?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Это серия моих давних очерков в "Татьянином дне" о богослужении Страстной седмицы.

Предлагая последовательное рассмотрение Страстной седмицы день за днем, я постарался продемонстрировать две христианские литургические традиции: византийскую, представленную, в частности, богослужением Православной Церкви, и римскую, которая является преобладающей в Католической Церкви и отдельные изводы которой сохраняются в некоторых Церковных Общинах, возникших в результате Реформации. А понять нынешнее богослужение этих традиций едва ли возможно, не обращая взора вглубь их истории. Мои читатели могут принадлежать к разным христианским вероисповеданиям, но, какими бы существенными ни были различия между конфессиями, понимание в них страстей, смерти и воскресения Христа по сути не обнаруживает противоречий. Более того, хотя рассматриваемые службы окончательно оформились на исходе Средневековья (а в Католической Церкви приняли свой нынешний вид и вовсе в конце XX в.), основное их содержание складывалось в еще не разделившейся Церкви.




К сожалению, не все сетевые ресурсы, на которые даны гиперссылки в этой публикации, дожили до сего дня.
.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
sibeaster
Apr. 8th, 2017 10:34 am (UTC)
Спасибо за тексты, я их пытаюсь проглотить в последние часы перед вылетом)))
Мне показалось, или в римском обряде особого дня Воскрешения Лазаря не существует? И почему в Пальмовое воскресение евангельское чтение посвящено не входу в Иерусалим, а Страстям? Это чтение перенеслось с предыдущего воскресения Поста?
piotr_sakharov
Apr. 8th, 2017 07:40 pm (UTC)
Воскрешению Лазаря в западных традициях (и римской, и амвросианской, и мозарабской) посвящено 5-е воскресенье Поста. В реформированном римском лекционарии - год А 5-го воскресенья, но в годы B и C это евангельское зачало может читаться по желанию предстоятеля (а также во все годы в любой из будней следующей недели).
В Вербное (Пальмовое) воскресенье зачало о Входе в Иерусалим - на обряде освящения ветвей перед мессой, а на самой мессе - Страсти (традиционно - по Матфею, после реформы - по одному из синоптиков, в зависимости от года 3-летнего цикла).
sibeaster
Apr. 10th, 2017 08:47 pm (UTC)
В Сполето так и служили: сначала перед собором диакон читал о Входе в Иерусалим, а на мессе трое мирян по очереди читали Мф 26-27. Еще был дивный респонсорий "Боже мой, зачем Ты оставил меня", пели все вместе
triglochin
Apr. 10th, 2017 06:47 am (UTC)
Спасибо, полезно и вспомгить, и новое узнать!
Как жаль, что многое на богослужении так трудно воспринимается (а кое-что, если не знать заранее, вообще непонятно)
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow