?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Музыка и аплодисменты

В продолжение темы, затронутой в предыдущем сообщении.

Да, действительно, я глубоко убежден, что те оперы, которые построены на принципе бесконечной мелодии, просто по природе своей предполагают, что течение мелодии ничем не прерывается, а стало быть по существу должны исключать аплодисменты публики после удачно исполненных арий и иных "номеров" (взял в кавычки, потому что они в этом случае по сути номерами не являются) . Если с поздним Вагнером или с Рихардом Штраусом как-то более или менее разобрались и во всем мире публика уже знает, что аплодировать нельзя вплоть до последнего аккорда акта (хотя и тут приходится иногда слышать об отступлениях, но это скорей уж исключения), то почему-то музыку французов, использовавших этот вагнеровский принцип (Сен-Санса, того же Масне и др.), упорно перебивают аплодисментами, тем самым просто не оставляя автору права на ту форму выражения, которую он сам избрал.

Увы, опере повезло меньше, чем другим музыкальным жанрам. К счастью, никто посреди произведения не перебивает пианиста или скрипача, удачно справившегося, напр., с трудной каденцией или еще чем-то таким... (впрочем, с аплодисментами между частями многочастных произведений на некоторых концертах приходится сталкиваться).

Но я уверен, что проблема эта решаема. Надо просто не бояться требовать от уважаемой публики воздержаться от аплодисментов. Мне доводилось слышать такие объявления на некоторых концертах перед исполнением какого-нибудь вокального цикла (воздержаться от аплодисментов до конца цикла). Ничего невозможного в этом нет, а польза вполне ощутимая.

Заодно уж. Многие из публики, очевидно, идя в оперу, ориентированы на то, что это спектакль, а не на то, что это музыка. Вот в который раз сегодня поражался тому, что немалая часть публики, довольно тихо высиживая всю событийную часть, без особых проблем позволяет себе трепаться во время увертюры или антракта (я имею ввиду "антракт" в значении музыкального вступления к очередному действию). Но раньше я замечал, что если занавес в это время не закрыт, а режиссер сразу же начинает сопровождать увертюру хоть чем-то зримым (чего в Бычковской постановке "Вертера", увы, не было - там был глухой занавес), то и публика затихает почти сразу.

Я уж не говорю о том, что балету повезло на порядок меньше, чем опере. Там музыка просто загнана в положение чего-то сугубо служебного. А ведь она - неотъемлемая и равноправная часть всякого балетного спектакля. Тем не менее, любое более или менее техничное фуэте просто-таки требует оваций, а от музыки остаются хвост да грива... Но боюсь, что тут я уже вторгся в область больших табу, и балетоманы дружными рядами воздадут мне за то, что я покусился на святое, - так что смолкаю.

Между прочим, пока собирался обо всем этом написать, погуглил немножко, и неожиданно обнаружил обсуждение этой же темы по ту сторону Атлантики (англ. яз).

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
el_perro
Nov. 19th, 2009 03:15 am (UTC)
О! Пётр Дмитриевич, Вы открываете мне глаза!
Я всю жизнь считала, что меня так сильно раздражают аплодисменты в неподходящих местах только потому, что я в музыке полный профан и чего-то важного не понимаю.
Это что ли был дурацкий комплекс?
piotr_sakharov
Nov. 19th, 2009 08:13 pm (UTC)
Нет, Ольга, всё вы правильно понимали (или чувствовали).
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow