?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Да, так на чем я там остановился?

А, на том, что последняя часть "Реквиема" Верди была написана раньше всех предшествующих. Не просто раньше, а намного раньше. Libera me было сочинено в конце 1868-69 гг. для Мессы памяти Россини, которая была заказана двенадцати довольно известным в то время композиторам, так что каждый из них должен был написать (и написал) по одной части; Верди в их списке занимал последнее место, вот ему и досталась последняя часть - Libera me (в наши дни остальные 11 авторов известны лишь узким специалистам). Месса должна была исполняться именно за поминальным богослужением. Верди ввел в число исполнителей женский голос, считая его в данном случае необходимым, и очень беспокоился, не придется ли всё переделывать: в том время женщинам официально еще не разрешалось петь в храмах, и, хотя в некоторых странах этот запрет временами партизански нарушался, в ситуации с Мессой памяти Россини всё происходило слишком официально, и даже собирались по этому вопросу просить разрешения лично у Святого Отца. Но, в конечном счете, это мероприятие сорвалось по каким-то совсем прозаичным причинам, и Месса впервые прозвучала только в 1988 г.

В свою очередь, "Реквием" Верди был написан в 1873-74 гг. памяти Алессандро Мандзони. Последняя часть Мессы памяти Россини с незначительными изменениями была использована и здесь как последняя часть, а многие темы из нее развиты в предшествующих разделах "Реквиема". Это сочинение, хотя и полностью написанное на литургический текст, заведомо предназначалось не для богослужения, а для концерта памяти Мандзони.

Будучи произведением на религиозный текст, "Реквием" Верди (включая и Libera me), конечно, воспринимается очень по-разному. Многие считают его совершенно театральным, не имеющим по большому счету к религии никакого отношения. Тем не менее, есть немало верующих, которые, напротив, говорят о его способности очень глубоко воздействовать именно на религиозное чувство. Это ведь при том, что сам Верди позиционировал себя как агностика (но мне кажется, не всё у него с этим так уж просто было; вон Чехов в одном письме и вовсе назвал себя "атеистом": ага, так я ему и поверил...).

Хочу предложить в дополнение к уже выложенному только коротенькую среднюю часть Libera me (Requiem aeternam) в еще одном исполнении: это Элизабет Шварцкопф и Лондонский филармонический оркестр и хор, дирижирует Карло Мария Джулини (запись 1963-64 гг.):

ВОТ

Между прочим, очень интересно (это не я заметил, а известно давно), что та мелодическая фигура, на которую распето последнее, помеченное в партитуре аж четырьмя piano, слово 'requiem' [покой] (здесь это 2:44-2:54), до того уже возникала у Верди по меньшей мере два раза.

Первый раз (с небольшим отличием: есть еще промежуточная нота) - в "Ломбардцах" (1843 г.) в дуэте Oh belle, a questa misera из III акта. Услышать можно ЗДЕСЬ. (8:11-8:21, это место, увы, не совсем... но лучше, к сожалению, не нашел).

Второй - в "Силе судьбы" (1862 г.) в арии Леоноры Pace, pace mio Dio из IV акта, которая и по сюжету - молитва: ВОТ ОНА в великолепном исполнении Леонтин Прайс, дирижирует Томас Шипперс (и опять 1964 г.)  (4:01-4:10).

Интересно, что если в "Ломбардцах" эта фигура ложится на слово 'amor' [любовь], то в "Силе судьбы" - на слово 'pace' [мир]: Invan la pace ~ dona eis requiem.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
repis
Feb. 28th, 2011 08:32 am (UTC)
И на аватаре вашем написано на иврите "любовь"...
piotr_sakharov
Feb. 28th, 2011 09:53 am (UTC)
Именно.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow