?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Mesembria liturgica

Святить на отдыхе День Господень я решил, распределив его между двумя литургическими традициями - исконной для Болгарии со времени принятия ею христианства византийской и "импортной" римской: в субботу вечером пойти на воскресную вечерню в какой-нибудь приход Болгарской Православной Церкви, а собственно в воскресенье съездить в ближайший католический храм, который находится в Бургасе. (Вечерню - потому что у болгар, придерживающихся в основном студийского устава, под праздники совершается не всенощная, а только вечерня с Евангелием, утреня же служится в воскресенье утром, непосредственно предваряя Божественную литургию).

По моим вычислениям один из ближайших действующих православных храмов - в Несéбыре, до которого от нас примерно 20 минут на автобусе. В этом дивном древнем городке, некогда именовавшемся "Жемчужиною Эвксинского понта", более десятка средне- и поздневизантийских храмов, но, хотя все они каким-то образом числятся под омофором Болгарской Православной Церкви, действует только храм Успения Богородицы, возведенный в XIX в.

Я пришел туда к 6 часам вечера. Вечерни там не было, а в пустом храме совершалось венчание. Помимо батюшки, который был и за священника, и за чтеца, и за алтарника, и за хор, там было всего четыре человека: жених, невеста, шафер и шаферша - все четверо со всею очевидностью люди совершенно нецерковные. Все не очень уж молодые, но и не старые. На невесте было черное мини (sic!) платье, черная накидка на голове и черные туфли на высоких каблуках. Не знаю, является ли черный цвет на венчании какой-то местной традицией или же он продиктован вкусами участников таинства. На шаферше тоже преобладал черный цвет, но туфельки на высоком каблуке были красными. На женихе - джинсы, кроссовки и черная футболка. Но больше всего мне понравилось вот что: на задней стороне футболки был белый (вернее, светлый) квадрат, за краями которого виднелись хвостики каких-то букв.

Вскоре я сообразил: футболка на женихе оказалась с какой-то надписью, которую сочли неуместной и в срочном порядке завесили тряпочкой. И я считаю, что правильно. Как раз надписи, символы и изображения на одежде представляются мне куда более существенным предметом дресскода для посетителей храмов, нежели степень обнаженности тех или иных частей сотворенного Богом тела. И уж, тем более, для тех, кто исполняет литургические служения (например, пение или чтение: у нас сплошь и рядом под пение псалма или чтение апостола созерцаешь то группу "Metallica", то ян и инь, то "вежливых людей").

Поинтересовался я, будет ли вечерня. Нет, вечерня у них не служится, только утреня и литургия в воскресенье утром.

*     *     *

Как я уже говорил, я планировал в воскресенье поехать в католический храм Бургаса. Я хотел посетить там утром мессу на болгарском языке. Но на сайте бургасского прихода, окормляемого польскими капуцинами, я узнал, что в летние месяцы по воскресеньям в 8 часов вечера месса служится также в Несебыре (надо полагать, для обилия отдыхающих в этой части побережья католиков). В конечном счете, я решил пойти туда. Во-первых, признаюсь честно, лень мне было тащиться в Бургас по 34-градусной жаре. Во-вторых, по многолетнему опыту я знаю, что июль и август - время, когда литургическая жизнь входит в приглушенную фазу и когда, побывав на воскресной службе, невозможно получить адекватное представление о том, как проходят здесь богослужения в более "нормальные" периоды года.

Место проведения этих воскресных месс в Несебыре - городской конференц-зал. Я, конечно, догадывался, что это будет мша шьвента в ёнзыку нашей вяры, - так оно и оказалось. Туда собрались в основном поляки. Кажется, я там был единственный не-поляк. Народу очень много. Вообще в этой части Болгарии летом численно преобладающим народом является богоносец - наших там, похоже, больше, чем самих болгар: огромная часть недвижимости скуплена русскими. Но поляков тоже порядком приезжает на отдых. А потому в конференц-зале на мессе были не только заняты все сидячие места, но и в проходах много людей стояло. Очень живая служба, весь народ пел, и служили капуцины осмысленно, и проповедь хорошая. Короче говоря, доволен я остался, что туда пошел.

*     *     *

Очень повеселил меня один благочестивый польский дедушка, на груди которого сиял поверх одежды большой украшенный протоиерейский крест, -  подозреваю, что купленный в какой-нибудь здешней антикварной лавке без всякой мысли о том, что это предмет православного священнического или архиерейского облачения.

*     *     *

Более же всего меня удивили в Несебыре два обстоятельства.

Одно - что тот конференц-зал, в котором совершается по воскресеньям месса, предоставляется католикам муниципалитетом Несебыра совершенно безвозмездно.

Другое - что в Несебыре есть набережная, носящая имя Анджело Ронкалли. Напомню, что это мирское имя святого Иоанна XXIII, Папы Римского. С 1925 по 1934 гг. Анджело Ронкалли был Апостольским нунцием в Болгарии. А позже, 25 декабря 1934 г., он был назначен титулярным архиепископом Месемврийским (т.е. Несебырским) и именно в этом звании осуществлял свое служение сперва Апостольским делегатом в Турции, а затем Апостольским нунцием во Франции, вплоть до 1953 г., когда он был назначен Патриархом Венеции. Кратко об этих деталях биографии Иоанна XXIII сообщает табличка с его портретом в начале набережной.

Это ж как могла православная страна дойти до жизни такой? Неужели так можно хотеть вписаться по самые гланды в эту голимую Гейропу, чтобы, пренебрегши и конфессиональной гордостию, и всяким радением о незыблемости канонических территорий, предоставлять помещение для прозелитизма, да еще и за бесплатно? Чтобы в исконно православном городе назвать набережную именем главы лютейшей из всех еретических вер, да к тому же некогда незаконно носившего титул исконно православной Месемврийской кафедры? (А ведь они, лукавые, несмотря на все льстивые заверения в братской любви до сих пор не отреклись от этой порочной практики, и по сей день титул архиепископа Месемврийского носит кардинал Лорис Каповилла, в прошлом секретарь Иоанна XXIII).

Не иначе, правы некоторые честнЫе старцы, когда утверждают, что православие за пределами РПЦ - давно уже никакое не Православие...


*     *     *

Вспоминая плотное сонмище собравшихся с окрестных курортов на воскресную мессу поляков, тщетно пытаюсь отгнать от себя суетное любопытство: а где святит День Господень массово отдыхающий на бОлгарских побережиях богоносец с его 80-ю (или сколько их там?) процентами? Похоже, прав был один из моих френдов, сказавший: "На то он, видать, и богоносец, что без Чаши обходиться навык"

.

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
pani_biedronka
Jul. 28th, 2015 05:44 am (UTC)
Ну вот да. Народ-Богоносец такой богоносец,что лучше водку пить..
В Бресте тоже, на мессах народу больше, чем на службе в православной церкви, хотя католиков меньше в городе
piotr_sakharov
Jul. 28th, 2015 09:57 pm (UTC)
Я, однако, сомневаюсь, можно ли причислять к Народу-Богоносцу белорусов, хоть бы и православных, в юрисдикции РПЦ МП. Это еще большой-большой вопрос.
pani_biedronka
Jul. 28th, 2015 10:27 pm (UTC)
Ну этнические белорусы чаще католики, особенно в западных областях и бывших польских территориях. Россиян в Минске много,но "православные" чаще оседают ближе к границе с Россией. На Западе русских почти нет, на востоке много. Вон, в Барановичах колледж католический, в Пинске семинарию, в Гродно вроде тоже есть учебное заведение.А ближайшая православная семинария в Минске.По крайней мере, так мне сказали.
sibeaster
Jul. 28th, 2015 10:01 am (UTC)
Все верно Вы отметили))) Когда я по молодости отдыхал в Греции, я по воскресеньям на литургию в местные церкви ходил. надо ли говорить, что среди участников русским был только я, хотя наших туристов кугом была тьма-тьмущая)))
piotr_sakharov
Aug. 21st, 2015 10:47 am (UTC)
Запоздалое прозрение
А, только сейчас понял! (до меня, как до жирафа).
Ведь православные греки и булгары - они и те, и другие новостильники. А значит - безблагодатники.
Вот богоносец и не оскверняется совместной с ними молитвою.
Ведь, как говорил великий старец о. Артемий Владимиров в одной из передач на радио "Радонеж" в лихие 90-е (слышал собственными ушами), "переход на новый стиль - это даже не ересь, это преступление против любви Божией".


Edited at 2015-08-21 10:48 am (UTC)
mdechourchegne
Jul. 28th, 2015 07:43 pm (UTC)
Странно, в 2008 католический приход был в Варне... Хотя на Мессу мы так и не попали с Сашкой, было воскресенье, 35 градусов, три - четыре маршрутки с огромными интервалами от Кранево до Варны и обратно в день, моя полная неспособность говорить с местными жителями на болгарском и понимать его на слух, хотя читаю я прилично... Мы зашли в варненский собор в самом центре - забыла, в честь кого он, - Сашка моментально заныл от духоты - я полюбовалась на росписи, на архитектуру, и мы пошли прогуляться по Варне.

На афише рядом с храмом было написано, что Варна собирается стать столицей европейской культуры. Прямо под этой афишей дорожное покрытие, состоявшее из перекошенных бетонных плиток 30 на 30 см примерно, зияло дырами, заполненными сухим песком или прокаленной серой землей. Вообще "тротуары" в центре Варны меня тогда поразили - то убитая земля, то асфальт в трещинах, то эти перекошенные бетонные плитки. Ходить по ним в сандалиях было больно. На оградах сидели тощие недоверчивые южные кошки. Пока мы ждали автобуса, поблизости на газоне кошка в течение 10 секунд, разогнавшись с места, поймала воробья и понесла его куда-то.
piotr_sakharov
Jul. 28th, 2015 10:06 pm (UTC)
В Варне есть и сейчас католический приход. Но Варна от Солнечного берега более чем в два раза дальше, чем Бургас.

Болгарский язык для русских действительно очень внятен при чтении и совершенно невнятен на слух. (В отличие от польского, с которым дело обстоит скорее наоборот).

Корявость и раздолбанность твердого покрытия - явление более или менее общее для всех бывших соцстран. Сейчас кое-где уже получше стало, а 90-х и нулевых была жуткая запущенность.
sangria_s
Aug. 2nd, 2015 12:48 pm (UTC)
Наблюдение за литургическим благочестием ближних - большой грех.
piotr_sakharov
Aug. 2nd, 2015 01:04 pm (UTC)
Я же только за наличествующим (по крайней мере, в сфере моей видимости) наблюдал. Да к тому же самым что ни на есть позитивным. А про греховность этого я ни в одном самом крутом пенитенциарии/епитимийнике не читал.
sangria_s
Aug. 2nd, 2015 01:07 pm (UTC)
Естественно - я это совсем недавно придумала.
piotr_sakharov
Aug. 2nd, 2015 01:23 pm (UTC)
Но в каком-то смысле я с этим согласен.
По крайней мере, снимать крупным планом человека, когда он молится, я считаю безобразием. И, между прочим, знаю епископов, которые в своих епархиях категорически запрещают любые съемки во время богослужений.
sangria_s
Aug. 2nd, 2015 01:26 pm (UTC)
Согласна. Но я имела в виду другое. Если кто-то отсутствует, единично или всенародно, то это его личное дело. Его грех, его молитва.
piotr_sakharov
Aug. 2nd, 2015 01:44 pm (UTC)
Так я ж не о нем, а о тех, кто настаивает на его (моего народа) исключительной (в сравнении с другими народами) богоносности - притом с конкретно обозначенной конфессиональной принадлежностью, которая вообще-то предполагает и некоторые внешние проявления, и с явно фантастическими показателями этой принадлежности в процентах.
olshananaeva
Aug. 2nd, 2015 03:29 pm (UTC)
А крест дырявый был, что на дедушке зиял?
piotr_sakharov
Aug. 2nd, 2015 03:39 pm (UTC)
Нет, вполне приличной сохранности.
olshananaeva
Aug. 2nd, 2015 03:47 pm (UTC)
:))) Тогда он сиял, а не зиял.LOL
piotr_sakharov
Aug. 2nd, 2015 03:58 pm (UTC)
Ой, спасибо, я и не заметил эту опечатку. Сейчас исправлю.
piotr_sakharov
Aug. 2nd, 2015 03:59 pm (UTC)
Как и "утрению".
olshananaeva
Aug. 2nd, 2015 03:32 pm (UTC)
Кстати, в Болгарской православной церкви практически не причащаются - подготовка требуется более месяца, и это Таинство люди торжественно принимают... ну, раз в жизни в среднем. Нормальной практикой считается Литургия без причастников. Так что, приди русский православный человек на Литургию (перед которой все-таки там, как и у греков,служится утреня, а не "утрения"), до Причастия его никто бы не допустил.
piotr_sakharov
Aug. 2nd, 2015 03:57 pm (UTC)
В 1980 г., еще в мою бытность православным, мы с женой отдыхали в Болгарии. Там бывали на литургии в храме в Балчуге и Варне. Причастников, кроме нас, не было вообще. Но нас вполне охотно исповедовали и причащали, не задавая вопросов о том, как готовились и сколько говели.

Более того, расскажу забавный случай. Несколькими годами позже один мой знакомый побывал в Варне. Пошел там в собор и увидел, что на воскресной литургии ни одного причастника. После службы разговорился с каким-то из местных прихожан и спросил: что же у вас никто не причащается? А тот ему сказал, что за всю жизнь видел в этом храме причастников только один раз - какая-то заезжая супружеская пара исповедалась и причащалась. По описаниям мой приятель понял, что это были как раз мы с женой.

Но в том же году в Софии я видел достаточно большое число причастников.

Насчет месяца говения - никогда такого не слышал. Мы беседовали об этом в том же году с тогда болгарским епископом Партением (духовником последней болгарской царицы, крестившим некогда наследника престола вел. князя Симеона: см. в рус. Википедии ст. "Парфений (Стаматов)"), и он говорил мне о трех днях строгого поста (хотя лучше и больше) или, на худой конец, одном дне совсем строгого.



olshananaeva
Aug. 2nd, 2015 03:58 pm (UTC)
Это, видимо, вы на обновленцев напали :)
piotr_sakharov
Aug. 2nd, 2015 04:04 pm (UTC)
:)

Сейчас попытался очередную опечатку исправить, а мне ЖЖ отвечает: "Вы не можете изменить этот комментарий, поскольку на него уже ответили."

Короче, "с тогда болгарским епископом Партением" - слово "тогда" лишнее.
olshananaeva
Aug. 2nd, 2015 06:17 pm (UTC)
как все сурово в жж :)
( 23 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow