?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Едва ли не самое популярное на всем англоязычном пространстве песнопение (оно занимало лидирующее положение при многих опросах на протяжении последних 30 лет - и, на мой взгляд, вполне заслуженно) - На крылах орла [On Eagle's Wings]. Оно написано в 1979 г. Его автор - Майкл Джонкас [Michael Joncas], американский католический священник (его фото можно увидеть на этой странице), довольно известный своими трудами по литургике, литургическому богословию и церковной музыке (среди них - книга "От священной песни к литургической музыке: осмысление римско-католической богослужебной музыки в XX в."), сочинивший также как композитор и поэт немало песнопений. Стилистически М.Джонкас отчасти близок к Сент-луисским иезуитам, о которых я рассказывал в предыдущем очерке, но только отчасти. И здесь опять же в текстах преобладает библейская основа. Так, в этом песнопении текст представляет собой парафраз Пс 90 (=Живый в помощи Вышняго) и Ис 40. 31.

Эта песня рекомендуется для богослужений в период Великого Поста, но ее поют и при совершении таинств Крещения и Миропомазания, а также обрядов, знаменующих ступени катехумената; кроме того, она поется при совершении Елеосвящения и месс о болящих. В некоторых общинах ее пением принято провожать того, кому предстоит какое-то серьезное испытание (операция, например).

Вот оно:
On Eagle's Wings




*     *     *
Мне хорошо понятны чувства по отношении к музыке такого рода (я имею в виду сейчас то, что представлено в трех последних моих очерках, включая этот) тех, кто привык к чему-то более традиционному. Особенно, когда слушаешь ее отвлеченно от богослужения, и, уж тем более, - в сольных исполнениях, общий стиль которых (плюс еще стилистика аккомпанемента, да и сам характер аккомпанирующих инструментов) ассоциируется с чем угодно, но не с богослужением. Мне хорошо понятны сомнения (это в лучшем случае) касательно литургичности таких песнопений.

Я и сам когда-то подобные чувства испытывал. Но довольно легко их преодолел, когда мне посчастливилось участвовать в богослужениях с музыкой такого рода. Важным обстоятельством было то, что в этих богослужениях всё было вполне подлинно, не было ни малейшего оттенка духовной фальши. И песнопения естественно в них вписывались.

Впервые мне довелось приобщиться песнопениям этого круга современных американских авторов еще в конце 80-х в Индии, и я уже тогда полюбил многие из них. Когда в первой половине 90-х я стал посещать приход Богоматери Доброй Надежды в Москве, англоязычный хор пел преимущественно их, по сборнику
"Glory and Praise"(*). Именно тогда я к ним порядком привык, и мне жалко, что впоследствии из репертуара нашего прихода они стали исчезать, а к настоящему времени исчезли почти полностью. Удивительного в их исчезновении ничего нет: состав нашего прихода успевает обновляться почти на сто процентов за очень короткий срок - дипломаты, гастарбайтеры, иностранные студенты редко задерживаются в Москве более чем на 5 - от силы 8 лет, а со сменой состава прихода меняется и репертуар. Наш нынешний настоятель, хоть и не особо старается влиять на репертуар, очень радуется тому, что эти песнопения больше не поются. Далеко не будучи фундаменталистом, он терпеть не может Сент-луисских иезуитов (и, в общем-то, имеет полное право), более того - вообще 1970-е в церковной музыке. Иногда, когда мы с ним что-то обсуждали по поводу песнопений, он вдруг говорил о каком-нибудь: "Sounds a little bit like seventies". Вот это "seventies" в его устах всегда sounds like приговор: нечто совершенно не достойное звучания в нашем приходе. А жалко. Семидесятые в истории литургической музыки в КЦ очень много ценного дали. Ведь это было временем самого большого энтузиазма в литургическом творчестве - вскоре после Собора. Потом многое притупилось.

_________
(*) Название сборника - по названию песни уже упоминавшегося мною в предыдущем очерке Дэна Шутти, написанной по мотивам Пс 65-66.
Вот этой.





Comments

( 10 comments — Leave a comment )
traverse
Feb. 14th, 2010 11:27 pm (UTC)
А кто нынешний настоятель, все еще о. Майкл или кто другой?
piotr_sakharov
Feb. 14th, 2010 11:41 pm (UTC)
О. Майкл Райан.
Он - достойный человек и очень хороший настоятель очень непростого прихода, функционирующего в непростых условиях.
Всё написанное о нем выше - в общем-то мелочи, никоим образом не влияющие на мое хорошее к нему отношение.
jacopone_da
Feb. 15th, 2010 06:11 am (UTC)
О, так он еще и little bit like традиционалист! Поистине кладезь талантов:)
piotr_sakharov
Feb. 15th, 2010 10:09 am (UTC)
Да вовсе нет. Просто не в его вкусе.
jacopone_da
Feb. 15th, 2010 10:39 am (UTC)
Lex orandi - lex credendi:)
mitcher
Feb. 15th, 2010 11:23 am (UTC)
Da, deystvitelno, liturgiya mozhet byt Nastoyaschey i s takimi pesniami tozhe. Vpolne. Prosto dolzhna byt tselnost, bez meshanki, i estestvennost.
piotr_sakharov
Feb. 15th, 2010 11:35 am (UTC)
Да, конечно.
triglochin
Mar. 6th, 2010 12:15 pm (UTC)
Даже если эта часть - не последняя, хочется поблагодарить за всю это серию записей. К сожалению, то ли от лени, то ли от недостаточной вдумчивости, отзывов оставляю мало, но читаю все с интересом. Может, вопросы и мысли еще сформулируются :)
piotr_sakharov
Mar. 6th, 2010 12:34 pm (UTC)
Помилуйте, эти записи вовсе ни к чему Вас не обязывают.

Она действительно не последняя. Сейчас как раз готовлю следующую.
triglochin
Mar. 6th, 2010 01:18 pm (UTC)
нет, речь не об обязанности, скорее об отношении к читаемому. Мне всегда хочется как-то отзываться на то интересное и важое, что в ЖЖ встречаю (говорят даже, что если текст/сообщение понято, то нужно уметь задать хотя бы 2 вопроса :) но не получается. Конечно, это и особенность интернета - всего много и все сразу, так что, наверно, не стоит и пытаться, если нет желания 24 часа в сутки проводить "в интернете" :)
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow