?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

(По случаю Всемирного дня театра)


Предлагаю вниманию читателей один из самых моих удачных опытов в жанре энциклопедической статьи - статью "Театр" в российской "Католической Энциклопедии" в ее первоначальной, допечатной версии, которая содержит некоторую полезную информацию, не сохраненную в опубликованной статье.

Но прежде немного истории.

Когда 4-й том "Энциклопедии" был уже почти готов, неожиданно ко мне обратились коллеги из редакции "Энциклопедии". Как выяснилось, они обнаружили, что в словнике была заявлена статья "Театр", про которую совсем забыли и никому ее не заказали...

- ...Вот мы и вспомнили, что ты у нас по образованию театровед, и решили, что тебе в самый раз ее и написать. Но ты имей в виду, что сроки совсем уже поджимают, да и места не осталось. На всё про всё тебе три страницы (т.е. по 1800 знаков с пробелами - П.С.), постарайся уложиться.

Я охотно согласился и с большим воодушевлением принялся за работу. Но задача была непростая. И дело не только в сроках и критически малом объеме. В любом справочном издании, имеющем конкретную специализацию (каковую имеет и "Католическая Энциклопедия") любая статья о ком-то или о чем-то, не принадлежащем основной тематике этого издания напрямую, должна всё же отличаться от статьи на ту же тему в обычной не-тематической энциклопедии; и отличаться она должна тем, что в ней будут так или иначе высвечены связи между предметом статьи и основной тематикой издания. К примеру, статья "Байрон" для, допустим, "Архитектурной Энциклопедии" не должна ограничиваться очерком жизни и творчества великого английского поэта (и такому очерку надлежит быть во много раз более кратким, чем, скажем, в "Литературной Энциклопедии"), а должна содержать сведения о том, какое значение имела для лорда Байрона архитектура и какое она нашла отражение в его литературном наследии, а может быть, и о том, как его поэзия повлияла на зодчество в последующие времена; и т.п. Надо честно признать, что на страницах "Католической Энциклопедии" кое-где у нас порой можно, к сожалению, встретить статьи, в которых предмет их описания не обнаруживает никаких связей или корреляций с Католической Церковью или даже шире - с христианством. В случае с театром для меня было очевидно, что значительная часть статьи должна быть именно о взаимоотношениях и взаимосвязях между театром и Церковью (притом не только Католической), а для общих сведений о театре следует оставить лишь относительно малую долю объема. Так я и поступил. Правда, объем я всё-таки немного превысил. Статья была чуть-чуть порезана; редакторы руководствовались при этом не какими-то цензурными соображениями, а просто пытались сократить объем, убрав то, что казалось им менее важным. Жалко, однако, что в процессе этой редакторской резки пропала информация, которая представляется мне существенной для рассмотрения театра в соответствующем контексте: в частности, исчезли пассажи о раннехристианской лексике, относящейся к театральному искусству, и (что особенно печально) комментарии по поводу слова "лицедейство".

Пользуюсь случаем восполнить в публичном пространстве эти неоправданные лакуны печатной версии.


ТЕÁТР (греч. θέατρον – буквально ‘зрелище’ или ‘место для зрелищ’, от глагола θεάομαι – ‘смотреть’; лат. theatrum) – род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Т. представляет собой основной род зрелищных искусств. Слово т. используется также в значении: театрального здания; культурного учреждения, осуществляющего зрелищные мероприятия; того или иного направления в театральном искусстве.

Те или иные формы т. существуют у мн. народов мира, у некоторых – с глубокой древности. В наст. время большинство исследователей считает, что т. у различных народов происходит из религ. ритуала, однако есть также гипотезы о чисто светском или смешанном его происхождении.

В некоторых древних цивилизациях, наряду с разновидностями нар. театральных зрелищ и религ. мистериальными действами, т. оформляется как высоко развитый род искусства, который является уже самостоятельным феноменом культуры; он требует участия профессиональных актеров и основывается на  специально предназначенном для него роде литературы – драме (в V в. до н.э. – в Греции, откуда несколько позже распространяется и в Рим; в первые вв. н.э. – в Индии).

В Средние века т. и драматургия развиваются в некоторых странах Европы (здесь в известной мере сохраняется преемственность от античности), а на Востоке – в Китае и Японии. В ряде стран Запада, наряду с религ. действами, складываются различные формы светского т., который как профессиональное искусство достигает высокого развития в эпоху Возрождения и, особенно, классицизма; тогда же в историю литературы входят имена ряда выдающихся авторов, сочинявших преимущественно для т. (У.Шекспир, Лопе де Вега, П.Кальдерон, П.Корнель, Ж.Расин, Ж.-Б.Мольер и др.).

В ходе дальнейшей эволюции т. во мн. европейских странах возрастает жанровое и стилистическое многообразие драматургии и театрального искусства; впоследствии сложившиеся в Европе традиции т. распространяются и за пределами Европы.

История т. в России – помимо известных еще в Древней Руси элементов народного т. (скоморохи), а также некоторых пара-литург. действ – начинается с создания в 1672 придворного т. К кон. XVIII в. т. становится заметной частью рус. культуры, сохраняя в ней важное значение во всей последующей ее истории.

Развитие т. обогатило в XVIII-XX в. литературу мн. драматургическими шедеврами; в числе их авторов – К.Гольдони и К.Гоцци в Италии, Г.Лессинг, И.В.Гёте, Ф.Шиллер, Э.Т.А.Гофман, Л.Тик, Г.Клейст и Б.Брехт в Германии, Вольтер, Д.Дидро, П.Бомарше, Э.Скриб, В. Гюго, П. Мериме, О. Бальзак, Э.Ростан, Ж.П.Сартр, Ж.Ануй и А.Камю во Франции, Г.Филдинг, Р.Шеридан, Дж.Байрон, О.Уайльд и Б.Шоу в Англии, А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, А.В.Сухово-Кобылин, А.К.Толстой, А.Н.Островский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.Горький, М.А.Булгаков, Л.М.Леонов и А.В.Вампилов в России, А.Мицкевич и Ю.Словацкий в Польше, Г.Ибсен и К. Гамсун в Норвегии, М.Метерлинк и Э.Верхарн в Бельгии, Ю. О’Нил, Теннесси Уильямс и А.Миллер в США и др.

В Новое время наблюдается тенденция к усложнению театрального искусства и выделению в нем различных видов профессиональной специализации, среди которых с сер. XIX в. особое место принадлежит профессии режиссера, осуществляющего ту или иную театральную постановку в соответствии с собственным худож. замыслом. В случае руководства отдельным т. режиссер зачастую реализует во всей его деятельности определенную худож. концепцию. Некоторые режиссеры в процессе своего творчества вырабатывали собственные теории т. в целом или каких-либо сторон театрального искусства, оказывавшие существенное влияние на дальнейшее развитие мирового т. Одна из наиболее значительных теорий такого рода была сформулирована в 1-й пол XX в. известным рус. актером и режиссером К.С.Станиславским и по его имени называется системой Станиславского; эта совокупность методов создания актером роли и перевоплощения в сценический образ стала благодаря ее широкому признанию основой обучения актеров во мн. театральных учебных заведениях различных стран мира. В тот же период франц. писатель, актер и режиссер А.Арто разработал теорию т. жестокости, в которой противопоставил т., удовлетворяющему традиционные запросы публики, т., ведущий к обнаружению истинного смысла человеческого существования посредством разрушения случайных форм и тем самым реализующий аристотелевский катарсис. Среди теорий т., возникших во 2-й пол. XX, разработанная польск. режиссером Е.Гротовским идея бедного т., предполагающая принципиальный отказ от театральных эффектов, включая и сценографию, и полную сосредоточенность на актере с максимальным использованием его возможностей.

В традиции мн. народов известны виды сценического искусства, исключающие произносимый текст (пантомима) или зримое присутствие актера на сцене (т. кукол, т. плоских фигур, т. теней).

Т. изначально представляет собой синтез различных родов искусства (музыка, танец, литература, изобразительное и декоративно-прикладное искусство и др.). В Новое время наряду с драматическим т. начинает самостоятельно развиваться музыкальный т., в котором складываются различные виды сценического искусства: опера, балет, оперетта, мюзикл и др.

Мн. элементы т. находят свое продолжение в новейших родах искусства, особенно – в → кинематографии. Последняя, однако, лишена живого взаимодействия между актером и зрителем, которое, как правило, имеет для т. существенное значение.

Отношение Церкви к театру

С первых вв. существования христ. Церкви заметно решительное неприятие ею античного т., чему обнаруживается немало свидетельств в памятниках святоотеческой письменности и постановлениях ряда поместных соборов. Самые ранние обличения т. появляются в трудах → Тертуллиана (особенно, в трактате О зрелищах), позже у → Киприана Карфагенского и → Августина, на Востоке – у → Иоанна Златоуста  . Осн. причиной такого отношения была по-прежнему тесная связь античного т. с языческим культом, участие в котором граничило для христианина с отступничеством. По мнению Отцов Церкви, посещение христианином т. было чревато соблазном к идолопоклонству.

Кроме того, они порицали развращающее действие т. и говорили о неприемлемости его для христиан с нравственной точки зрения. Некоторыми из Отцов комедии ставятся в один ряд с гладиаторским боями. По убеждению Тертуллиана т. есть «подлинный притон бесстыдства, где можно научиться лишь тому, что повсеместно осуждается»; «комедия есть школа нечистоты, а трагедия учит только жестокости, злочестию и варварству». Иоанн Златоуст в Слове на Пасху 399 г. говорит о том, что сюжетами и самими средствами изображения персонажей т. способен развращать нравы христиан (безнравственность позднеантичного т. признавалась даже некоторыми язычниками: так, Юлиан Отступник запрещает им посещать т.).

Наконец, существенной причиной критики т. со стороны Церкви было несоответствие чувственных искусств христ. аскетическим идеалам.

В контексте отношения Церкви к т. заслуживают внимания некоторые особенности связанной с ним лексики. Осн. круг терминов восходит к греч. глаголу ὑποκρίνομαι, у которого часть значений нравственно нейтральна (притворяться, интерпретировать, играть на сцене, декламировать), но который может использоваться также в значении «лицемерить». Поэтому «актер» и «лицемер» обозначаются в греч. одним и тем же словом (ὑποκριτής); сходным образом обстоит дело с понятиями «лицемерие» и «актерская игра» (ὑπόκρισις). В церк. полемике против т. зачастую обыгрывалась эта двусмысленность.

Помимо полемики известны дисциплинарные нормы запретительного характера: так, Эльвирский собор (306) требовал от актеров, желавших принять крещение, отказа от профессии; Арелатский собор (314) подтвердил это требование и постановил отлучать актеров, продолжающих свои занятия; Апост. правила (кон. IV в) закрывают женившемуся на актрисе доступ к поставлению в клир; Трульский собор (681) запрещает «кому-либо из числящихся в священном чине или монахов развлекаться на конских бегах, или присутствовать на сценических играх (θυμελικών παιγνίων)» (правило 24); и т.п.

Вместе с тем, отношение к чтению античной драматургии было более терпимым, а некоторыми из Отцов Церкви оно, с оговорками, даже поощрялось; так или иначе, большая часть дошедших до нас текстов античных драматургов сохранилась благодаря тому, что переписывалась христианами (в Средние века – преимущественно в монаш. среде).

Хотя в эпоху зрелого средневековья в лоне Церкви складываются собственные формы театрального искусства (см. ниже), в Западной и Восточной Европе сохраняется критическое отношение к светскому т. – как нар., так и профессиональному, возрастая по мере его становления. В Католической Церкви нападки на т. усиливаются в период Контрреформации (среди ревностных обличителей был, в частн., → Карл Борромео). Особенно непримиримой борьба Церкви против т. оказалась во Франции, где в период с XVII по нач. XIX в. она принимала временами крайне жесткие формы (вплоть до → экскоммуникации актеров и отказа им в церк. погребении).

Сходные явления наблюдались и в некоторых направлениях протестантизма (напр., у → пуритан).

На Руси с первых же вв. распространения там христианства заметно, как и на Западе, обличение церк. деятелями нар. увеселительных зрелищ; имели место случаи преследования скоморохов со стороны Церкви.

Со становлением профессионального светского т. преобладает настороженное отношение к нему правосл. пастырей. Примечательно, что греч. слово ὑπόκρισις, калькированное в церк.-слав. как ‘лицедейство’, приобрело отчетливо негативные коннотации. Известны и крайне резкие оценки т. со стороны наиболее ригористичных пастырей. Так, напр., Иоанн Кронштадтский призывал отвергать т., как и все иные виды развлечений.

Т. в Российской империи находился под постоянным контролем церк. цензуры, который нередко оборачивался запретом той или иной постановки или купюрами в ней. Под запрет церк. цензуры нередко попадало присутствие на сцене дух. лиц в качестве персонажей (даже вполне положительных), а также споров о вере.

В XX в. отношение к т. различных христ. конфессий в разных странах мира становится более умеренным. Хотя критику т. со ссылками на ранних Отцов Церкви можно встретить у некоторых церк. деятелей и по сей день, их оппоненты находят в полемике с ними немало весомых аргументов, в частн., справедливо указывая на то, что святоотеческое отношение к т. сложилось тогда, когда тот был слишком тесно связан с языческой религией.

Католическая Церковь, утверждая на II Ватиканском соборе, «законную автономию человеческой культуры» (GS 59), настаивает на праве каждого человека на то, чтобы, «блюдя нравственный порядок и общую пользу, он мог свободно искать истину, выражать свое мнение и распространять его, а также заниматься любым искусством» (там же).

Отцы Собора подчеркивают, что «следует радеть о том, чтобы древнее и благородное сценическое искусство, которое ныне уже распространяется широко благодаря средствам массовой коммуникации, стремилось дать зрителям культурное и нравственное воспитание» (Декрет Inter Mirifica 14). «Нужно также воспитывать театральных артистов и помогать им, чтобы своим искусством они успешно содействовали благу общества» (там же 15).


Христианский театр

При негативном отношении Церкви к светскому т., в ее лоне – как на Западе, так и на Востоке – постепенно зарождаются новые формы театрального искусства.

Уже в раннее средневековье в некоторых торжественных богослужениях появляются элементы театрализации: таковы, напр., процессии в Вербное воскресенье, во время которых предстоятель на осле подъезжал к храму, изображая Вход Господень в Иерусалим, обряд омовения ног в Вел. четверг, в котором епископ, омывая ноги 12 священникам, зримо повторял действия Христа в начале Тайной вечери, и т.п.

В X в. саксонская монахиня Хросвита Гандерсгеймская, которая справедливо считается первым европейским драматургом со времен античности, написала несколько назидательных «комедий» в духе Теренция (хотя, вероятно, они были предназначены только для чтения). Вместе с тем ее современник еп. Этельвольд Винчестерский сообщает о «достославном обычае» устраивать в храмах во время богослужений или после них представления о смерти и воскресении Христа, содержащие пантомиму и диалоги.

В эпоху зрелого средневековья театрализованные действа, инкорпорированные в богослужения или пара-литургические обряды (либо тесно примыкающие к ним)  и перекликающиеся с ними тематически, становятся важной составляющей церк. худож. культуры (см. ДРАМА ЛИТУРГИЧЕСКАЯ).

Параллельно возникают и др. виды представлений, не связанные столь тесно с богослужением, но имеющие религ. содержание. Оформляется несколько жанров таких представлений: → мистерия, → миракль, моралите (назидательные представления, в которых действующими лицами являются не люди, а отвлеченные понятия) и др. В Испании в период позднего средневековья складывается особый жанр аллегорических представлений, именуемых áуто (auto sacramental – таинственное действо), которые предваряли собой евхарист. процессии в праздникТела Христова. Расцвет ауто как драматургического жанра приходится на XVI-XVII вв.; лучшие его образцы принадлежат перу Кальдерона (в частн., Великий театр мира).

В XVI в. среде → иезуитов в ряде стран возникает новая разновидность религ. т., получившая название школьного т.: учащиеся разыгрывали пьесы на благочестивые сюжеты с целью лучшего усвоения материала. Эта практика быстро распространилась за пределы Общества Иисуса, будучи воспринята рядом др. монашеских орденов, а также некоторыми протестантами и православными.

На правосл. Востоке также существовали разновидности литург. драмы. На Руси были известны Пещное действо (на сюжет о трех отроках в печи из книги Даниила), разыгрывавшиеся в преддверии праздника Рождества Христова, и Шествие на осляти в Вербное воскресенье.

Первая рус. театральная постановка – Артаксерксово действо – была на сюжет библ. книги Есфирь (пьеса была написана по указу царя Алексея Михайловича лютеранским пастором И.Грегори). Немного позже из Польши в Россию проник школьный т.: впервые эта практика была заимствована митр. → Петром Могилой после реорганизации им в 1630-х гг. Киевской дух. академии. В Москве школьный т. появился в кон. XVII в. в Славяно-греко-латинской академии. С расширением сети дух. школ, школьные т. стали возникать и в др. рос. городах. Пьесы для школьных т. сочинялись, в частн., → Димитрием Ростовским и → Феофаном Прокоповичем.

С самого начала существования в Европе светского т. в нем, помимо прочих, ставились также пьесы, имевшие ярко выраженную христ. направленность (особенно ярко это проявилось в Испании в творчестве таких драматургов, как Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерон; во Франции сходная тенденция заметна в некоторых трагедиях Расина, и т.п.).

Хотя обвинения в адрес деятелей т. в распутном образе жизни, звучавшие из уст некоторых пастырей, не всегда были лишены оснований, среди актеров в разные времена было немало искренне верующих христиан, убежденных, что они посвящают свой талант благому делу.

В свою очередь, многие активные деятели Церкви известны своей любовью к драматургии и т. (в их числе Кароль Войтыла, впоследствии Папа → Иоанн Павел II, в молодости игравший в любительском т. и написавший несколько пьес).

В XIX-XX в. в театральном искусстве Европы наблюдается стремление возродить некоторые прежние жанры религ. т.  Так, Метерлинк в своих пьесах Сестра Беатриса и Чудо святого Антония воссоздает жанр миракля; аналогичными опытами оказываются пьесы Путь в Дамаск А.Ю.Стриндберга, Миракль К.Г.Вольмюллера, Магия К.Г.Честертона, Убийство в соборе Т.С.Элиота.

Традиция мистериальных представлений нашла воплощение и в творчестве некоторых режиссеров (напр., М.Рейнгардта, в чьем спектакле Чудо по пьесе Метерлинка Сестра Беатриса посреди театрального зала было возведено подобие готического собора).

В 1-й пол. XX в. в ряде стран Европы и Америки на фоне общей дехристианизации общества наблюдаются попытки отдельных верующих театральных деятелей сделать т. средством пропаганды христ. ценностей. Среди наиболее заметных энтузиастов такого рода – известный франц. драматург и режиссер А.Геон.

В России первые опыты создания христ. т. появляются в период Перестройки. В наст. время в стране существует несколько правосл. т., а также христ. т., организованных протестантскими общинами. Проводятся христ. театральные фестивали.

(См. также: ДРАМА РЕЛИГИОЗНАЯ).

Лит-ра: Морозов П.О. История русского театра до половины XVIII столетия. СПб., 1889; Резанов В.И. Из истории русской драмы: Школьные действа XVII-XVIII вв. и театр иезуитов. М., 1910; Он же К истории русской драмы: Экскурс в область театра иезуитов. Нежин, 1910; Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. М.-Л., 1941; Станиславский К. С. Работа актера над собой. Работа актера над ролью. // Собр. соч., т. 2-4. М., 1954-1957; Артаксерксово действо. Первая пьеса русского театра XVII в. Вступ. ст. и коммент. И.М. Кудрявцева. М.-Л., 1957; Бояджиев Г. Поэзия театра. М., 1960; Брехт Б. О театре. Сб. статей. М., 1960; Барро Ж.-Л. Размышления о театре. М,, 1963; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965; Чудновцев М.И. Церковь и театр. Конец XIX - начало XX в. М., 1970; Ранняя русская драматургия. XVII – первая половина XVIII в. Т. I-V. М., 1972-1976; Марков П. О театре. Т. 1-4. М., 1973-1977; Топоров В.Н. Несколько соображений о происхождении древнегреческой драмы (к вопросу о индоевропейских истоках) // Текст: семантика и структура. М., 1983, с. 96-118; Дживилегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра. М., 1991; Арто А. Театр и его двойник. М., 1993; Любимов Б.Н. Действо и действие. М., 1997; Брук П. Пустое пространство. Секретов нет. М., 2003; Лункин Р. Православный и протестантский театр: два пути к вере. [Доклад, прочитанный на научной конференции «Эстетика как религиозный фактор в Восточном и Западном христианстве» (Сустерберг, Нидерланды, июнь 2004 г.); доступен в Интернете]; Гротовский Е. К бедному театру. М., 2009; Лукьянов С. Театр - конфликт двух культур: духовной и светской // Екклесиаст 2009, №№ 6-11; Petit de Julleville L. Histoire du théâtre en France. Les Mystères. Vol. 1-2. P., 1880; Maugras G. Les comédiens hors la loi. P., 1887; Gofflot L.V. Le théâtre au collège du Moyen Âge à nos jours. P., 1907; Harrison J. Ancient Art and Ritual. Oxf., 1913; Cornford F.M. The Origin of Attic Comedy. L., 1914; Rudwin M.J. A Historical and Bibliographical Survey of the German Religious Drama. Pittsburgh, 1924; Baty G. Le masque et l’encensoir. P., 1926; Cohen G. Le Théâtre en France au Moyen Age. P., 1928; Kromsigt A.L.C. Le théâtre biblique à la veille du Romantisme. Amsterdam, 1931; Loukowitch K. La tragédie religieuse classique en France. Genève, 1933; Young K. The Drama of the Medieval Church. Vol. 1-2. Oxf., 1933; Marcel G. Théâtre et religion. P., 1943; Ghéon H. L’art du théâtre. Montréal, 1944; Scott N.A. The Tragic Vision and the Christian Faith. N.Y., 1944; D'Amico S. Storia del teatro drammatico. Vol. 1-4. Mi., 1950; Wardropper B.W. Introducción al teatro religioso del Siglo de Oro: la evolución del auto sacramental: 1500-1648. Salamanca-Ma., 1953; Craig H. English Religious Drama of the Middle Ages. Oxf., 1955; Hunningher B. The Origin of the Theater. N.Y., 1955; Poplatek J. Studia z dziejów teatru szkolnego w Polsce. Wrocław, 1957; Shergold N.D., Varey J.E. Los autos sacramentales en Madrid en la época de Calderón: 1637-1681. Estudio y documentos. Ma., 1961; Baxter K.M. Contemporary Theatre and the Christian Faith. Nashville, Tenn., 1965; Roston M. Biblcal Drama  in England. From the Middle Ages to the Present Day. L., 1968; Delcroix M. Le sacré dans les tragédies profanes de Racine. P., 1970; Okoń J. Dramat i teatr szkolny. Sceny jezuickie XVII wieku. Wrocław, 1970;  Haider J. Die Geschichte des Theaterwesens im Benediktinerstift Seitenstetten in Barock und Aufklärung. W. 1973; Marcos Villanueva B. La ascética de los jesuitas en los autos sacramentales de Calderón. Bilbao, 1973; Simon A. Les Signes et les Songes, Essai sur le théâtre et la fête. P., 1976; Kuiper F.B.J. Varuṇa and Vidūṣaka : on the Origin of the Sanskrit Drama. Amsterdam, 1979; Lioure M. Le théâtre religieux en France. P., 1982; Zlotkowska M. Uniate Basilian School Drama. Ann Arbor, Michigan, 1981; Batey R.A. Jesus and the Theatre // New Testament Studies 30 (1984) 563-574; Fiebach J. Die Toten als die Macht der Lebenden. Zur Theorie und Geschichte von Theater in Afrika. Wilhelmshaven, 1986; Dabezies A., Lioure M.,  Valentin J.-M., Schmidt M.-F. Théâtre et spiritualité // DS 15, col. 328-380; Valentin J.-M. Theatrum Catholicum. Les jésuites et la scène en Allemagne et en Autriche au XVIe et au XVIIe siècle. Nancy, 1990; Degaine A. Histoire du théâtre dessinée: De la préhistoire à nos jours tous les temps et tous les pays. P., 1992; Brauneck M. Die Welt als Bühne. Geschichte des europäischen Theaters. Bd. 1-5. Stuttgart-Weimar , 1993-2005; Dubu J. Les Églises chrétiennes et le théâtre (1550-1850). Grenoble, 1997; Mazouer Ch. Le théâtre français du Moyen Âge. P., 1998; Reyff S. de L'Église et le théâtre. L'exemple de la France au XVIIe siècle. P., 1998; La liturgie, un théâtre // La Maison Dieu 219 (1999); Hensel G. Spielplan. Der Schauspielführer von der Antike bis zur Gegenwart. Mü., 2001; Zampelli M. The 'Most Honest and Most Devoted of Women': An Early Modern Defense of the Professional Actress // Theatre Survey: The Journal of the American Society for Theatre Research 42 (2001) 1-23; Он же Trent Revisited: A Reappraisal of Early Modern Catholicism’s Relationship with the Commedia Italiana // The Journal of Religion and Theatre 1 (2002) 120-133; Freund Ph. The Birth of Theatre. L., 2003; Rozik E. The Ritual Origin of Theatre – A Scientific Theory or Theatrical Ideology? // The Journal of Religion and Theatre 2 (2003) 105-140; Paul J.S. He to Pray, I to Create: The Concept of Kenosis and the Stanislavski System // The Journal of Religion and Theatre 3 (2004) 61-69; Krähenbühl L. A Theatre Before the World: Performance History at the Intersection of Hebrew, Greek, and Roman Religious Processional // The Journal of Religion and Theatre 5 (2006) 61-72; Phillips H. Le théâtre catholique en France au XXe siécle. P., 2007; Thirouin L. L’Aveuglement salutaire. Le réquisitoire contre le théâtre dans la France classique. P., 2007; Phillips H. Le théâtre catholique en Europe et au Canada: un milieu réuni dans la dispersion // Revue de littérature comparée 326 (2008) 175-194.

П. Сахаров



Поздравляю со Всемирным днем театра всех, кто с ним связан профессионально, и всех, кто просто его любит.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
sotrudnic
Mar. 27th, 2017 05:36 am (UTC)
Спасибо!
Конечно, объём Вас лимитировал, но почему Вы не затронули связь с литургикой? И с троическим богословием?

Edited at 2017-03-27 05:36 am (UTC)
piotr_sakharov
Mar. 27th, 2017 08:40 am (UTC)
Потому что это можно было бы дать только за счет чего-то другого. Тогда кто-нибудь справедливо бы задал вопрос: почему вы не затронули того-то и того-то? и как можно писать статью о театре как таковом, вообще не упомянув того-то?

Связь с литургикой однако косвенно нашла отражение в ряде мест статьи, а напрямую - в библиографии.

Что до богословия, то предполагался в конце раздел "Некоторые другие точки пересечения". Но на него уже точно совсем не хватало объема, и я не стал его писать. Поэтому и "Теодраматика" Ганса Урса фон Бальтазара не была сохранена в библиографии, как и некоторые другие работы.

В том же последнем разделе хотелось коснуться и бытующего в театральном мире отношения к театру как к "храму".


Edited at 2017-03-27 08:43 am (UTC)
sotrudnic
Mar. 27th, 2017 08:52 am (UTC)
Буду очень рад, если напишете недостающие разделы и опубликуете в том же же же формате.
piotr_sakharov
Mar. 27th, 2017 09:52 am (UTC)
Когда-нибудь, может, напишу. Ко Всемирному дню театра через год. Или через три :)
Спасибо за идею!
sotrudnic
Mar. 27th, 2017 10:02 am (UTC)
Спасибо Вам!
Ждём-с...
kot_pafnusha
Mar. 27th, 2017 01:12 pm (UTC)
С праздником )!
piotr_sakharov
Mar. 27th, 2017 04:13 pm (UTC)
Спасибо!
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow