?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ars celebrandi extranea II: Vindobona

Прошло уже больше трех недель, как я вернулся из Вены, где провел Пасхальное Триденствие, а всё еще не удосужился поделиться положительным литургическим опытом. Пора восполнить - а то так, глядишь, и затеряется в глубинах памяти.

1. Как же это хорошо, когда на богослужении Пасхальной Ночи не говорится проповедь!

Именно так поступает настоятель Шотландской обители аббат Иоанн XII. И это очень правильно. Служба Навечерия Пасхи и без того перенасыщена словом. Я употребил тут слово "перенасыщена" не в том смысле, что это плохо: напротив, я как раз не сторонник того, чтобы сокращать ветхозаветные чтения Пасхального Навечерия (чего в Шотландском аббатстве, слава Богу, не делают), хотя прекрасно понимаю, что по пастырским соображениям это кое-где порой и оправдано. Но именно потому, что слóва там очень много, правильно поступают те, кто не грузит народ еще и своим в дополнение к Божьему. Ну, на худой конец, на одну-две минуты: поздравить, сделать переход к следующей части Литургии...

Аббат, кстати, и в Страстную пятницу не говорил проповеди. Только предварил службу совсем коротеньким вступлением, поясняющим суть этого дня. И это тоже правильно, потому что на богослужении Страстной пятницы тоже очень обильные чтения из Писания, следом за которыми куда более уместно безмолвие, нежели толкование.

2. Богослужение Пасхальной Ночи воспринимается значительно живее, если в нем более зримо (и более осмысленно) обыгрывается присущее ему противопоставление света и темноты.

В этом отношении служба Навечерия Пасхи в Шотландской обители в Вене представляется мне едва ли не эталонной. Но эта тема заслуживает отдельного очерка, поскольку требует критического сопоставления различных практик. Очень надеюсь такой очерк написать и выложить отдельным сообщением.


И немного о музыке:

3. Я приветствую практику включения той или иной композиторской мессы (особенно, из числа классических) в полном ее составе в богослужение - конечно, там, где есть возможность обеспечить достойный уровень исполнения.

В этом году мне довелось побывать в день Пасхи на мессе в соборе св. Стефана, где в качестве ординария звучала Schöpfungsmesse Гайдна, а вечером того же дня - в церкви св. Варфоломея с До-мажорной мессой Бетховена. Год назад я был в день Пасхи в венской Михайловской церкви, где на богослужении была целиком исполнена Коронационная месса Моцарта. Во всех случаях без купюр и упрощений (хор, солисты, оркестр).

Знаю, что в Церкви многие категорически этого не приемлют и довольно убедительно аргументируют свой подход. Понимаю, что для partitipatio actuosa et plena это, быть может, не лучший вариант. Тем не менее, обычай многих венских приходов устраивать нечто подобное (по крайней мере, в большие праздники) представляется мне вполне уместным, всё-таки способным осуществляться с достаточной литургичностью и имеющим законное право на свою маленькую нишку на литургическом поле Вселенской Церкви.

Но эта тема заслуживает тоже более обстоятельного обсуждения, а потому я ее оставлю на когда-нибудь потом.

4. Как же подходит хорошо сыгранная на большом органе финальная Прогулка из Картинок с выставки для музыкальной паузы во время оффертория мессы Навечерия Пасхи!!!

Да, я сам давний противник использования в церкви музыкальных произведений, которые их авторы не предназначали для нее (или даже конкретно - для данного литургического контекста). Но бывают исключения. Я понимаю, что это очень субъективно. Но вот уже второй год подряд в церкви Шотландской обители в Вене я с удивлением замечаю, как же классно звучит эта вещь Мусоргского именно в этом месте именно этой службы, как она подходит именно тогда, когда прошли уже 2/3, если не 3/4, этой долгой службы, и именно на Пасху, и именно когда собирают деньги!.. Напомню, что в Западной Европе, в отличие от Восточной (притом граница проходит в основном по б. железному занавесу), священники не начинают Евхаристического канона, пока не закончен сбор пожертвований. А здесь, с учетом предстоящего причащения верных под двумя видами, и само приготовление даров занимает довольно много времени, так что для неспешной Прогулки времени предостаточно. А уж после ее триумфального окончания можно спокойно приступить к Канону.

Церковные органисты, возьмите на заметку.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
webpadre
Apr. 24th, 2013 05:58 pm (UTC)
очень интересно об этом читать, но куда интереснее было бы погрузиться в это! :)
sibeaster
Apr. 24th, 2013 06:39 pm (UTC)
Верных в Вене причащают под двумя видами? О! Я бы очень Вас попросил об этой практике поподробнее...
piotr_sakharov
Apr. 24th, 2013 07:33 pm (UTC)
В Вене далеко не везде. В некоторых храмах - да, в некоторых нет или не на всех мессах. Как, впрочем, и в Москве: в соборе - всегда под одним (кроме, м.б., Вел. четверга), в приходе Петра и Павла - под двумя.

Подробнее об этой практике...
Для начала - вот фрагмент из статьи (написанной в.п.с.) "Причащение" в российской "Католической Энциклопедии" (привожу его в допечатном виде, поскольку в печатном не всё сохранено):

"В Католической Церкви импульс к возрождению древнехристианской практики П. под двумя видами был задан II Ватиканским Собором, который смог по-новому осмыслить тридентские предписания, касающиеся этой проблемы. Поскольку во 2-й пол. XX в. стало очевидным, что принципы доктрины о полной силе П. при принятии Евхаристии под одним видом подвергаются сомнениям среди католиков, собор, руководствуясь прежде всего тем, что при П. под двумя видами знамения Таинства обретают более явственную форму и представляется особая возможность лучше осознать Тайну, в которой верные участвуют, допустил расширение этой практики. В Конституции собора о Священной Литургии это было сформулировано в очень осторожной форме: «При том, что остаются в неприкосновенности догматические начала, установленные Тридентским Собором, в случаях, определяемых Апостольским Престолом, по усмотрению Епископов причащение под обоими видами может быть разрешено как клирикам и монашествующим, так и мирянам: например, рукоположенным — на той Мессе, где было совершено их рукоположение, принесшим обеты – на той Мессе, где они принесли свои монашеские обеты, новокрещеным – на Мессе, следующей за их крещением» (SC 55).
В дальнейшем допущение было расширено Свящ. Конгрегацией обрядов, которая в своем наставлении Eucharisticum mysterium (25.05.1967) сформулировала значение П. под двумя видами так: «Св. П. наиболее полными образом осуществляет свое значение знамения, когда преподается под двумя видами. Ибо в такой форме знамение евхарист. Трапезы наиболее ярко проявляется, и яснее выражается Божественная воля, чтобы Новый и Вечный Завет был утвержден в Крови Господа; яснее выражается и отношение между евхарист. Трапезой и эсхатологической трапезой в Царствии Отца» (32).
От одного официального документа Церкви к другому постепенно расширялся список ситуаций, в которых возможно и даже похвально преподавать П. под двумя видами. Упрощалась также возможность введения этой практики на местах; к наст. времени разрешение на П. под двумя видами находится в компетенции правящего епископа. Тем не менее, в Лат. Церкви эта изначальная практика так и не была восстановлено как обычная норма.
Учительство Католической Церкви характеризует существующую ситуацию так: «Благодаря таинственному присутствию Христа в каждом из евхарист. видов Причащение только под одним видом – хлеба – позволяет полностью получить плод благодати Евхаристии. По причинам пастырского характера этот способ П. законным образом установился как наиболее обычный в лат. обряде. «Св. Причастие наиболее полным образом реализует свое значение знамения, когда преподается в двух видах. Ибо в такой форме знамение евхаристической Трапезы наиболее ярко проявляется». Это – обычная форма причастия в восточных обрядах». (ККЦ 1390, цит. из Общего наставления к Римскому Миссалу 1975, 240).
В целом в Лат. Церкви возрождение П. верных под двумя видами идет крайне медленно. Хотя есть уже целые епархии, где оно стало обычным и всеобщим, намного больше мест, где оно ограничивается малыми общинами, а в приходах в лучшем случае сводится к отдельным дням в году (напр. Вел. Четверг); по-прежнему немало мест, где П. под двумя видами вовсе не существует. Попытки исследовать причины столь медленного возвращения П. под двумя видами в жизнь Лат. Церкви выявляют в основном два фактора: леность (эта практики требует бóльших усилий, а ее введение – некоторого изменения привычных моделей действия, в т.ч., технического освоения иной утвари и т.п.) и клерикализм (ощущение, пусть даже неосознанное, клириком своего превосходства над мирянами по степени доступа к сакральному)."
piotr_sakharov
Apr. 24th, 2013 07:40 pm (UTC)
Сами же нормы Вы можете найти в Общем наставлении к Римскому миссалу (по ссылке русский перевод его последней редакции, в нем см. №№ 281-287):
http://catholic-russia.ru/wp-content/uploads/2012/09/consilium.pdf
sibeaster
May. 12th, 2013 11:40 am (UTC)
о причастии под двумя видами
Я немного запоздал с благодарным ответом, но лучше поздно, чем никогда. Соответствующие главы из Наставления я прочитал, но вопросы все же остались. Потому что Наставление - докУмент теоретический, а более интересна именно практика.
Наставление предлагает преподавать причастие под двумя видами следующими способами:
1. Преподавать причастнику Тело, напитанное Кровью (если менее помпезно выражаться, то смоченную в Чаше гостию). А вот как это сделать на практике, остается необъясненным. Понятно же, что Кровь при этом будет капать или даже течь из гостии. У нас в византийском обряде лжица, при всей ее смехотворной внешности, помогает справиться с этой бытовой неприятностью, а вот как без лжицы сделать то же самое?
2. Еще фантастичнее: причастникам, вкусившим Тела, предлагается вручать Чашу для самостоятельного принятия Св. Крови. Вполне понятно и четко. Но выше в том же Наставлении есть запрет для мирян касаться священных сосудов. Как эти две нормы можно совместить?

Я, собственно говоря, не праздного интереса ради это спрашиваю. При нынешнем положении дел у нас в РПЦ для меня все отчетливее становится перспектива перехода в Церковь Римскую. Уже сама по себе смена обряда после более 20 лет - штука очень болезненная, но с этим еще как-то можно смириться. А вот кардинальное изменение формы причащения - вещь, которую я пока осилить не решаюсь.
piotr_sakharov
May. 12th, 2013 08:02 pm (UTC)
Re: о причастии под двумя видами
1. Не капает и не течет. Служитель, преподающий Причастие, лишь слегка погружает самый край Гостии в Кровь Христову, немного отряхивает ее и, убедившись в том, преподает причастнику. За всю жизнь я не помню ни одного случая, чтобы такое произошло.

2. Нет запрета мирянам касаться священных сосудов. Вы что-то неправильно поняли.

В византийском обряде КЦ Причастие преподается лжицею, как в ПЦ. (Если это - единственная проблема).
sibeaster
May. 12th, 2013 08:37 pm (UTC)
Re: о причастии под двумя видами
Не, я читал внимательно!
По п. 2 я имел в виду п. 160 Наставления: "Верным не позволено самим брать руками освящённый Хлеб и святую Чашу и, тем более, передавать их друг другу из рук в руки".
При этом то же мудрое Наставление учит в п. 286: "Тогда служитель даёт ему Чашу, которую причастник собственноручно подносит к своим устам. Причастник испивает немного из Чаши, отдаёт её служителю и отходит".
А п. 284 расшифровывает, кто же этот служитель: "Обычно при Чаше служит диакон, или, в случае его отсутствия, пресвитер; или поставленный аколит, или другой экстраординарный служитель Причащения; или же кто-то из верных, которому в случае необходимости доверяется однократно исполнять это служение". То есть допускается ситуация, когда Чашу держит не пресвитер, и этот не-пресвитер передает Чашу мирянам для причащения.

Я один вижу тут противоречия? И, кстати, те Чаши, которые я видел используемыми на мессе, были очень маленькими, так что их использовать для причащения многих затруднительно...
piotr_sakharov
May. 13th, 2013 12:06 am (UTC)
Re: о причастии под двумя видами
В п. 160 имеются в виду две конкретные практики причащения, возникшие в некоторых общинах в пореформенный период, но со временем запрещенные Ватиканом (хотя по-прежнему вопреки запретам в некоторых местах это практикуется):
1) предстоятель ставит патену с освященными гостиями и Чашу на престол, каждый из верных подходит, сам берет и вкушает Гостию, затем сам берет Чашу и причащается Крови Христовой;
либо:
2) верные становятся в круг (или, если их много, создают несколько таких кругов); священник причащает одного из верных Тела Христова и передает ему патену с гостиями, тот причащает стоящего рядом и передает ему патену; тот причащает следующего и передает патену уже ему, и т.д. по кругу; затем (или тем временем) священник дает одному из верных причаститься Крови Христовой; тот передает Чашу следующему, и т.д.
Вот это не разрешается. От престола причащаются только клирики. Остальным причастие преподается священниками или иными служителями из числа мирян, но каждый из этих служителей получает сосуды с Дарами из рук священника.

Классические чаши латинского обряда действительно маленькие или даже очень маленькие, поскольку Крови Христовой причащался только один священник (со времен Средневековья до совсем недавнего времени в римском обряде почти полностью отсутствовала практика сослужения). С возрождением сослужения и причащения под двумя видами стали появляться и более крупные чаши (кроме того, на службах с участием большого числа народа и причащением под двумя видами) нередко используют сразу несколько чаш.
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow