?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Окончание моего интервью (начало здесь)

6. Вашим первым образованием было театральное. Какую связь вы видите между сценой и богослужением?

Между богослужением и театром существуют очевидные параллели, их часто упоминают и обсуждают. Я вспоминаю выпуск La Maison Dieu (n. 219, 1999), у которого был заголовок «Литургия – театр?» Когда кто-то мне говорит, что я изменил своей первой профессии, я отвечаю: «Нет, потому что литургия – это в некоторой мере театр».

Но… в театре есть режиссер-постановщик, а в церкви нет «постановщика богослужений». Кое-где – в случаях епископских богослужений – бывают церемониарии, работа которых имеет некоторые сходства с работой режиссеров. В театре есть театральные критики. Но в Церкви нет критиков литургического искусства. А жаль. Я уверен, что Церкви нужна такая профессия или, лучше сказать, такое служение. Почему? Богослужение, по выражению великого русского религиозного философа Павла Флоренского, есть «синтез искусств». Нет надобности пояснять (это уже сделано в документах официального Учительства Католической Церкви), какой сильной и какой значительной является роль богослужения в жизни верных. Я имею в виду роль ее внешних проявлений, ее красоты. В некоторых случаях красота богослужения обладает и огромной миссионерской силой. Многие приходят ко Христу, приходят в Его Церковь, будучи очарованы красотой богослужения (для меня это был один из основных факторов в истории моего обращения). Мне представляется безответственным, когда сознательные христиане (и особенно – священники) пренебрегают этим аспектом. Священнодействие может быть скромным, может быть простым, но оно не может быть неэстетичным или антиэстетичным.

Нередко – я встречал это во многих странах, включая и Францию, и Россию, – священник придерживается таких же взглядов, он искренне хочет сделать свои богослужения красивыми и совершенно уверен, что они у него действительно красивы, но на самом деле это не так. Почему? Потому что он видит свои богослужения практически с одной-единственной точки обзора – изнутри пресвитерия. Он (как и другие служители) не видит того, что видит народ. Более того, он не видит самого себя. А то, что видишь или слышишь изнутри, всегда отличается от того, что видится или слышится снаружи. Иногда, если вы идете в процессии, вам кажется, что она очень чинная и что вокруг вас все красиво поют, охваченные единодушным энтузиазмом. Но когда вы отойдете на некоторое расстояние и посмотрите на ту же процессию оттуда, вы увидите беспорядочную толпу людей, которые беззвучно, как рыбы, открывают рты, а слышите вы только один доносящийся через громкоговоритель голос, прерываемый техническими помехами, – голос хориста, оказавшегося ближе всего к микрофону.

Режиссер смотрит свою постановку из разных точек зала, он ее контролирует и корректирует, учитывая свои наблюдения, сделанные с разных точек обзора. У предстоятеля и других служителей нет такой возможности. Им нужна компетентная критика и коррекция извне пресвитерия.

Позвольте мне напомнить вам один забавный эпизод в «Красном и черном» Стендаля, когда Жюльен Сорель, собираясь поступать в семинарию, наносит первый визит епископу (которого он никогда прежде не видел):

[Жюльен] увидал большое створчатое зеркало в раме красного дерева. Молодой человек в лиловой рясе и кружевном стихаре, но с непокрытой головой стоял в трех шагах от зеркала. Предмет этот казался крайне неуместным в таком месте; ясно было, что его только что привезли сюда из города. Жюльен заметил, что у молодого человека был очень сердитый вид; правой рукой он степенно раздавал благословения в сторону зеркала.

«Что бы это такое могло значить? – подумал Жюльен. – Должно быть, какой-нибудь предварительный обряд, возложенный на этого молодого священника. Может быть, это помощник епископа… Тоже будет грубить, как эти лакеи… Ну, черт возьми, куда ни шло, попытаемся».

Он неторопливо прошел через весь громадный зал, глядя прямо перед собой на это единственное окно и на этого молодого человека, который все кого-то без конца благословлял, медленно, но без передышки, раз за разом.

[...] Когда молодой человек обернулся, Жюльен увидал его наперсный крест. Это был сам епископ Агдский. [...]

– А-а, я слышал о нем много хорошего, – ответил епископ таким любезным тоном, что восхищение Жюльена еще усилилось. – Пожалуйста, извините меня, сударь, я принял вас за другого. Мне тут должны принести митру. Ее так скверно упаковали в Париже, что вся парча наверху страшно измялась. Прямо не знаю, на что это будет похоже, – грустно добавил молодой епископ. – И подумайте только, меня еще заставляют дожидаться! [...]

Дойдя до середины зала, Жюльен обернулся и увидел, что епископ снова принялся раздавать благословения. «Да что же это такое? – снова подумал он. – Конечно, какой-нибудь предварительный церковный обряд, предшествующий сегодняшней церемонии». [...]

Тут епископ очень быстро вышел на середину зала, а потом стал медленно приближаться к зеркалу, торжественно раздавая благословения, и у него опять сделалось очень сердитое лицо.

Жюльен стоял, остолбенев от изумления; ему казалось, что он догадывается, но он не решался этому поверить. Епископ остановился и, внезапно утратив всю свою суровость, обернулся и поглядел на него.

– Что вы скажете, сударь, о моей митре: хорошо сидит?

– Превосходно, ваше высокопреосвященство.

– Не очень она сдвинута на затылок? А то ведь это придает несколько глуповатый вид; но, с другой стороны, если надвинуть пониже на глаза, будет похоже на офицерский кивер. [...]

И епископ снова принялся расхаживать и раздавать благословения.

«Ясно, – подумал Жюльен, наконец осмелившись допустить свою догадку. – Он репетирует, он учится благословлять».

[Рус. пер. М.П.Богословской и С.П.Боброва]

Вы, конечно, понимаете, что Стендаль, описывая этого епископа, критикует его. Это правда. Я не говорю, что в наши дни следует использовать зеркала. Но, если есть какие-то иные средства, чтобы священник знал, что хорошо в его облике и движениях во время священнодействий, а что плохо, пусть используют их, потому что народу Божию нужны богослужения, которые выглядят подобающе.

В то же время, я решительно против репетирования таинств, например, крещения – я такое видел и во Франции! Я убежден, что подобные священнодействия должны быть хорошо подготовлены предварительными наставлениями, но не посредством репетиций.

Я слышал, что один православный священник пытался ввести в семинарии новый курс – пастырской эстетики. Думаю, такая дисциплина по-настоящему необходима. Эстетическая подготовка священников почти во всех странах далека от совершенства. Вспомним, на чем настаивали Отцы II Ватиканского Собора:

«Большое значение следует придавать обучению и практике музыкального искусства в семинариях, новициатах и обителях для обучения монашествующих обоих полов, равно как и в других католических учебных заведениях и школах. Чтобы обеспечить такое воспитание, нужно заботиться о подготовке наставников для преподавания священной музыки» (Sacrosanctum Concilium, 115). «Пусть клирики, получая философское и богословское образование, изучают также историю священного искусства и процесс его развития, равно как и здравые начала, которые должны лежать в основе произведений священного искусства, чтобы уметь ценить и хранить священные памятники Церкви и подавать уместные советы художникам в создании их произведений» (Там же, 129). Подобные же положения позже повторялись в других документах Церкви. Но почти везде (в одних странах больше, в других меньше) подготовка священников в этой области не является солидной. Вот почему, на мой взгляд, в первую очередь именно семинарии ответственны за то ужасное отсутствие эстетического и литургического вкуса и такта, которые мы можем наблюдать в интерьерах храмов во многих странах, а также видеть и слышать на богослужениях.

Хочу добавить, что во многих семинариях и на Западе, и на Востоке отсутствует серьезное преподавание литургии как таковой, поскольку, хотя студенты и получают инструкции, как совершать то или иное богослужение и что запрещено, они не получают солидной базы (исторической, богословской, литературной и т.п.), которая помогала бы им понимать богослужение глубоко, обрести к нему вкус, любить его. В этом коренится литургический индифферентизм многих священников, с которым мы встречаемся повсюду, – хотя среди тех же священников немало очень хороших пастырей в других сферах их служения.

И еще одна мысль, касательно литургического образования: следует принимать во внимание, что литургический кругозор большого числа священников крайне ограничен. Как правило, число точек соприкосновения среднестатистического священника с ars celebrandi [Искусством священнодействия] совсем невелико: это его родной приход (где, возможно, он прислуживал при алтаре с того времени, с какого он себя помнит, а стало быть, видел священнодействия только из пресвитерия), затем – семинария и изредка кафедральный собор епархии, затем – одна или две церкви, где он проходил пастырскую практику (и снова та же точка обзора), а затем – церковь, где он служит как священник. Я считаю, что семинарское образование должно включать в себя «литургические экскурсии»: будущие священники должны посещать (вне пресвитерия!) богослужения в тех церквях, которые славятся своим ars celebrandi, – как в своем регионе, так и в других регионах и странах. И лучше было бы выбирать церкви, которые демонстрируют различные традиции и разные стили священнодействия, чтобы богаче представить литургическое многообразие.

Я хотел бы упомянуть еще об одном печальном отличии богослужения от театра. Вспоминаю довольно типичную ситуацию. Служба Навечерия Пасхи, совершаемая в одном большом храме в сослужении нескольких священников. Поется Gloria, народ призывается к радости, и большинство действительно радуется… Только вот священники – все без исключения – стоят в пресвитерии с мрачными лицами. После мессы я у них спрашиваю: «Отцы, почему ж вы все были такие понурые во время Глории?» Поначалу все они, услышав это, удивились… Затем один из них сказал: «Да, но… знаете, Святая Суббота – такой утомительный день для священников, мы все так устали…» И здесь мы подходим к тому, в чем театр снова может послужить добрым примером для ars celebrandi. Нельзя себе представить, что профессиональный актер будет проявлять какое-то иное настроение, нежели то, которое предписано его ролью. Он мог сегодня очень устать, у него может быть мигрень, его могла бросить любовница и т.п., но если сегодня вечером он должен играть, скажем, сэра Джона Фальстафа, он сделает всё возможное, чтобы выглядеть веселым и энергичным малым. Для Церкви подобный подход должен был бы оказаться даже более естественным.

7. Что вас восхищает в том, как христиане во Франции проявляют свою веру в жизни и богослужении? И что вы бы покритиковали?

Часто приходится слышать, что Запад (и, в частности, Франция) секуляризован, что он утратил христианскую веру и впал в релятивизм и консумеризм. Я не защищаю культ потребления, и он действительно происходит с Запада. Возможно также, правда, что во Франции, как и во многих других странах Запада, только небольшой процент населения регулярно ходит в церковь. Но я знаю и другое – что именно благодаря помощи многих верующих из Франции и других западных стран стало возможным восстановление и новое строительство церквей в России, публикация религиозной литературы, существование христианских средств массовой информации (в частности, нашего радио) и т.д. Зная всё это, я никогда не дерзну говорить, что во Франции забыта подлинная христианская духовность. И мне известны многие другие истинно христианские дела, осуществляемые во Франции.

Теперь о литургической жизни. Прежде всего, я должен сказать, что я ценю Католическую Церковь Франции в числе пионеров Литургического движения и Литургической реформы. Следует упомянуть возрождение Пасхальной ночи как вершины литургического года, ту роль, которую сыграли такие первопроходцы, как о. Жозеф Желино, в деле введения литургического пения на национальном языке, и так далее – список можно было бы продолжить.

В том, что касается литургической жизни во Франции, я не могу говорить обо всей стране, потому что бывал в основном в Иль-де-Франс и в Париже, но почти не имел возможности посещать богослужения за пределами этого региона.

Среди того, что мне нравится, я должен прежде всего назвать правильное понимание того, что в богослужении первично, а что второстепенно. В Центральной и Восточной Европе всегда были очень популярны паралитургические обряды. И даже после II Ватиканского Собора они, похоже, имеют для верующих большее значение, чем сама месса. В некоторых регионах Восточной Европы можно еще наблюдать обычай присоединять к мессе различные pia exercitia [практики благочестия] (поклонение Святым Дарам, процессию со Святыми Дарами, литании, Крестный путь и т.п.), зачастую даже до отпуста. На мой взгляд, такая практика является свидетельством непонимания смысла Евхаристии как центра и вершины всей литургической жизни; она представляется неуважением к Евхаристии. Никогда ничего подобного я не видел во Франции. Для Восточной Европы оказывается также весьма обычным пренебрежение в некоторой мере Евхаристической молитвой, как будто она вовсе не является центром евхаристического богослужения: повсюду можно видеть, что сбор пожертвований, начинаемый (в лучшем случае) во время Оффертория, продолжается во время Евхаристической молитвы. Я никогда не видел подобной практики ни во Франции, ни в любой другой западноевропейской стране (единственным исключением оказался Ватикан!).

Хорошо и то, что во многих приходах Франции, помимо месс, служатся великие часы. В России вы этого не найдете.

Кое-где во Франции я обнаруживал очень гармоничное сочетание сокровищ прошлого с живыми современными элементами богослужения, при деятельном участии верных. Лучшим тому примером был, на мой взгляд, Собор Парижской Богоматери (мои впечатления относятся к тому периоду, когда архиепископом Парижским был кардинал Жан-Мари Люстиже [Jean-Marie Lustiger], а музыкальным руководителем Собора – Жан-Мишель Дьёэд [Jean-Michel Dieuaide]).

Однажды я оказался в Париже во время Страстной недели и Пасхи и ходил в Собор Парижской Богоматери на основные богослужения. Я понял тогда, что это были самые лучшие службы Пасхального Триденствия из всех, какие доводилось переживать за всю мою жизнь (и это по сей день так).

Конечно, кое-что можно и покритиковать. В частности, жалко, что во Франции, где существует такой обширный репертуар песнопений действительно высокого поэтического и музыкального достоинства, в некоторых приходах приходится слышать песни очень низкого поэтического уровня с примитивной музыкой. Но здесь мы снова возвращаемся ко всемирной проблеме литургического и эстетического воспитания духовенства.

Вопросы задавал Жан-Клод Кривелли [Jean-Claude Crivelli].

(Источник: Entretien avec Piotr Dmitrievich Sakharov // La Maison-Dieu 258 (2009/2), p. 117-136).

Повторяю, что с тех пор уже много воды утекло. Многое изменилось к лучшему и усовершенствовалось: в некоторых приходах народ стал петь, а не только открывать рот; григорианский хор нашего кафедрального собора теперь успешно поет и мелизматическую григорианику; в соборе стали служиться вечерни; и другое. Это свидетельствует и о том, что не всё так уж безнадежно, а также убеждает меня в моей уверенности, что верна русская пословица "Капля камень точит".

Святая мученица Цецилия, моли Бога о нас и прими наше благодарение за твою молитвенную помощь.


Comments

( 25 comments — Leave a comment )
imke
Nov. 22nd, 2009 09:14 am (UTC)
О, так этот Василий, руководитель григорианского хора, еще и не профессиональный музыкант? Очарование какое. Я к нему просто сунулась было разок, хорошо бы, думаю, попеть. В результате этот милый человек битые полтора часа мариновал меня в ожидании с припевом про аудиенцию у Папы, а потом заявил через губу, что "Вы понимаете, я ничего не могу Вам сказать сегодня, приходите в сентябре, у нас будет прослушивание - мы должны же посмотреть, что Вы, собственно, умеете; но если, Вы говорите, у Вас соответствующее образование, то мы Вас, конечно, наверное, возьмем, но сегодня ничего сказать не могу, приходите на прослушивание". А я раньше-то слышала, что хорик по большей части любительский, и смертельно удивилась такому повороту событий, а главное, так сказать, тональности происходящего. Ну и, натурально, в сентябре уже никуда не пошла :)
sangria_s
Nov. 22nd, 2009 03:39 pm (UTC)
Ближе к вечеру
С праздником, Петр Дмитриевич!
piotr_sakharov
Nov. 22nd, 2009 05:54 pm (UTC)
Re: Ближе к вечеру
Спаси Вас Господи!
triglochin
Nov. 22nd, 2009 07:57 pm (UTC)
Сразу вспомнилось из воспоминаний об о. Таврионе - его особое стремление к красоте богослужения и общему пению (и неприятию молебнов после литурги, которые даже в нашем приходе с недавнего времени стали служить добровольно-принудительно, т.е. до отпуста :Р).

В нашем приходе раньше все могли подходить к хору и подпевать, а потом регент пожаловалась, что мешают, и хор ушел на балкон. Так что подпеваем как можем снизу :)
Мне кажется, что было бы очень хорошо вместе разбирать богослужение и научиться его понимать - по опыту знаю, что появляется совсем другое отношение (а то все больше дисциплинарные меры для "повышения посещаемости"). Хотя, надо признать и хорошее, к нам приходит священник - преподаватель литургики из семинарии, - и рассказывает о порядке службы, но, увы, как мне пока показалось, не с целью призвать к активному служению (+ подводный камень в виде "тайных молитв", без которых все очень неполно - в католической церкви такого нет, как я понимаю?)

Очень интересно было прочесть про новые песнопения - недавно поспорила с одним братом из Москвы, о том, стоит ли создавать новые песнопения взамен древних, или новые - только для новых служб (скажем, посвященных новомученникам). А какое именно место занимают новые песнопения в католическом богослужении? (я почти ничего о нем не знаю, но может, можно найти поясняющие параллели?)

Отрывок из Стендаля хорош :) К сожалению, театра бывает слишком много. Я уверена, что когда о.Таврион менял ризы на литургии, каждый раз как на Пасху, это было красиво. А на очень торжественных службах есть церемония, но теряется.. смысл, что ли? рискну сказать - любовь (епископское богослужение переживается как стихийное бедствие, после которого "местные" (прихожане) могут с облегчением вздохнуть. Уж слишком много приготовлений и пр. (я уж не говорю о такой чуме, как телевидение).
piotr_sakharov
Nov. 22nd, 2009 08:30 pm (UTC)
Спасибо за обстоятельный отклик.
На вопросы отвечу чуть позже - на днях.
piotr_sakharov
Nov. 25th, 2009 11:06 am (UTC)
Подробные ответы (1)
Для ответов на Ваши вопросы мне понадобится много места, поэтому буду делать это в несколько серий.

Начну с вопроса о новых песнопениях в Латинской Церкви.

Для начала просто приведу пару фрагментов из моих статей в российской Католической Энциклопедии (я довольно часто прибегаю к самоцитированию не из большого эгоцентризма, а скорее из лености: зачем париться-сочинять, если есть что-то, что уже некогда накропал).

Итак, из ст. "Гимн":

"Большой подъем религиозной поэзии и песенного творчества на живых зап.-европ. языках начинается с 16 в. в странах Реформации, наполняя новыми песнопениями молитвенную и богослужебную практику различных протестантских общин. Параллельно этому в КЦ формируется своя религиозная поэзия на живых языках, которая находит отражение в создании благочестивых песен, поющихся, в частности, при паралитургических обрядах и даже богослужениях (но, как правило, не в составе служб).
Принципиально новый этап в кат. гимнографии наступает в 1950-е гг., когда энтузиасты литургич. реформы осознают роль общего пения, способного сделать участие верующих в богослужении более активным. Для этого этапа, с различной степенью успеха продолжающегося во многих кат. странах по сей день, характерны творческие поиски, имеющие своей целью приспособление многих поэтических и музыкальных традиций прошлого (как автохтонных, так и заимствуемых) к современной литургической реальности, а также введение в литургическую поэзию и музыку ряда жанров и стилей (в т.ч., совсем новых), сложившихся вне церковной культуры".

(продолжение следует)




piotr_sakharov
Nov. 25th, 2009 11:11 am (UTC)
Подробные ответы (2)
И из ст. "Музыка церковная" (начало):

"На II Ватиканском Соборе в Конституции о богослужении м.ц. посвящается отдельная глава (VI ). Отцы Собора заявляют, что «свящ. музыка будет тем более свята, чем теснее будет она связана с богослужебным действом: либо сладостнее выражая собою молитву, либо содействуя единодушию, либо обогащая священные обряды большей торжественностью» (SC 112). Основную цель м.ц. Собор усматривает «в славе Божией и в освящении верных» (112). Особое значение уделяется пению «при деятельном участии народа» (113); пастыри призываются к заботе о том, «чтобы во всяком священнодействии с пением всё собрание верующих могло принимать свойственное ему деятельное участие» (114; ср. 118). [...]
Указывая на традиционную ценность органа для Латинской Церкви, Отцы Собора допускают также использование других музыкальных инструментов в богослужении (120).
Конституция открывает широкие возможности инкультурации м.ц.: «Поскольку в некоторых странах, особенно миссионерских, есть народы, обладающие собственными традициями музыкального искусства, играющими важную роль в их религиозной и социальной жизни, этой музыке следует оказывать должное признание и отводить подобающее место: как в воспитании религиозного чувства у этих народов, так и в преобразовании богослужения применительно к их характеру» (119).
Собор поощряет христ. музыкантов к развитию сокровищницы м.ц. и сочинению новых подлинно литург. муз. произведений, в т.ч. способствующих «деятельному участию всего собрания верных» (121). «Тексты, предназначенные для священного пения, должны соответствовать католическому вероучению; более того, их следует почерпывать прежде всего из Священного Писания и из литургических источников» (там же).
В 1967 в инструкции Конгрегации обрядов Musicam Sacram была дана более подробная разработка основных норм реформы м.ц."

(продолжение следует)
piotr_sakharov
Nov. 25th, 2009 11:12 am (UTC)
Подробные ответы (3)
Из ст. "Музыка церковная" (окончание):

"
С 1960 сочиняются многочисленные «Мессы для народа» и др. песнопения, способствующие деятельному участию верных в богослужении: в числе их авторов Ж.Желино, SJ, Л.Дейс, CSSp (Франция), Г. де Сюттер (Бельгия), Я.Фермюльст (Нидерланды), Х.Томпкинс (США).
Создаются международные ассоциации, ставящие своей целью обмен опытом в деле развития м.ц. (Universa Laus, Consortium Internationale Musica Sacra и др).
Вместе с тем, разных странах остро ощущается необходимость единых национальных сборников катол. литург. песнопений. Их подготовка и издание осуществляется многими епископскими конференциями, при которых создаются музыкальные комиссии или секции.
В муз.-литург. практике происходят мн. разительные перемены. Помимо возвращения в богослужение традиционных муз. инструментов, в нем начинают появляться те, которые прежде никогда в нем не использовались: электрогитара, синтезаторы, ударные. Интенсивно разрабатывается и входит в церк. жизнь музыка, предназначенная для молодежи.
Параллельно присутствует др. тенденция: стремление по-новому развивать м.ц., но без разрыва с традицией, но с новым ее осмыслением, а также поиском в ней того ценного, что было незаслуженно забыто. В христ. наследии и муз. традициях разл. народов ищется то, что уместно в литургии и может выражать дух христ. богопочитания. При создании принципиально новых сочинений не упускается из внимания задача, чтобы мелодии и стиль соответствовали традициям литург. музыки или, по меньшей мере, не противоречили церковному контексту их исполнения. В таком русле работают мн. церк. композиторы последних десятилетий: Дж.М.Росси (Италия), Ж.Бертье (Франция), П.Инвуд (Англия), М.Джонкас (США), М.Михалец, CM, К.Мровец, CM (Польша) и др.. Известны удачные опыты использования вост.-христ. муз. традиций, в т.ч. рус. правосл. обихода (напр., у франц. композитора А.Гуза, OP).
Вместе с тем, реформа ц.м., при бесспорных положительных результатах, имела немало «побочных эффектов». Так, призыв к общенародному пению во многих приходах обернулся упразднением хоров (несмотря на то, что SC 114 призывает их «усердно поддерживать»). Создается множество рел. песен в стиле популярной музыки, зачастую музыкально не соответствующих содержанию текста и литург. контексту. Такая музыка, как и манера ее исполнения, далеко не всеми одобрительно принимается и побуждает многих верующих избегать богослужений, где она используется.
Папа Иоанн Павел II напомнил об ответственности, связанной с м.ц.: «Необходимо постоянно раскрывать красоту молитвы и богослужения и жить этой красотой. Важно молиться Богу не только точными в богословском отношении формулами, но также красивым и достойным образом. В связи с этим христианская община должна проводить испытание совести, чтобы красота музыки и пения всё больше возвращалась в богослужение. Следует очищать культ от погрешностей стиля, от неряшливых форм выражения, от текстов и музыки, которые заурядны и мало соответствуют величию священнодействия» (Речь на генеральной аудиенции 26.02.2003)".

(продолжение следует)
piotr_sakharov
Nov. 25th, 2009 11:24 am (UTC)
Подробные ответы (4)
Заметил, что пропустил один важный абзац из ст. "Музыка церковная", который предшествует фрагменту про II Ватиканский Собор:

"Вместе с тем, новое развитие рел. песенной культуры в ряде стран сопутствовало Литург. движению и подготовило литург. реформу, в т.ч. в области м.ц. (одной из существенных вех стала во Франции инициатива Ж.Желино, SJ, по введению в литургию пения на франц. языке псалмов, положенных на новые мелодии)".

(Речь идет про 1950-е гг., непосредственно в преддверии Собора).

Заодно на всякий случай поясню, что цитировал эти статьи по их первоначальному тексту, более подробному, чем опубликованный, поскольку при подготовке к печати что-то было порезано из экономии объема.

(продолжение следует)
piotr_sakharov
Nov. 25th, 2009 11:34 am (UTC)
Подробные ответы (5)
О. Жозеф Желино как наиболее заметный первопроходец литургической реформы заслуживает особого внимания. О нем я кое-что написал в этом ЖЖ сразу после его кончины в августе минувшего года, и там же можно послушать некоторые образцы его церковных песнопений; см.:

http://piotr-sakharov.livejournal.com/53085.html
http://piotr-sakharov.livejournal.com/53490.html

(продолжение следует)
piotr_sakharov
Nov. 25th, 2009 12:26 pm (UTC)
Подробные ответы (6)
А вот здесь об одном из первопроходцев на ниве религиозной и - конкретнее - литургической поэзии, голландском поэте Хюбе Оостерхёйсе; там же можно послушать кое-что из песнопений на его стихи (хотя не всё, что было закачано, работает):

http://piotr-sakharov.livejournal.com/25880.html
http://piotr-sakharov.livejournal.com/65906.html
http://piotr-sakharov.livejournal.com/66347.html

(продолжение следует)

piotr_sakharov
Nov. 30th, 2009 12:52 am (UTC)
Подробные ответы (7)
Из других упомянутых в предыдущих комментах композиторов прежде я выкладывал одно песнопение Пола Инвуда, весьма заслуживающее внимания. Это вот тут:

http://piotr-sakharov.livejournal.com/70767.html

Пытался найти в сети упоминавшегося мною в интервью Андре Гуза, но оказалось довольно негусто:
http://www.youtube.com/watch?v=zB_9_4poYxU
(из чьей-то любительской съемке на вечерне, служившейся Бенедиктом XVI в Нотр Дам; качество записи оставляет желать лучшего);
http://www.youtube.com/watch?v=_0BL24eXyBI&NR=1
(Лурд; качество не лучше);

зато вот здесь хорошее качество - здесь фрагменты богослужения пасхальной ночи в монастыре Сильванэ во Франции с его песнопениями (там вы как раз услышите адаптацию русского обихода:
http://www.youtube.com/watch?v=mk3n9N9IJ9k
(от 3:15 уже не его музыка и по зрительному ряду едва ли интересно);

И вот еще известный пасхальный троп "O filii et filiae" в его гармонизации и адаптации к новому французскому тексту:
http://www.youtube.com/watch?v=_0BL24eXyBI

Чуть позже я выложу еще кое-что из его музыки отдельным пОстом.
triglochin
Dec. 1st, 2009 10:42 am (UTC)
Re: Подробные ответы (7)
фрагменты богослужения пасхальной ночи в монастыре Сильванэ во Франции

замечательно!

(после собственно песнопений тоже интересно :)
piotr_sakharov
Nov. 30th, 2009 01:04 am (UTC)
Подробные ответы (8)
+ подводный камень в виде "тайных молитв", без которых все очень неполно - в католической церкви такого нет, как я понимаю?

Сейчас уже нет, но до литургической реформы XX в. были, выше крыши (из Евхаристического канона "утаено" было даже больше, чем в ПЦ).

А на очень торжественных службах есть церемония, но теряется.. смысл, что ли? рискну сказать - любовь (епископское богослужение переживается как стихийное бедствие, после которого "местные" (прихожане) могут с облегчением вздохнуть. Уж слишком много приготовлений и пр. (я уж не говорю о такой чуме, как телевидение).

Да, архиерейские священнослужения - бывают и в КЦ с некоторым перебором. Как и среди православных иерархов, слава Богу, немало таких, которым удается, даже не смиряясь до иерейского чина службы, не превращать Богослужение во владыкослужение.

ТВ - это да, тот еще бич. Но у нас в КЦ уже во многих местах выработаны некоторые правила и соблюдается известный такт в целом ряде аспектов: чтобы не мешать ходу богослужению и не портить его облик (сотрудниками и техникой, порой чуть ли не на престол рвущимися взгромоздиться); не мешать верующим в храме молиться; не показывать отдельных молящихся крупным планом (по крайней мере, без их предварительного согласия); и т.п.


jacopone_da
Nov. 23rd, 2009 07:23 am (UTC)
Насчет participatio actuosa. Когда я была молодой католичкой))), мне очень-очень этого хотелось, и я, как могла, этому способствовала. Но потом оказалось, что как раз этого не хотелось нашим отцам, так что ныне я пою или читаю, только если песня или фрагмент текста мне нравится. И никогда больше ничего не предлагаю.
piotr_sakharov
Nov. 23rd, 2009 10:04 am (UTC)
Я, между прочим, тоже припоминаю за собой случаи, когда я игнорировал общинное пение в отдельных его промежутках из-за идиотизма текста. И даже музыки бывало.

К числу первых относится гипер-идиотский припев к Cимволу веры (sic!), к прискорбию, распространившийся во многих французских приходах: "Je crois en Dieu qui chante et qui fait chanter la vie". Нет, не скажу, что я вижу что-то недопустимое в таком художественном образе. Но вот в контексте крещального исповедания веры мне это представляется совершенно неуместным.
jacopone_da
Nov. 23rd, 2009 10:39 am (UTC)
Ну вот видите, как мы похожи))) Насчет Dieu qui chante - мне, скорее, нравится. Даже в контексте. Хотя смотря какая мелодия...
piotr_sakharov
Nov. 23rd, 2009 10:56 am (UTC)
А тут всё равно какая: ну, не вяжется это с Символом - ни с Апостольским, ни с Никео-Цареградским.
jacopone_da
Nov. 23rd, 2009 11:13 am (UTC)
Да, вот еще что интересно - изобилие Заглавных Букв в Православных текстах (и их тяга к размножению) и меньшее количество таковых в близких мне по духу христианских. Так и вспоминается известное замечание Паскаля)))
piotr_sakharov
Nov. 23rd, 2009 10:57 am (UTC)
Если это, конечно, не литургия асурда. Но тогда надобно заранее в афише жанр оговаривать.
jacopone_da
Nov. 23rd, 2009 11:14 am (UTC)
А может быть, просто "ослиная месса" из Благочестивого Средневековья)))
piotr_sakharov
Nov. 23rd, 2009 10:58 am (UTC)
в смысле "аБсурда" (а не без сурдинки).
gornyj
Nov. 28th, 2009 09:10 pm (UTC)
В memoris, конечно
*повсюду можно видеть, что сбор пожертвований, начинаемый (в лучшем случае) во время Оффертория, продолжается во время Евхаристической молитвы.*

Не зря это меня неприятно удивило! Спасибо за внесённую ясность, за взгляд из нутри.
Успехов Вам во всём!
piotr_sakharov
Nov. 28th, 2009 09:51 pm (UTC)
Re: В memoris, конечно
Спасибо!
acereta
Nov. 28th, 2009 10:44 pm (UTC)
Еще более интересно. Надо бы послушать то что по ссылкам, но пока у меня компьютер не звучащий, т.к. сломался ноутбук.
( 25 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow