?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Вчера вернулся я из Польши с конференции международной ассоциации Universa Laus в состоянии глубочайшей удовлетворенности. Из семи встреч UL в разных странах Европы, на которых мне довелось побывать с 2000 г., эта оказалась едва ли не самой лучшей и по содержательности, и по качеству приема, и по общей атмосфере.

Кстати, о качестве приема. Мой опыт участия в международных конференциях убеждает в странном парадоксе: чем западнее страна (не столько даже географически, сколько по репутации, сложившейся в общественном мнении), тем халтурнее принимают; чем богаче страна, тем более жмотский прием. И наоборот: в странах Восточной Европы, славящейся, казалось бы, бОльшим разгильдяйством и меньшим порядком, всё оказывается организовано намного тщательнее и добросовестнее; и чем беднее страна, тем щедрее встречают.

В Польше я не был уже двадцать лет, в последний раз видел ее тогда, когда в ней еще только начинался период перехода от социализма к капитализму и повсюду царили бедность и неустроенность, при том что уровень массовой религиозности по нашим представлениям зашкаливал (что, правда, не мешало пьянству, тоже достаточно массовому). Конечно, нынешняя Польша очень отличается от той. Что касается Силезии, то в ней я не бывал прежде никогда, и у меня нет возможности сравнивать с тем, что было раньше. Но, насколько я могу понять, этот край в принципе несколько отличается от других регионов Польши (или, может быть, вообще запад Польши отличается от ее востока и юга, что с историко-культурной точки зрения вполне вероятно). Но, так это или нет, из всех бывших соцстран, где мне довелось в последние годы побывать (включая Словению и Восточный Берлин - не могу сказать за всю б.ГДР), я нигде не встречал такой ухоженности и такого отсутствия загаженности и обшарпанности, как в Силезии. На обратном пути я понял, что по мере продвижения на восток Польши эти особенности в заметной мере улетучиваются, хотя и там она местами вполне могла бы дать фору нынешней Венгрии, которая в советское время отличалась едва ли не наибольшей среди соцстран чистотой и опрятностью. На обратном пути я провел вечер, ночь и утро в Варшаве, где в последний раз был аж 21 год назад, и она в очередной раз не оставила у меня приятного впечатления. Впрочем, должен признать, что все разы я бывал в ней совсем коротко, на бегу и, возможно, вовсе не в тех местах, которые пробудили бы к ней симпатии.

В Силезии мне, слава Богу, посчастливилось побыть подольше. Конференция проходила неподалеку от очень милого города Ополе в веси некой, глаголемой Камень Шлёнский, где в кон. XII в. родился святой Иакинф Одровонж, а сейчас на месте его рождения находится санктуарий и при нем что-то вроде католического дома отдыха. Вот там-то мы с коллегами из разных стран и предавались трудам на ниве литургической музыки и отдохновениям.

Тема конференции на сей раз была такая: Музыка в процессе и обрядах христианского посвящения взрослых. Никак не ожидал, что содержание выступлений и дискуссий окажется настолько интересным. Возможно, в дальнейшем я поделюсь на страницах этого журнала чем-то из услышанного и обсуждавшегося.

Короче, очень я доволен. И узнал много нового, и пообщался, и погулял вдоволь, и попел...

А я ведь еще, дурак, сомневался, ехать мне или нет. Меньше чем за месяц до конференции чаемое спонсирование этой поездки оказалось под большим-большим вопросом (в конечном счете, оно осуществилось, но в значительно меньших размерах, чем требовалось), да и личный мой бюджет вдруг оказался в тот момент много меньшим, чем я рассчитывал. И я было уже махнул на эту поездку рукой. А потом понял, что если сейчас туда не выберусь, то совсем уже стагнирую. И решил несмотря ни на что ехать. И это был правильный выбор. К тому же и часть финансовых проблем решилась.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
triglochin
Aug. 29th, 2011 03:36 pm (UTC)
с возвращением! Ж:0)

расскажите, когда впечатления улягутся
piotr_sakharov
Aug. 30th, 2011 09:33 am (UTC)
Постараюсь.
leolion_1
Aug. 30th, 2011 06:21 am (UTC)
Надо же, оказывается, не только химики становятся жертвами географической зависимости качества организации конференций :) Самые халтурные, говорят, в Штатах, но я там не была.

Варшаву я тоже не люблю, она производит на меня впечатление поселка, впопыхах переделанного в город, но, с другой стороны, это не ее вина в том, что в ней не чувствуется исторической основательности.

(Хорошо, что часть проблем решилась. Пусть бы и дальше так, с Божьей помощью).
piotr_sakharov
Aug. 30th, 2011 09:31 am (UTC)
Спасибо!

Да, в Штатах мне тоже не доводилось бывать ни на конференциях, ни как-либо иначе. Но вот кто бы мог подумать, что в Бельгии (sic!) душ и сортир будут не только не в номере, а на этаже, но это еще и будут общие (к тому ж обоюполые) помещения с сериями кабинок. Или что в австрийской столице в обед и ужин еду будут подавать на стол, а напитки к этой еде (вкл. безалкогольные) надо будет там же покупать за деньги, к тому же выстаивая за ними изрядную очередь.

Не говоря об общем качестве приема, в каждой стране приходится подстраиваться под некоторые местные особенности приема пищи. Напр., во многих странах (напр., во Франции) нам, русским, создает большой дискомфорт, что десерт подается отдельно, до кофия, а кофе приносят лишь тогда, когда он съеден. Русским и англичанам в большинстве стран Западной и Центральной Европы очень не по себе от того, что после ужина нет горячих напитков (некоторые, вроде вашего покорного слуги, бегут в какой-нибудь платный бар поблизости, чтобы компенсировать это). В той же Польше, как и в Словакии, русские, французы и особенно итальянцы страдают от того, что к супу на стол не подается хлеб (я, правда, уже на второй день добился того, чтобы он всё-таки был). В той же Польше на ужин на столе была только обычная вода, а на обед вместо нее бывал какой-нибудь кисель или компот, которого, с учетом общей сухости подаваемой пищи, было явно маловато. Меня, кстати, в этой части Европы сильно не радует, что вторые блюда и гарниры зачастую не приправлены ничем и, более того, приправ нет и на столе, окромя уксуса и соевого соуса (ни растительного масла, ни майонеза, ни горчицы и т.п.; в ресторане, правда, горчицу можно попросить принести).

leolion_1
Aug. 30th, 2011 10:31 am (UTC)
О, я впечатлена...нет, выносных сортиров мне видеть не доводилось, только выносной душ с такими же кабинками, в студенческом общежитии в Ноттингеме.

А я к перечисленному Вами отношусь терпимо, на такую подачу кофе во Франции я, признаться, даже и не обращала внимания, но в большинстве помянутых стран, кроме Польши, я страдаю без привычного горячего супа.
exomni
Aug. 31st, 2011 10:52 am (UTC)
"я нигде не встречал такой ухоженности и такого отсутствия загаженности и обшарпанности, как в Силезии"

Так это не просто Силезия, а Śląsk Opolski, где живут почти все не выселенные после войны из Польши немцы, много лет успешно маскировавшиеся под поляков. Орднунг, все такое :)

Нижняя Силезия, где я был последний раз три года назад, - край весьма обшарпанный и местами загаженный, но, тем не менее, прекрасный. Я бы даже сказал, самый интересный в Польше. Верхняя - это такой Донбасс, но с горами на юге.
exomni
Sep. 9th, 2011 01:53 pm (UTC)
Сейчас вот нашел:

21 июля 1940 года Вудхауз оказался в лагере для перемещенных лиц в Верхней Силезии («Если эта Силезия у них „верхняя“, могу себе представить, что представляет собой „нижняя“ из них…» — позже писал он.)представляет собой „нижняя“ из них…» — позже писал он.)

Ничего эти англичане не понимают, опять все перепутали :)
klodonis
Sep. 1st, 2011 12:29 pm (UTC)
Хочу задать Вам вопрос, которой не связан с темой поста, но имеет самую непосредственную связь с проблематикой посещенной Вами конференции.

Можете ли Вы порекомендовать какие-нибудь работы по специфике музыкального оформления мессы в заирском (конголезском) обряде?
piotr_sakharov
Sep. 1st, 2011 12:44 pm (UTC)
Ой, нет, этой тематики я совсем не знаю. Но буду держать ухо востро, и, если что попадется, дам знать.
klodonis
Sep. 2nd, 2011 10:38 am (UTC)
Кстати, нашел в Сети неплохую работу по теме:

http://cyberdoc.univ-nancy2.fr/htdocs/docs_ouvert/doc444/2008NAN21022.pdf

И тогда еще будет просьба: я тут задумал написать небольшую статью о заирском обряде; можно ли будет прислать ее Вам (а может быть, я даже выложу ее в каком-нибудь католическом ЖЖ-сообществе), чтобы Вы высказали замечания и пожелания по улучшению текста?
piotr_sakharov
Sep. 2nd, 2011 11:30 am (UTC)
Спасибо! Скачал: очень интересно!

Да, конечно, охотно помогу, чем смогу.
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow