?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В моем цикле передач по "Тристану" я не раз упоминаю постановку, осуществленную выдающимся немецким режиссером и драматургом Хайнером Мюллером на Байрейтском фестивале 1993 г. и шедшую там в течение еще нескольких лет, - постановку очень интересную, хотя и спорную во многом.

В спектакле с самого начала подчеркнута изолированность двух главных героев друг от друга. Они общаются, но как будто окуклены. Даже любовный дуэт II действия начинается и долго еще продолжается "бесконтактно", и, хотя общение между ними имеет место, его одновременно как бы и нет. Уже сам момент встречи Тристана и Изольды во II действии представлен довольно странно: они разделены невидимым барьером и приветствуют друг друга не соприкасаясь, а будто через стеклянную преграду. Там вообще много барьеров. Всё сценическое пространство плотно заполнено во II акте рыцарскими кирасами, которые выставлены рядами: между ними несколько проходов, по которым движутся герои, находясь немалую часть времени на расстоянии друг от друга, а если рядом, то почти не глядя друг другу в лицо. Во 2-й половине дуэта они ведут диалог спиной друг к другу, хотя и соприкасаясь спинами. И т.п.

Еще тогда, когда этот спектакль появился, мне довелось то ли прочитать, то ли услышать от кого-то, что таким образом у Хайнера Мюллера выразилась критика буржуазного индивидуализма. Впоследствии я не сумел найти каких-то обстоятельных материалов на эту тему, но вполне возможно, что дело именно в этом: очень левый режиссер 2-й пол. XX в. ставит по-своему (для сер. XIX в.) очень левого автора, и действительно проблема индивидуализма, достигшего кризисной отметки в современном Вагнеру обществе, определенно не оставляла того равнодушным, и в "Тристане" он определенно размышлял над этой проблемой, и очень мучительно размышлял.

Но о чем можно говорить с уверенностью, так это о том, что ведущая роль в постановке Мюллера принадлежит Изольде. Не от Тристана, а от нее исходит всякая положительная инициатива, и именно она (в тот момент, когда говорит про союз и) впервые наконец-то берет Тристана за руку, и взаимодействие становится уже несколько иным, чем прежде. Мюллер был убежден (он сам об этом писал), что по-настоящему, не-абстрактно в этой музыкальной драме любит только Изольда. Любовь Тристана остается абстракцией.

В целом же II акт в постановке Мюллера и художника Эриха Вондера необыкновенно красив - он у них черно-синий! Благо, постановка доступна в видеозаписи 1995 г.

К сожалению, на YouTube в хорошем качестве была выложена только 2-я половина дуэта (целиком же дуэт был выложен кем-то в совершенно отвратном качестве картинки и звука). Я решил добавить предшествующие ему части, а заодно и предшествующую дуэту сцену ожидания. И хотя добавленные мною части сильно уступают в качестве 2-й половине дуэта (у меня не было ничего, кроме переписанного кем-то с ТВ) и в нескольких местах есть незначительные секундные дефекты, я постарался загрузить их на YouTube, по крайней мере, без заметного ухудшения качества того материала, которым располагал. Так или иначе, представление о постановке и особенностях исполнения выложенная нарезка дает.

1. Начало

2. Meinst du Herrn Melot?

3. Isolde! - Tristan! Geliebter!

4. Getäuscht von ihm, der dich getäuscht

5. O sink hernieder

6. Lausch, Geliebter!

7. Doch unsre Liebe

8. So starben wir

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
zvetocek
Nov. 5th, 2010 06:26 pm (UTC)
Прочла с большим инетересом!
Что-то Вы на вагнеровские темы совсем редко стали писать, Петр Дмитрич((
piotr_sakharov
Nov. 5th, 2010 07:43 pm (UTC)
Перерывчик. Но ненадолго, надо полагать.
zvetocek
Nov. 5th, 2010 11:29 pm (UTC)
надеюсь, что ненадолго!
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow