?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

(ровно 40 лет назад)


В юности я мечтал стать священником. Подумывал я об этом еще задолго до крещения. А сразу после того, как крестился, стал подумывать еще более конкретно.

У меня был приятель Сашка Жиляев (ныне – архимандрит Нестор (Жиляев): если ввести это сочетание в Гугл или Яндекс, можно что-нибудь о нем найти). Сашка был на два года старше меня. Он успел отучиться год в каком-то химическом вузе, но, уверовав, твердо решил идти в семинарию. Говорил мне, что после вуза туда почти нет шансов поступить (и в этом была немалая доля правды). У Сашки был белый билет по зрению, армия ему не грозила, и он мог легко позволить себе роскошь уйти из института. Чтобы поступить в семинарию, Сашка работал сторожем в Елоховском патриаршем соборе: там собственно мы с ним и познакомились.

Мне было тогда 16 лет. Я был в 10-м классе (в ту пору – последнем, выпускном). И я хотел получить сперва светское образование, а потом уже – духовное, но подготавливать себя к этому заранее. И вообще я еще ничего толком не знал – чего и как я хочу в грядущей взрослой жизни.

Сашка сразу сказал мне, что для того, чтобы поступить в Московскую духовную семинарию, надо обязательно иметь духовника в Троице-Сергиевой лавре. (На самом деле, вовсе не зависело поступление туда от наличия духовника в лавре: это был миф, усердно распространяемый лаврскими младостарцами с целью стяжания новых душ себе в духовное рабство, но я этого еще не мог знать). У Сашки такой духовник уже был – иеромонах Амвросий (ныне – известнейший «старец» земли Русской архимандрит Амвросий (Юрасов), духовник женской обители в Иваново, в которой иконы мироточат уже с такой интенсивностью, что того и гляди затопят миром и город, и окрестности: поисковые системы на это сочетание слов тоже могут выдать много всего интересного, а народная молва и того боле).

И Сашка посоветовал мне стать тоже духовным чадом отца Амвросия. И я согласился. Мы договорились, что в следующий же раз, когда Сашка поедет в Лавру к о. Амвросию, он возьмет меня с собой и представит о. Амвросию. Этот следующий раз не заставил себя ждать: совсем скоро, в субботу 6 октября, мы ближе к вечеру отправились в Загорск. Это было всего за день до осеннего Сергия, в связи с чем в Лавре уже было больше паломников, чем обычно.

Сашка объяснил мне, что исповедь будет совсем поздно вечером или даже ночью, что ночевать придется в храме и чтобы я запасся газеткой, которую можно будет расстелить на полу, чтобы поспать.

Мы прибыли в Лавру к концу Всенощной в Успенском соборе. Предстоятельствовал очень импозантный тогдашний лаврский наместник архимандрит Иероним, всё было красиво и величественно. В Лавре я был далеко не первый раз. Должен честно сознаться, что с самого первого туда приезда я ее невзлюбил и бывать в ней мне не доставляло удовольствия. Во всем царившем там духе (там – это в обретавшемся в ней духовенстве и народе) было что-то решительно не моё, что-то радикально не то, чего я искал в христианстве. И любой самый сермяжный и бардачный московский приходской храм был мне значительно милее этой «твердыни православного благочестия». Поскольку и преподобного Сергия я воспринимал скорее умозрительно, чем близко к сердцу (что отчасти и осталось впоследствии), его присутствие не многим улучшало мое восприятие Лавры. Не улучшали его и эстетические достоинства отдельных лаврских служб.

После Всенощной мы переместились в особо нелюбимый мною Трапезный храм (не любил я его, прежде всего, за то, что в нем всегда царил довольно мерзкий запах, канализационный какой-то). Храм был полон народу – в основном женщин: преобладали бабки, но было немало и среднего возраста, совсем простых, большей частью из глубокой провинции, со всего Союза. Там было, кажется, Повечерие, а за ним Полунощница. И в это время о. Амвросий провел довольно пространную общую исповедь, обильно полнящуюся адопугательным фольклором и перечнями торговых и сексуальных грехов. А потом все стали разбредаться для индивидуальной исповеди по отдельным батюшкам. (Как я узнал в ту ночь, некоторые ставили своей целью исповедаться подряд у нескольких конкретных батюшек [sic! – П.С.] и успешно эту цель выполняли).

Сашка представил меня о. Амвросию, каждый из нас поисповедался ему индивидуально. Ничего особенного я не запомнил (ни положительного, ни отрицательного – того, что впоследствии стало мне известно как специфически младостарческое). Мы вышли из храма. Полночь еще не наступила, поэтому мы откушали запасенных снедей и даже покурили, а затем вернулись в Трапезный храм. Расстелили газетки где-то ближе к стенке недалеко от паперти. Сашка мгновенно заснул. У меня не получалось, и я слушал разговоры вокруг. Наслушался такого, чего впоследствии мне редко доводилось приобщиться. В основном это были истории как бы «из жизни» очень фольклорного характера – про колдунов каких-то и т.п. Короче, мракобесия я в ту ночь хлебнул выше крыши, и оно окончательно вписалось для меня в образ Лавры.

Потом разные бабки стали просить меня писать им под диктовку записки за здравие и за упокой (кто из-за неумения грамоте, кто из-за подслеповатости). И каждая, кому я писал, норовила мне монетку всучить или даже несколько за труды. Я отказывался, но они просто стали мне в карман класть деньги. К утру мои карманы были полны мелочи.

Часа в 4 Сашка неожиданно проснулся и сказал, что поедет в Москву, поскольку хочет Литургию быть в Соборе. Я же остался ждать Литургию в Трапезном храме. И вот в 5 часов появились первые монахи с корзинами просфор. Ближе к 6-ти – Входные молитвы и Часы, а в 6 и ранняя Литургия началась. Вот тогда меня стало в сон клонить. Я даже точно помню, что от Херувимской до Достойно (м.б., потому что, согласно житию, преп. Сергий именно в эти моменты Литургии возопил во чреве матери) я спал – стоя, даже сны какие-то видел, хотя на Верую попытался проснуться и даже подпевать.

Я причастился, Литургия закончилась. Я вышел из Лавры. Позавтракал в каком-то кафетерии, и именно тогда мне пришла в голову идея: а почему бы мне на обратном пути в Москву не заехать в Пушкино, чтобы наконец-то посмотреть на отца Александра Меня? Я уже читал к тому времени некоторые из его книг, много о нем слышал и даже знал нескольких людей (кстати, некоторые из них были католиками), которые были знакомы с ним лично и даже обещали меня к нему свозить.

Я сел в электричку, тотчас заснул, чуть не проспал Пушкино, но всё-таки успел вовремя там выскочить. Я не знал конкретного местоположения храма, где служил о. Александр. Знал только, что это в Пушкино. Спросил у каких-то людей, где тут церковь. Они показали мне, на какой автобус сесть. Я сел, доехал до церкви и, только уже входя в нее, понял, что этот храм каменный, а про церковь о. Александра мне точно говорили, что она деревянная. Начал расспрашивать людей, где тут поблизости есть деревянная. Кто-то мне, наконец, объяснил, что это в Новой Деревне, и что туда надо ехать на таком-то автобусе, а оттуда еще пешком сколько-то пройти. Я проделал этот путь и очутился, в конце концов, в том самом деревянном храме. Литургия определенно давно закончилась, шел какой-то заказной молебен с водосвятием, и я сразу понял, что служащий его священник по всем описаниям совпадает с тем, что мне рассказывали о внешности о. Александра. Я подошел поближе к молящимся и стал, как обычно, подпевать (в то время я уже хорошо знал на память многие песнопения основных служб). Молебен закончился, народ стал подходить к кресту, подошел и я...

В этот момент отец Александр спросил меня: «Вас, кажется, Петей зовут?»

Как он мне потом объяснил, никакой мистики в этом не было: просто те мои знакомые, о которых я написал выше, рассказывали ему, что есть такой мальчик Петя, который хочет с ним познакомиться, и этот мальчик Петя очень смышленый и начитанный и, кроме того, очень хорошо знает службу и многое помнит без книжки... Вот он и подумал...

*     *     *

У о. Амвросия (Юрасова) я исповедался еще пару раз в течение того года. Потом его из Лавры ушли, да и я к тому времени уже разобрался немного в мифологии; впрочем, я уже и не очень стремился «правильно» обеспечить себе поступление в семинарию. После этого мы с ним больше не встречались.

*     *     *

С о. Александром Менем мы вскоре стали много общаться и очень сдружились. Хотя я и исповедался у него иногда, я никогда не был его духовным чадом и прихожанином его храма. Вместе с тем, бывая в нем наездами, я нередко читал там и прислуживал в алтаре. Лично о. Александру я обязан значительной частью своих знаний в области церковных наук.


Comments

( 15 comments — Leave a comment )
a_kor
Oct. 6th, 2013 11:31 pm (UTC)
Очень интересно!
krysya
Oct. 7th, 2013 04:24 am (UTC)
Спасибо, Петр Дмитриевич.
odziy
Oct. 7th, 2013 05:26 am (UTC)
Хо, не знал, что Юрасов лаврский! )))
Я-то сам воцерковлялся даже не столько в Лавре, сколько в МДА и для меня лаврским храмом изначально был Покровский храм Академии.
Очень жалею, что отец Александр со своими книгами прошёл практически мимо меня.
piotr_sakharov
Oct. 7th, 2013 11:24 am (UTC)
Юрасов был из гнезда "великого старца" Наума (Байбородина).
odziy
Oct. 7th, 2013 11:28 am (UTC)
Опппаньки! Почему-то я не удивлён )))
Тогда это многое объясняет. Ту же зацикленность на сексуальных моментах.

Edited at 2013-10-07 11:31 am (UTC)
piotr_sakharov
Oct. 7th, 2013 04:24 pm (UTC)
Думаю, что здесь не всё объясняется одной лишь преемственностью определенной пастырской "школе". Подозреваю, что в его конкретном случае открывается широкое поле исследований для психоаналитиков и, возможно, сексопатологов. Впрочем, сам я не являюсь специалистом ни в том, ни в другом, да и представления мои о данном персонаже основываются большей частью на устных источниках, а потому я предпочел бы - по крайней мере, пока - воздержаться от дальнейшего обсуждения особенностей его пастырской практики.
ester_13
Oct. 7th, 2013 07:26 am (UTC)
Очень интересный рассказ!
ne_berta
Oct. 7th, 2013 01:07 pm (UTC)
А дальше? А продолжение? А почему так мало и редко пишете?
Ну ведь интересно же!!!!
piotr_sakharov
Oct. 7th, 2013 01:39 pm (UTC)
Я не способен на большие и продолжительные проекты. Отдельное пятнышко выхватить из памяти - это да. А вот связные мемуары едва ли когда-нибудь возьмусь писать.

Почему так мало и редко пишу? Много причин: лень, притупилась потребность, и т.д.
Между прочим, одной из причин ослабления моей активности в ЖЖ оказалось то, что я стал слишком уж серьезно к нему относиться. Вот хочется, например, чем-то поделиться (служба какая-то, спектакль, наблюдение какое). Сразу же написать самые первые впечатления - а, устал сегодня, завтра-послезавтра напишу. Назавтра начинаешь рефлектировать: нет, это надо обдумать, про то-то и то-то надо ссылки собрать да иллюстрации подобрать, и прочая, и прочая. Рефлектирование затягивается. Через какое-то время либо понимаешь, что уже актуальность пропала, либо сам охладеваешь к этой теме, и всё.
ne_berta
Oct. 7th, 2013 05:28 pm (UTC)
как все знакомо...
edgar_leitan
Oct. 11th, 2013 10:20 am (UTC)
Ох, как знакомо (о ЖЖ)! Спасибо за этот прелюбопытный рассказ. Очень люблю мемуары, особенно о святой Матушке Цэ-Цэ :)

Edited at 2013-10-11 10:20 am (UTC)
pani_biedronka
Oct. 7th, 2013 01:27 pm (UTC)
очень интересно!

приветствую,кстати, вновь :)
piotr_sakharov
Oct. 7th, 2013 01:39 pm (UTC)
и я Вас приветствую:)
jacopone_da
Oct. 9th, 2013 07:58 am (UTC)
Как хорошо. А там обязательно было на газетках спать или можно было и спальный мешок принести? На газетке не очень-то заснешь...
piotr_sakharov
Oct. 9th, 2013 01:48 pm (UTC)
Честно говоря, я вообще тогда об этом не очень задумывался и не придал серьезного значения, когда он мне об этом сказал.
Но сейчас я соображаю, что спальный мешок, конечно, и можно было, но он бы создавал дополнительные неудобства при стоянии на службе в довольно полном храме. А кроме того (это я уже с колокольни последующего опыта): наверняка, он вызывал бы много шИканий - как любой реквизит, непривычный в храме для его посетителей. (Вспоминаю, например, что в то время редкостью были сумки, носимые на плече: так очень часто на меня шикали и требовали снять с плеча, - хотя ни в каких церковных правилах ничего на эту тему даже близко не лежало).
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow