?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Некоторые спрашивают меня, почему я не добавлю свои пять копеек в дискуссии, бурлящие вокруг гомофильско-гомофобской контроверсии.

А вот не хочу.

Лучше расскажу я вам один милый случай из сравнительно недавней истории.

Поясню, что делюсь им исключительно как филологическим фактом, и мой рассказ ни в коем разе не следует интерпретировать как проявление гомофобии, будь то с моей стороны или со стороны его главной героини.

Наталья Леонидовна Трауберг в последние годы жизни в ходе тесного творческого сотрудничества и теплой дружбы с Сергеем Юровым стала усваивать многие слова и выражения из его лексикона, прежде для нее не характерные. Так, например, иногда она употребляла слово "пидарас", совершенно не предполагая его ненормативности: видимо, она была уверена, что вполне нормативное слово "педераст" может произноситься и таким образом тоже и что это не более ненормативно, чем произносить "тыща" вместо "тысяча".

Однажды во время одной из передач на радио "София" то ли кто-то из слушателей, то ли сам Сережа Юров задал Наталье Леонидовне вопрос. В точности его содержания я уже не помню, но он  как-то касался нетрадиционной ориентации писателя, о котором шла речь в передаче (возможно, это был Оскар Уайльд, а может быть, кто-то еще).

Наталья Леонидовна ответила:

"Ну что - ну молиться за них надо, за всех этих пидарасов".


Comments

( 25 comments — Leave a comment )
maultasch_a
Jun. 3rd, 2011 04:17 pm (UTC)
ого! я была всегда уверена, что это действительно два написания/произношения одного и того же слова.
причем оба ненормативны. как и третий укороченный вариант из первых четырех букв.
lika_k
Jun. 3rd, 2011 04:47 pm (UTC)
Я тоже, кстати.
Может это общее наше женское заблуждение?
piotr_sakharov
Jun. 3rd, 2011 05:46 pm (UTC)
См. выше, мой ответ maultasch_a.
piotr_sakharov
Jun. 3rd, 2011 05:45 pm (UTC)
Укороченный вариант всё же из 5 букв.

Нет, "педераст" - это вполне медицинский термин.
Я, помнится, в детстве у мамы спросил, что значит это слово (я его слышал от мальчишек во дворе, и именно в ненормативном произнесении). Мама ответила: "Посмотри в Медицинской энциклопедии". Я открыл и стал искать "пидорас" или "пидарас". Но ни того, не другого не было. Но я проявил упорство и через какое то время нашел статью "педерастия" и из нее получил ответ.
Потом спрашиваю своего товарища по двору, который ругался этим словом:
- А ты знаешь, что оно означает?
- Ну... дурак.
Я ему объяснил.

А ведь ненормативный вариант действительно употребляется чаще не в значении носителя ориентации, а в значении "дурак", "каазёл" и т.п. В отличие от того, что из 5 букв, которое, как правило, означает носителя ориентации, но, в отличие от нормативного, с негативными коннотациями.
lika_k
Jun. 3rd, 2011 05:57 pm (UTC)
Про медицинское значение я знаю, но ведь дело в том, что и его большинство употребляет в ненормативном значении. Допускаю, что не каждый знает об исконном его значении. Поэтому автоматически воспринимаю его вне специфического контекста в ненормативном значении.
Хотя, все же стоит признать, медицинский термин все же употребляется реже.
moi_zveri_i_ja
Jun. 3rd, 2011 07:13 pm (UTC)
О, "пидорас" именно в общеругательном значении! Когда-то мне рассказывали о театральном завпосте - отчаянно преданном театру человеке (пьющем, понятно), который в гневе по поводу интриг одной актрисы, все повторял "ну, пидорас такая!".
piotr_sakharov
Jun. 3rd, 2011 08:40 pm (UTC)
Так существует даже слово женского рода: "пидораска".
tsvety
Jun. 3rd, 2011 08:54 pm (UTC)
Есть еще слово "пидорка" (или пидарка) - это шапочка такая зимняя.
piotr_sakharov
Jun. 3rd, 2011 09:34 pm (UTC)
Да, это, кажется, имеет зоновское происхождение.

А в годы моей молодости были маленькие кожаные сумочки (мужские), которые носились на запястье на петельке, и их называли "педрИчка", или "педОвка", или "педерастка" - считалось, что первыми моду на них ввели именно голубые.
piotr_sakharov
Jun. 3rd, 2011 09:45 pm (UTC)
Между прочим, очень отчетливо помню, что когда генеральный викарий с ненормативной фамилией отслужил свою первую мессу в Людовике, он вышел из ризницы в секулярном платье именно с такой сумочкой на запястье и куда-то отправился. Выглядел очень созвучно фамилии (насчет ориентации по радикалу ничего не берусь утверждать).
tsvety
Jun. 4th, 2011 04:22 am (UTC)
Пидорка все же не сумочка (!) а шапочка :))))
kantor
Jun. 3rd, 2011 08:55 pm (UTC)
Мне кажется, оно всё-таки употребляется только в значении "напоясная сумка". А история восхитительная...
piotr_sakharov
Jun. 3rd, 2011 09:35 pm (UTC)
См. мой ответ на этот коммент.
В значении напоясной появилось, видимо, позже (я такого вообще не встречал).
leptoptilus
Jun. 8th, 2011 09:31 pm (UTC)
Словарь дает именно значение "шапка" (еще было дивное название "гандонка"):
http://www.gramota.ru/slovari/argo/53_9561
А сумка все же, как правило, "барсетка":
http://www.gramota.ru/slovari/argo/53_475

Да, и примите восторги по поводу заглавного постинга.
piotr_sakharov
Jun. 8th, 2011 10:34 pm (UTC)
Спасибо!

Слово "барсетка" появилось много позже. Его еще не было в ту пору, когда барсетки назывались педричками и т.п.
klodonis
Jul. 4th, 2011 01:43 pm (UTC)
Скорее, "пидараска" - это синоним слова "барсетка". В этом значении оно употреблялось у В. П. Аксенова в романе "Остров Крым":

Однако он-то о ней, как обычно, не забыл, и первое, что она выделила из толпы за таможенным барьером, была статная фигура "супруга"-десятиборца. Приехал встречать на своей "Волге", со всем своим набором московского шика: замшевым пиджаком, часами "сейко", сигаретами "винстон", зажигалкой "ронсон",портфелем "дипломат" и маленькой сумочкой на запястье, так называемой
"педерасткой".

Книги под рукой нет, цитату привожу по сетевой публикации:http://lib.rin.ru/doc/i/4097p16.html
dalf_ezh
Jun. 7th, 2011 04:11 pm (UTC)
Педовка, если точнее к смыслу быть и ближе к жаргону, чем к арго.
turdus_merula
Jun. 3rd, 2011 08:03 pm (UTC)
Великолепно!
orthodoxspain
Jun. 3rd, 2011 09:10 pm (UTC)
!!!
krysya
Jun. 4th, 2011 04:34 am (UTC)
:-)
gribkish
Jun. 4th, 2011 09:14 am (UTC)
:)))
Прелестно!
jestianka
Jun. 7th, 2011 03:32 pm (UTC)
Петя! холиваришь чуток)))
piotr_sakharov
Jun. 7th, 2011 03:50 pm (UTC)
Не, холиварят вокруг, а у меня ассоциативный склад мышления.
jestianka
Jun. 7th, 2011 03:53 pm (UTC)
да я подкалываю)))
ailoyros
Jun. 7th, 2011 03:54 pm (UTC)
Да! Вот оно!
Случай пророчества, когда человек говорит много больше, чем собирался сказать.
( 25 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow