?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Peter Hofmann: In memoriam


Странная такая штука: при том что я довольно внимательно слежу за тем, что происходит на вагнеровском фронте, о кончинах великих вагнеровских певцов я всякий раз узнаю с довольно большим опозданием. И вот только на прошлой неделе узнал о том, что, оказывается, еще 30 ноября минувшего года умер великий вагнеровский тенор Петер Хофман. Это тем более странно, поскольку я уже не один год знал, что он был совсем плох, и время от времени проверял, а жив ли еще. Видимо, как раз где-то совсем незадолго до той даты проверил в последний раз... Но сейчас это уже неважно.

У Хофмана была стремительная для вагнеровского певца карьера. В 1972 г. состоялся его дебют на оперной сцене, а уже через 2 года он впервые выступил в вагнеровской партии, да не в какой-то мелкой или ранней, а в партии Зигмунда в "Валькирии". А еще через два года был уже приглашен участвовать в Байрейтском фестивале - и опять на роль Зигмунда (к тому же в знаменитом "Кольце" столетия), и плюс к тому Парсифаля.

Вот фрагмент из того "Кольца" - финал 1-го действия "Валькирии", момент извлечения меча Нотунга из ствола ясеня - с ним и Дженнин Альтмайер в партии Зиглинды (постановка Патриса Шеро, дирижирует Пьер Булез):


(На YouTube можно найти еще несколько фрагментов из этой постановки, хотя качество звука и изображения далеко не везде удовлетворительны).

Я слышал и видел Петера Хофмана вживую летом 1982 г. в "Лоэнгрине". Это был вообще первый раз, когда я его слышал, так и оставшийся единственным в моей жизни разом, когда я слышал его не в записи.

В тот год в Москву приехала с гастролями Гамбургская опера. Помню, что помимо "Лоэнгрина" они еще привезли "Воццека" с Аньей Зильей в партии Мари, и мне на него тоже удалось попасть. Еще за несколько дней до представления "Лоэнгрина" я спросил у одного знакомого меломана, кто будет петь главную партию, и он ответил: "Гофман. Да... старый он уже совсем". Видимо, мой приятель с кем-то его перепутал. Билетов на "Лоэнгрина" у меня не было. В кассе их, естественно, тоже не было. Лишнего билетика найти не удалось. Проскочить в Большой без билета известными мне путями не получилось. Первое действие уже началось. Я оставался на ступенях у входа в Большой театр, рассчитывая либо как-то проникнуть туда во время 1-го действия, либо уже точно попасть туда после антракта, во время которого театр обычно покидают многие, кому хватило одного действия, и у них в таком случае попросту просится уже не нужный им билет. Был жаркий июльский день, и поэтому я был одет ну совсем-совсем по-летнему. И вдруг налетели тучи, и пошел снег. Это единственный в моей жизни случай, когда я видел в нашей полосе снег в летние месяцы. Мне рассказывали про снег в июНе, но это было, кажется, до моего рождения. И вот уникальная природная аномалия: на дворе июль, а с неба падают хлопья снега. Это было 13 июля 1982 г., т.е. сегодня будет ровно 29 лет с того дня. Снег довольно быстро закончился, стало снова жарко, а я смог наконец-то попасть в театр. Сейчас уже точно не помню как: кажется, мне посчастливилось встретить кого-то сильно опоздавшего, у кого оставался лишний билет (но может быть, я прошел уже в антракте - у меня не сохранилось в памяти того, с какого момента я видел этот спектакль). Но я очень тогда удивлялся: почему, если Гофман совсем старый, он так молодо выглядит? Ну да, гримеры могли, конечно, хорошо поработать. Но почему при этом голос так свежО звучит?

Мы здесь, в Союзе, в ту пору не имели возможности следить за сменой поколений вагнеровских исполнителей, а к тому времени те, кого мы знали по немногим грамзаписям и редким иностранным гастролям, давно уже сменились новыми. Такие имена, как Колло, Йерузалем и тот же Хофман были здесь еще совсем не известны.

Предлагаю вашему вниманию первую сцену с участием главного героя из первого байрейтского "Лоэнгрина" с Хофманом. Это постановка Фридриха Готца 1979 г. (в аннотации на YouTube, где доступны и другие фрагменты из этой постановки, он датирован ошибочно, а запись и вовсе 1982 г.) с Каран Армстронг (Эльза) и Берндтом Вайклем (король Генрих Птицелов), дирижирует Вольдемар Нельссон:



Ну а в дополнению к Зигмунду и Лоэнгрину предложу вашему вниманию еще Тристана. Это - в аудиоформате - из полной бернстайновской записи "Тристана" 1981-82 гг. (с оркестром Баварского радио) монолог из 3-го акта, когда Тристану мерещится появление корабля, на котором должна приплыть к нему Изольда:

Isolde kommt

Интересно, что Петер Хофман был редким (если вообще не единственным) вагнеровским певцом, который на протяжении всей своей оперной карьеры пел еще и рок- и поп-музыку, притом у себя на родине пользовался немалым успехом. На том же YouTube вы при желании сможете найти много его аудио- и видео-записей в этом амплуа.

В середине 1990-х у Петера Хофмана стала развиваться болезнь Паркинсона, и вскоре он вынужден был постепенно оставить певческую карьеру. Однако он учредил собственный благотворительный фонд, целью которого была помощь страдающим болезнью Паркинсона и поддержка научных исследований в этой области.

Requiescat in pace

+

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
maultasch_a
Jul. 13th, 2011 06:58 am (UTC)
спасибо за красивый рассказ.
lika_k
Jul. 13th, 2011 10:29 am (UTC)
Как все-таки приятно, когда имеются такие воспоминания.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow