?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry




По просьбе Анны ( maultasch_a ) выложил я на файлообменник полную запись "Тристана" 1943 г. с Максом Лоренцем (дирижирует Роберт Хегер).


Если еще кому-то интересно, то вот вам ссылки:
I акт
II акт
III акт

Исполнители:
Tristan - Max Lorenz
König Marke - Ludwig Hofmann
Isolde - Paula Buchner
Kurwenal - Jaro Prohaska
Melot - Eugen Fuchs
Brangäne - Margarete Klose
Ein Hirt - Erik Zimmermann
Ein Steuermann - Felix Fleischer
Ein junger Seemann - Benno Arnold
Orchester: Staatskapelle Berlin
Chor: Berliner Staatsoper
Robert Heger
(14-19/05/1943)

Запись эта до сих пор не очень известна даже среди любителей Вагнера, и в этом нет ничего удивительного, если принять во внимание, что полностью она была опубликована сравнительно недавно (см. ниже).

Мне она была частично известна довольно давно (см. еще ниже), и лично меня ни один другой исполнитель партии Тристана не потряс до такой степени, как Макс Лоренц здесь. И из того, что я слышал у Лоренца, на мой взгляд, ни в одной другой партии он не достиг такой выразительности и такой глубины.

Поражает и другое. Запись сделана в Берлине для трансляции по государственному радио в самый разгар войны: с 14 по 19 мая 1943 г. Уже - за несколько месяцев до этого - прорвана блокада Ленинграда и разгромлена группировка Паулюса под Сталинградом, а за день до начала этой записи германские и итальянские войска были полностью окружены в Северной Африке и сдались англичанам... Впрочем, до конца войны еще два года.  Дело происходит в самый разгар самой страшной в истории человечества войны, в самом средоточии одного из самых бесчеловечных режимов в новейшей истории. И, тем не менее, даже в такое время и в таком месте по-прежнему теплятся очаги человеческого. И что удивительно - такой очаг может очутиться в самом средоточии пропагандистской машины этого режима. Это, конечно, далеко не единственный такой пример в истории бесчеловечных режимов.

(Между прочим, у самого Макса Лоренца отношения с режимом складывались не так уж безмятежно: см., в частн., здесь [по-английски] или здесь [по-немецки]).



*   *   *

И еще одно любопытное обстоятельство. У нас в СССР эта запись (хотя и не в полном объеме) стала известна раньше, чем на Западе. Она была выпущена фирмой "Мелодия" в семидесятых в виде состоявшего из двух пластинок альбома Макса Лоренца как выдающегося певца, где были представлены три больших фрагмента из вагнеровских опер: 3-я сцена I акта "Валькирии", вся сцена смерти Зигфрида из "Гибели богов" и вся сцена смерти Тристана. Во всех случаях значилось "Архивная запись" без каких-либо уточнений. Очевидно, это были записи немецкого радио, захваченные в качестве трофеев (таких было еще много). Но, судя по всему, эта запись имелась всё же не в единственном экземпляре, хотя еще долго на Западе до нее никто не докапывался. В конце девяностых, когда уже многое из старых записей было переиздано или, из неопубликованного, издано впервые, я неоднократно шарил по разным каталогам, и не обнаруживалось ни малейшего намека на ее существование. И лишь ближе к концу нулевых ее наконец издала на CD какая-то маленькая фирма. (UPD: А вот тут память меня подвела, но та же maultasch_a  пришла на помощь в комментах, за что ей спасибо. Исправляю: выпущено было в 1997 г. вовсе не маленькой австрийской фирмой "Preiser Records").

*   *   *

Я узнал эту запись на той советской пластинке где-то в 1982-83-м. У меня есть подруга юности Лена, которая в начале восьмидесятых вышла замуж за питерского диссидента Валерия Репина и переехала из Москвы к нему в Ленинград. Вскоре после того, как я с Валерой познакомился, его посадили, но я часто навещал Лену в Питере и именно у них останавливался, когда у меня бывали туда командировки. Валера до посадки очень любил оперу (да и после тоже), и у него было много пластинок. Во время моих питерских командировок я по вечерам нередко рылся в его фонотеке и многое из нее слушал. Вот там-то я и увидел впервые тот альбом Макса Лоренца. Включил - и... даже не знаю, каким глаголом это передать. Короче, потом всякий раз, как я туда приезжал, первым делом включал этого "Тристана". Видимо, эта запись вышла каким-то очень маленьким тиражом, потому что в Москве я ее не видел и никто из моих тутошних друзей-меломанов о ней не знал. А когда Валера вернулся из ссылки, он сказал мне, чтобы я взял ее себе, потому что сам он немецкую оперу совсем не любит. С тех пор та пластинка у меня.

Когда в 2009-10 гг. я делал на радио большой цикл по "Тристану" (по-прежнему доступный в архиве для скачивания), я еще не располагал полной записью этого исполнения (хотя знал о ее существовании), и первоначально фрагменты из нее я давал переписанные отчасти с той пластинки, а отчасти из Ютьюб, где многое из нее уже было выложено.

И вот на 35-й серии моего цикла послушавшая ее (эту серию) Маша-zvetocek, которая раньше никогда не слышала Макса Лоренца в этой партии, пишет мне коммент:

- Совершенно потрясающий этот старый Тристан. Просто обалденный. [См. всю ветвь дискуссии]

И тут же Маша откуда-то раздобыла полную запись и поделилась ею со мной, за что ей огромное спасибо.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
zvetocek
May. 14th, 2011 10:39 pm (UTC)
"лично меня ни один другой исполнитель партии Тристана не потряс до такой степени, как Макс Лоренц здесь. И из того, что я слышал у Лоренца, на мой взгляд, ни в одной другой партии он не достиг такой выразительности и такой глубины."

о да!!!
maultasch_a
May. 16th, 2011 09:45 am (UTC)
Огромное спасибо!
Я потрясаюсь (т.е.прямо сейчас в процессе).

А по поводу музыкального театра и концертной деятельности я тоже одно время удивлялась и ужасалась, пока не успокоилась. Чтоб не одуреть от кошмара, люди пытались жить по человечески.

У меня есть тоже несколько записей военного периода, в частности из Венской Оперы. Самая интересная из них наверное "Майстерзингеры" 43-его с Карлом Бёмом.
И все еще каждый раз я тоже потрясаюсь о том что в такие страшные годы люди ходили в оперу.

"И лишь ближе к концу нулевых ее наконец издала на CD какая-то маленькая фирма."
ее издала в 97-м крупная известная в европе австрийская фирма preiser recirds (у них какие-то связи с немецким Наксосом, но в принципе этот лейбл сам по себе широко популярен как издатель очень ценных классических архивных записей).
Только к сожалению этот лейбл выпускает маленькие тиражи, их быстро раскупают. Этот "тристан" глухо-недоступен во всяком случае за человеческие деньги.

А у меня к Вам вопрос, поскольку вы любите Вагнера очень давно и из России.
Вам никогда не приходилось слышать что-нибудь про партитуры "Валькирии" и "Золота Рейна".
Вы наверняка знаете путь этих партитур Вагнер - Людвиг - фонд которым руководила Винифрид - ее подарок Гитлеру на 50 лет. После этого след партитур теряется. Может их тоже забрали в виде трофея и они где-нибудь в архивах до сих пор пылятся?
piotr_sakharov
May. 16th, 2011 06:36 pm (UTC)
Этих "Майстерзингеров", увы, не слышал. Как-нибудь на досуге попрошу у Вас, если можно будет.

Про фирму сейчас исправлю.

А про партитуры никаких сведений не имею.
maultasch_a
May. 17th, 2011 06:34 am (UTC)
да, обязательно послушайте, это хорошие "майстерзингеры".
я как-то риповала, но ссылки умерли, но положить их заново разумеется не проблема.

про фирму все неважно, просто я уже не первый раз кусаю на них локти, что несмотря ни на что они не увеличивают тиражи и не до-выпускают то что уже распродано. поэтому я на них обижена.

а про партитуры жаль. было б хорошо если бы они нашлись хоть где-нибудь.
maultasch_a
May. 17th, 2011 06:35 am (UTC)
вот про майстерзингеров:
http://maultasch-a.livejournal.com/391235.html
piotr_sakharov
May. 17th, 2011 09:39 am (UTC)
Спасибо.
Но там, видимо, ссылки уже устарели.
Тогда я попозже, когда время свободное появится, попрошу у Вас скачать.
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow