?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Совершенно неожиданно я обнаружил на ютьюбе переложение 1-го акта "Тристана" (полностью!) для секстета, в котором двое музыкантов играют на флейтах различных разновидностей и четверо - на смычковых. Транскрипцию сделал некто Гергей Матуз, мадьярский флейтист, и исполнили музыканты камерного ансамбля "Markato", которым он же руководит и в котором он же играет на флейте.

Должен признаться, что увидев случайно ссылку на этот ролик, я сперва ничего хорошего от такого эксперимента не ожидал. Однако, ткнув наудачу несколько разных мест, я пришел в полный восторг. Послушав целиком, пришел в еще большее восхищение, и потом некоторые места слушал еще не по одному разу.

Сама затея переложить "Тристана" для совсем крохотного камерного ансамбля поначалу кажется безумной и, главное, бессмысленной. Но это только поначалу. Ведь если вдуматься, "Тристан" - при том что он требует огромного оркестра с увеличенным составом и голосов широченного диапазона, способных с легкостью перелетать через этот оркестр; при всей своей универсальности, когда, по большому счету, местом действия и главным действующим лицом является вся Вселенная; и т. п. - обладает каким-то потаенным тяготением к камерности. Это, между прочим, резко отличает "Тристана" от других вагнеровских опер, о которых такого никак не скажешь: в "Тристане" нет широты сценического действия, да и хор выполняет исключительно функцию фона, пусть и очень важного (неудивительно, что другой эксперимент того же Матуза - переложение полного 2-го акта "Гибели богов" для септета - представляется не более чем экстримом, хотя чисто технически отдельные места там интересны).

Не буду вдаваться в обсуждение методов создания подобной транскрипции (мне для этого всё равно не хватило бы профессиональных знаний) - лучше это просто послушать, оно того стоит. Более того, очень рекомендую не только послушать, но и посмотреть: хотя сам я (если не присутствую вживую на исполнении, а располагаю только записью, и если это не какой-то спектакль или какое-то действо) обычно предпочитаю просто слушать музыку, а не смотреть, как ее играют, всё же бывают редкие исключения, и это оказался тот самый случай.

Услышать и увидеть можно ЗДЕСЬ.

Допуская, что даже среди любителей Вагнера не все захотят слушать всю полуторачасовую транскрипцию целиком, я подготовил хронометраж этого ролика:

Westwärts schweift der Blick - 0:10:52
Mir erkoren, mir verloren - 0:18:20
Wie lachend sie mir Lieder singen - 0:28:40
Welcher Wahn! Welch eitles Zürnen! - 0:38:55
Auf! Auf! Ihr Frauen! - 0:47:50
Herr Tristan trete nah! - 0:55:43
War Morold dir so wert - 1:05:20
Los den Anker! Das Steuer dem Strom! - 1:13:05
Was träumte mir von Tristans Ehre? - 1:20:05

На мой взгляд, качество - как инструментовки, так и исполнения - возрастает к концу: наиболее интересна последняя треть, сильнее же всего - последние 12 минут (особенно - последние 5).

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
triglochin
Nov. 16th, 2011 08:16 am (UTC)
спасибо!

сперва показалось, что звучит "бедно", но уже сразу после прелюдии стало очень интересно - не оторваться от разворачивающегося повествования.
И еще - может, как раз в силу сокращения разнообразия звучащих инструментов, какие-то раньше не замеченные моменты более отчетливо слышны (особенно, наверно, неопытному человеку :)
piotr_sakharov
Nov. 16th, 2011 10:46 am (UTC)
Именно так. Да и даже вполне опытному.
maultasch_a
Feb. 8th, 2016 09:11 am (UTC)
ничего себе какая интересная находка. большое спасибо.

полностью согласна о "камерности" тристана, которую в оригинале огромный оркестр только подчеркивает. это феномен этой оперы.

обязательно послушаю полностью и это переложение и безусловно 2 акт "сумерек", окторый наверное абсолютно противоположен "тристану" почти во всем.

(могу добавить, что из больших опер подобной камерностью для меня обладает еще "зигфрид", где герой по сути очень одинок и финальный апофеоз с бруннглидой лишь подчеркивает выход из одиночества)
maultasch_a
Feb. 8th, 2016 11:45 am (UTC)
послушала тристана.
очень оригинально. но теряется динамика.
хорошо для любителей вагнера в качестве караоке, ну для тех кто слова и так помнит. хотя бы в уме.)
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow