?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Памяти отца Алексия




© Фото заимствовано с сайта храма Флора и Лавра на Зацепе.

Сегодня 40-й день со дня кончины протоиерея Алексия Зотова, замечательного русского православного пастыря.

В интернете о нем можно найти довольно мало: краткую биографию, сообщение о кончине и  совсем чуть-чуть другой информации. Если прибегнуть к помощи поисковых систем, то можно много всего найти, но на поверку оказывается, что это про другого священника, у которого тот же сан, то же имя и та же фамилия. А про новопреставленного отца Алексия – ну совсем крохи. Поскольку память о нем мне весьма дорога, внесу свой скромный вклад.



Отца Алексия я хорошо помню по Николо-Кузнецкому храму, в котором я в течение ряда лет был прихожанином и временами прислуживал в алтаре.

Он был назначен к нам осенью 1977 г. (в бытность настоятелем о. Всеволода Шпиллера) в качестве 4-го священника, будучи среди собратьев самым младшим по хиротонии. Впервые я его увидел на воскресной всенощной. Невысокого роста, крепкого телосложения, с довольно длинными седеющими волосами и окладистой седой бородой, в чем-то кажущийся старше своих лет (ему было тогда 47), но вовсе не выглядящий стариком. И – что особенно бросалось в глаза – сияющий. Завершив Первый час, он принялся подробно объявлять богослужения предстоящих дней, и в этом сразу проявился очевидный, даже несколько напористый пастырский энтузиазм. Притом именно пастырский: он не заискивал перед новой паствой, не притирался к ней, а сразу брал ее за рога.

Правда, многими из прихожан храма его первая речь была встречена с настороженностью и ехидцей. Громкая, резковатая, несколько лающая манера говорить с амвона, которая дополнялась еще и некоторым косноязычием. Педалируя одни слоги (в чем слышался нарочитый дидактизм), отец Алексий другие произносил скороговоркой, а иные и вовсе проглатывал. Я очень хорошо запомнил, как это звучало в самый первый раз. Дело в том, что на предстоящей седмице в календаре значился праздник преподобного Сергия, и, объявляя его, отец Алексий произнес имя этого святого несколько раз. Попробую передать это графически, выделяя полужирным усиленные слоги, а проглоченные – более мелким шрифтом:

Сергия игумена Радонежского чудотворца.

Примерно так. Впрочем, косноязычие стало далеко не главной причиной того, что многие из прихожан Николо-Кузнецкого храма первоначально приняли отца Алексия с прохладцей. Для них он был слишком сермяжным. В том, что он говорил, порой проявлялся и просто откровенный обскурантизм, слишком уж нехарактерный для клириков этого храма.

Помню, через несколько месяцев после назначения к нам отца Алексия, беседуя с отцом Всеволодом Шпиллером, я без обиняков сообщил ему мое мнение, а также мнение некоторых других прихожан, что слишком уж новый батюшка не гармонирует с нашим приходом. «Ну ничего, привыкнете», – спокойно ответил отец Всеволод. И ведь прав был: привыкли. А многие – включая меня – и просто искренне полюбили отца Алексия, и не мешали уже этому ни батюшкино косноязычие, ни сермяжность, ни отдельные элементы мракобесия.

Кстати, о сермяжности. Довольно часто в различных воспоминаниях Николо-Кузнецкий приход представляют каким-то сугубо интеллигентским. Да, действительно, туда ходило много интеллигенции – быть может, больше, чем в любой другой московский храм. Но ею состав прихода не ограничивался, и простого люда, простых бабок, там было на порядок-другой больше, чем интеллигенции. Ведь в те годы довольно большая часть юга Москвы за пределами Садового кольца была лишена действующих храмов, поэтому многие из этих районов устремлялись именно в Николо-Кузнецкий. К тому же немало народу добавляла близость Павелецкого вокзала: из пригородов и с окраин Москвы, где тоже не было действующих храмов, народ устремлялся в ближайший от вокзала храм. И с этим контингентом отец Алексий умел находить общий язык намного лучше, чем другие священники в Кузнецах.

Отец Алексий был неустанным проповедником. Проповедовал он не только за каждой совершаемой им воскресной Литургией, но и за всякой будничной. Такой интенсивностью проповедания не мог похвастаться в то время ни один другой священник Николо-Кузнецкого храма (что уж говорить о среднестатистической православной России тех лет, где в подавляющем большинстве храмов проповедь была явлением совсем редким, а кое-где и просто не произносилась вообще никогда). Проповедовал он подчас и во время других богослужений, а также при служении треб. К каждой проповеди он явно готовился, прочитав перед этим и толкования к библейским зачалам, и Четьи-минеи (впрочем, вполне мог бы и не утруждать себя этим, потому что память у него была феноменальная).

Проповеди он всегда говорил, а не читал. Они полнились обилием рассказов и притч (кстати, сам отец Алексий всегда произносил это слово как «причта»: «в этой причте» и т.п.) из Писания, но еще чаще из житийной литературы и особенно разного рода патериков – и древних, и новых, а также околоцерковного фольклора. Не брезговал он страшилками об участи грешников и иных отрицательных персонажей – как новейшими, так и прочно закрепившимися в церковном предании, вроде, к примеру, постыдной кончины ересиарха Ария:

Шёл он по улице Константинополя и захотел по нужде. Зашёл в отхожее #место: bтут его всего и bbвывернуло.

(Поскольку особенности речи отца Алексия трудно передаваемы на письме, а без них она утрачивает немалую долю своего колорита, мне приходится прибегать к самым разным ухищрениям для ее графического запечатления: добавлять диезы, там где повышалась высота тона, а бемоли – где она понижается; далее я также добавлю подчеркивание для затягиваемых слогов, но, всё это способно дать лишь отдаленное представление).

Главным достоинством проповедей отца Алексия был эффект присутствия: у слушающего не возникало ни малейшего сомнения, что батюшка собственными глазами видел то, о чем в тот момент рассказывал, – хотя он вовсе этого не утверждал, но, очевидно, настолько искренней была его вера, что он ощущал себя полноценным свидетелем события. Такое впечатление не оставляло слушателей, о чем бы ни повествовал отец Алексий, – будь то чудесное пробуждение семи спящих ефесских отроков, подвиги преподобных отцов Киево-Печерских или явление Воскресшего:

Он ей говорит:
Ма-ри-
#Я !
Она Ему:
Гос
поди !
Он ей:
НИ… Не
#при-#ка-#са-йся Мене!

И сам весь сияет-искрится. И полное ощущение того, что сам он при этом присутствовал. И не раз бывало, что во время проповеди какая-нибудь бабулька перекрестится и скажет на выдохе: «Господи, до чего ж хорошо говорит!»

(Продолжение следует)



Comments

( 9 comments — Leave a comment )
miron0908
Mar. 22nd, 2012 08:12 pm (UTC)
алексий зотов
однажды он произносил проповедь про лоно авраамово, но звучало только лоавра, меня спросила одна певчая, что же это такое - лоавра, я объяснил. а еще однажды он говорил очень восторженным голосом скучнейшую проповедь, и на 7й минуте процитировал- приидите благословеннии отца моего, наследуйте царство, угототованное вам от создания мира аминь, или что то подобное, так народ после слова аминь стремительно ответил- спаси господи, типа спасибо за короткую проповедь, но отец алексий сказал,- я еще не закончил, и продолжил еще минут на 10.
piotr_sakharov
Mar. 22nd, 2012 08:17 pm (UTC)
Re: алексий зотов
:)
А это было еще в Кузнецах или уже на Зацепе?
miron0908
Mar. 22nd, 2012 08:19 pm (UTC)
Re: алексий зотов
в кузнецах в 88 году
piotr_sakharov
Mar. 22nd, 2012 08:21 pm (UTC)
Re: алексий зотов
Кстати, о скучнейших проповедях. Самое удивительное, что возгласы бабуль "До чего ж хорошо говорит!" слышались порой на тех проповедях, которые мне казались просто-таки плохими.
miron0908
Mar. 22nd, 2012 08:23 pm (UTC)
а еще говорили (чуть ли не сам воробьев и его чада), что во время крестин он раздевал и ставил напротив друг друга голыми женщин и мужчин, как адама и еву и по-долгу они стояли и взирали на наготу свою!...
piotr_sakharov
Mar. 22nd, 2012 08:27 pm (UTC)
Такого я о нем никогда не слышал. В мои николокузнецкие годы я не раз видел, как он крестит, и ничего даже отдаленно напоминающего наготу там не наблюдалось.
miron0908
Mar. 22nd, 2012 08:26 pm (UTC)
а еще он всякий раз, проходя мимо регента левого клироса (коим был я) разворачивал его лицом к алтарю, спиною к певчим, на что я вскоре перестал обращать внимание, ибо так оно было проще.
kalakazo
Mar. 24th, 2012 03:23 am (UTC)
Этот дефект речи похож не на косноязычие,
а своего род психической травмы...
piotr_sakharov
Mar. 24th, 2012 08:07 am (UTC)
Вполне возможно.
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow