким смыслом наделяется оно в учении Церкви. Мы рассмотрим само понятие «таинство», значение таинств в католическом вероучении. От этого мы перейдем к внешним сторонам совершения таинств. Я расскажу о многообразии литургических обрядов и об историческом месте латинского обряда. Затем будут рассмотрены такие внешние стороны совершения таинств, как храм, богослужебные облачения, церковная утварь.

Этим темам будут посвящены передачи данного цикла в течение ближайшего месяца.

А после этого я перейду к такому центральному понятию христианского богословия, как Жертва. Это будет отправной точкой для разговора о бескровной, чистой Жертве, составляющей центр христианского богослужения — о Таинстве Таинств — Евхаристии.

Соответственно, дальнейшие несколько бесед будут посвящены последовательному рассмотрению Евхаристического Богослужения Католической Церкви — Святой Мессы.

 

После подробного рассмотрения Евхаристии мы перейдем к другим таинствам Церкви, так что в конечном счете каждому из семи таинств будет уделено должное внимание. Не останутся в стороне и сакраменталии, т.е. тайнодейственные обряды, не приравниваемые к таинствам, но также играющие важную роль в жизни христиан.

 

Мы поговорим и о такой важной стороне христианской жизни, как освящение времен — о богослужениях суточного круга и годичного круга; о том, как строится церковный год, о его периодах и о праздниках, а также о почитании святых в церкви.

Мы коснемся и так называемых паралитургических форм — напр., Розария, Крестного пути.

Наконец, я расскажу и о проблемах народных обычаев в связи с богослужением и о проблемах инкультурации, т.е. введения католического богослужения в жизнь неевропейских народов и, наоборот, введения культуры этих народов в католическое богослужение.

Конечно, я буду много касаться и собственно европейской художественной культуры в связи с богослужением. Передачи, посвященные богослужению, будут сопровождаться образцами церковной музыки. Впоследствии, надо надеяться, будут отдельные выпуски, посвященные тем или иным жанрам или направлениям церковной музыки.

 

Вообще же, я очень надеюсь, что моя программа не будет монологом. Я буду очень рад, если вы, уважаемые слушатели, будете высказывать ваши пожелания и даже критику. Я буду рад ответить на вопросы, которые возникнут у вас. Не исключаю, что со временем у меня появится возможность принимать ваши телефонные звонки в прямом эфире. А пока надеюсь довольствоваться вашими письмами.

Программа «Таинство, слово и образ» будет выходить еженедельно по понедельникам в 14.00 по московскому времени и повторяться в записи в 4 часа ночи [3] с понедельника на вторник.

Всего вам доброго!


_____________________
Пояснения:
[1]  В основе Христианского церковно-общественного канала были католическое радио "Благовест" и православное радио "София". Редакция радио "Благовест", которым руководила Ирина Алексеевна Иловайская, располагалась в Брюсселе (на тот момент оно работало уже 14 лет), а вещание велось через Филиппины на Азиатскую часть России. Радио "София", которым руководил протоиерей Иоанн Свиридов, было не самостоятельным радио, а православной программой на одном из государственных каналов, которая вынуждена была закрыться, а впоследствии возродилась уже в виде реального радио. Первоначально считалось, что моя программа выходит в структуре радио "Благовест", однако впоследствии она стала просто одной из программ канала, без уточнений принадлежности.
[2]  По первоначальному замыслу моя программа "Таинство, слово и образ" была посвящена именно католическому богослужению. Но довольно скоро я решил выйти за узко конфессиональные рамки, и ее тематикой стало христианское богослужение вообще, а некоторые выпуски или целые циклы посвящались и смежным темам, напр., ритуальному символизму, гимнографии, христианской религиозной поэзии и т.п.
[3]  Меня тогда неверно информировали о сетке вещания (что оно, якобы, будет круглосуточным) и, конкретно, о времени повтора. В 4 часа ночи наше радио не вещало даже в самые благополучные для него времена.
_____________________

Канал начал свое вещание 1 июня - если не изменяет мне память, в полдень. А в 2 ч. дня уже прозвучала эта моя передача. Правда, я ее записал заранее, накануне - по заранее написанному тексту, слово в слово, ни на йоту не отступая от написанного и ничего не импровизируя. Кажется, это была и последняя за всё время передача, в которой бы я полностью читал написанный текст. Нет, бывали иногда такие, в которых значительная часть текста была написана заранее и прочитывалась мною, но вот так, чтобы совсем без импровизации и без отступлений, - вроде бы, больше ни разу.

"Таинство, слово и образ", между прочим, - единственная из моих программ, которая выходила на канале непрерывно с первого дня до почти последнего (последняя передача вышла 13 февраля нынешнего года) еженедельно; правда, в течение чуть более трех лет (2006-2009), а также в периоды отпусков и командировок я от нее отдыхал, и в эфир шли повторы, но всё остальное время еженедельно нес по ней вахту (а было время, когда даже 2 раза в неделю).




Comments

( 16 comments — Leave a comment )
ne_berta
Jun. 1st, 2010 04:50 am (UTC)
С годовщиной!
piotr_sakharov
Jun. 1st, 2010 09:17 am (UTC)
Спасибо!
o_kashtanka_o
Jun. 1st, 2010 05:41 am (UTC)
Поздравляю! и спасибо всем сотрудникам за все эти годы радио-радости:)
piotr_sakharov
Jun. 1st, 2010 09:18 am (UTC)
Спасибо!
ester_13
Jun. 1st, 2010 05:41 am (UTC)
Мои поздравления!
piotr_sakharov
Jun. 1st, 2010 09:18 am (UTC)
Спасибо!
jestianka
Jun. 1st, 2010 06:20 am (UTC)
мои поздравления)))
piotr_sakharov
Jun. 1st, 2010 09:18 am (UTC)
Спасибо!
blagosvet
Jun. 1st, 2010 09:11 am (UTC)
15 лет радиовахты
От всей души поздравляю и бесконечно благодарю!
Аркадий.
piotr_sakharov
Jun. 1st, 2010 09:17 am (UTC)
Re: 15 лет радиовахты
Спасибо!
egor_08
Jun. 1st, 2010 01:12 pm (UTC)
Простите за опоздание, поздравляю и желаю скорого возрождения!
piotr_sakharov
Jun. 1st, 2010 01:26 pm (UTC)
Спасибо!
triglochin
Jun. 1st, 2010 06:55 pm (UTC)
С праздником! :)
piotr_sakharov
Jun. 1st, 2010 10:06 pm (UTC)
Спасибо!
tatpiaf
Jun. 3rd, 2010 09:36 am (UTC)
благодарные поздравления
piotr_sakharov
Jun. 3rd, 2010 09:53 am (UTC)
Спасибо!
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow