?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Минувшим вечером впервые в жизни я послушал живьем Вальтрауд Майер - одну из лучших вагнеровских певиц наших дней и, по моему убеждению, лучшую на сегодняшний день исполнительницу партии Изольды. В ММДМ был ее концерт со Спиваковым: Пять песен Вагнера на стихи Матильды Везендонк и Isoldes Liebestod, предваряемая Вступлением к "Тристану".

Впечатление очень сильное. Правда, в первых двух песнях еще ощущалось привыкание Майер к залу и к оркестру, а оркестра к ней. Но уже начиная с "Теплицы" звучание было просто идеальным (другого слова не нахожу) - и певицы, и оркестра, и их в сочетании.

К сожалению, в "Тристане" оркестр с его увеличенным составом (в Пяти песнях он просто-таки камерный) играл несколько громче, чем соответствовало бы силе звучания голоса. Правда, мне говорили, что Светлановский зал ММДМ очень неоднороден по акустике, и, возможно, в основной части зала это воспринималось не так, как с тех мест, которые расположены сбоку от сцены (я сидел практически над оркестром, хотя и на уровне самой передней его линии).

Куда большей ложкой дегтя оказалось, на мой взгляд, само построение программы концерта. В предварительно опубликованной программе значились вышеупомянутые произведения Вагнера, а следом за ними - 2 крупных оркестровых произведения Рихарда Штрауса (без вокала). Вполне естественно было предположить, что в 1-м отделении будет Вагнер, после чего Вальтрауд Майер отправится отдыхать, а публику попотчуют еще Р.Штраусом, чтобы концерт не получился слишком коротким. Но всё оказалось совсем иначе. Сперва было исполнено одно сочинение Штрауса (2-й концерт для валторны с оркестром), затем - Пять песен Вагнера. Антракт. Вступление к "Тристану" и Liebestod дали в начале 2-го отделения. И уже после Liebestod - второе из заявленных произведений Штрауса (Сюиту Der Rosenkavalier).

Признаться, это представляется мне глубочайшей безвкусицей. Нет, я вовсе не считаю безвкусицей эту сюиту Штрауса. Просто есть произведения, которые ТАКОВЫ, что после них в концерте уже НИЧТО не может и не должно больше звучать. Они могут либо замыкать собой программу (и никаких там бисов), либо уж не включаться в нее вовсе. Liebestod со всей очевидностью относится к их числу. И давать после нее любое произведение - пусть бесспорный шедевр, пусть любое другое сочинение того же Вагнера - совершенно неуместно.

Аналогичная ситуация поразила меня однажды, когда я смотрел/слушал по ТВ какой-то гала-концерт Метрополитен-оперы. После большой вереницы арий, дуэтов и т.п. в исполнении различных звезд, был дан финал "Гибели богов" (чуть ли не та же Майер его спела - впрочем, сейчас не могу с уверенность вспомнить, кто это был). По всему было похоже, что этим гала-концерт и закончится. Ан нет: в завершение всего прозвучали (тоже не помню в чьем исполнении) еще куплеты Орловского из "Летучей мыши". - Я всегда считал Левина (который Ливайн) серьезным и глубоким художником. И я так и не понимаю, как могут эти его качества сочетаться вот с такими решениями. Если ты считаешь, что финал "Гибели богов" - это что-то слишком тяжелое для праздничного концерта, то зачем его включать в программу? Я уж не говорю сейчас о том, что в обоих финалах - и "Тристана", и "Гибели богов" - настолько ярковыраженный катарсис на последних тактах, что нараставшее на всем их протяжении напряжение разряжается само собой, совершенно естественно. Но, так или иначе, странно добавлять к ним в "прохладительных" или "опреснительных" целях еще какую-то музыку.

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
exomni
Nov. 18th, 2011 07:31 am (UTC)
Странно, странно...
Но настоящий кошмар - это мабилка в самом начале Liebestod. Я, честно говоря, испугался: думал, что Спиваков, как Ковалевский, сейчас остановит действо и прилюдно отчитает.
Интересно, это только наша культура или в мире тоже такое бывает?
Касательно места - скорее всего, у нас было еще было еще хуже, что, впрочем, естественно, если исполнитель стоит к тебе спиной. Зато посмотрели на Спивакова в действии - и узнали, каково это, когда звук первой скрипки направляется непосредственно на тебя (прикольно).
piotr_sakharov
Nov. 18th, 2011 11:35 am (UTC)
В мире тоже бывает, увы. Прям хоть отбирай их все на металлоискателе.
aksuk
Nov. 18th, 2011 07:11 pm (UTC)
Зато сразу стало ясно, какое самообладание у Майер. Это ведь прямо перед тем, как ей петь произошло!

Касательно "Кавалера" - я слушал его с удовольствием, просто потому, что такая музыка и так играли. Вместо вагнеровского концерта получился штраусовский концерт, в середине которого кто-то открыл окно в гигантский черный космос. Жалко, но последний раз я слушал музыку живьем лет 5 назад и был слишком голоден.
piotr_sakharov
Nov. 18th, 2011 08:21 pm (UTC)
Многие музыканты и актеры умеют полностью экранироваться от зала. Они _реально_ не видят и не слышат, что в нем происходит. У некоторых это имеет место с самого начала их артистической деятельности - как-то совершенно естественно, без дополнительных усилий с их стороны. Другие вырабатывают это свойство годами.
maultasch_a
Nov. 18th, 2011 09:41 am (UTC)
да уж странно после "либестод" давать сюиту к "кавалеру" Штрауса... это ооочень страаннно.
если уж Майер спешила на самолет, так дали бы хотя бы в конце первого отделения чтоли, чтоб люди как-то прониклись, прочувствовали... после таких вещей пауза нужна, тишина.... ну уж никак не "розовый кавалер".....


"как могут эти его качества сочетаться вот с такими решениями."

Ой, когда речь идет о больших "гала", там вообще все ооочень сложно.
Надо тут помнить, что большие гала вообще не репетируются, т.е. артисты приезжают-поют на сцене номер-уезжают. т.е. многое завязано на элементарном билете на самолет или опаздании такового.
Я единственный раз была на гала-концерте (тот который 6 часов длился) у нас в опере, туда приехали вообще все кто мог и не мог, включая толпу дирежеров. И номера даже по ходу концерта переставлялись местами, потому что "чартер с нетребко, доминго и папано опаздывал". Там тоже была "либестод" в исполнении Майер, где-то в середине 2-ого отделения (отделений было 3). Но тогда это не показалось неуместным, потому что весь концерт был "сборной солянкой" с кадрами из постановок.

В Москве же все же плановый программный концерт, и отнестись к составлению программы можно было бы все же аккуратней.

piotr_sakharov
Nov. 18th, 2011 08:33 pm (UTC)
По идее в гала-концерты вообще надо не включать такие номера, а ограничиваться, если не чем-то совсем лёгеньким, вроде "Челюстей Аиды", Бриндизи из "Травиаты" или песенки Герцога, то и не настолько серьезным. Если вагнеровской певице западло выходить не с Вагнером, то можно, например, спеть сон Эльзы про рыцаря или, на худой конец, балладу Сенты про **и ("Hui! Wie saust der Wind! Johohe!.. --- Hui! "Falsche Lieb', falsche Treu'!..").
maultasch_a
Nov. 19th, 2011 07:22 am (UTC)
гала зависит от повода.
в тот раз был своеобразный концерт - слишком много вагнера и штрауса для праздничной "галы". были и увертюры и еще несколько других номеров. в том числе, например, в начале второго отделения (до Либестод, но не подряд) был любовный дуэт Тристана и Изольды из 2 акта (o sink hernieder nacht der liebe....) до предупреждения Брангены. Пели другие певцы.

но это весьма странный концерт был только потому что виновник торжества большой любитель Вагнера сам по себе. и в таком насыщенном вечере, было очень много ярких красок. И все было уместно и нармально. (аиды и травиаты не было представлено вообще, зато были арии из Корнгольда, например или увертюра к Риенци).

на самом деле если на сцену выходит Вальтрауд Майер - то конечно хочется услышать ее "Либестод". Тем более, как я уже говорила, она даже в условиях смешанного концерта умеет исполнять его очень натурально и живо, проникновенно.
aksuk
Nov. 19th, 2011 08:04 am (UTC)
Они правильно сделали, что соединили начало и конец без паузы. Майер совершенно вошла в образ, пока играли (а играли хорошо) и когда запела - я дышать забыл :)
piotr_sakharov
Nov. 19th, 2011 10:48 am (UTC)
Этот способ исполнения стал общепринятым еще со времен Вагнера (он ведь сразу сделал еще и оркестровую версию Либестод, для удобства исполнения в концертах - поскольку не очень-то надеялся на скорую постановку всей оперы).
piotr_sakharov
Nov. 19th, 2011 10:53 am (UTC)
Вот тут есть очень хороший ролик с фестиваля в Равелло, где она поет Либестод с оркестром "Западно-восточный диван" и выходит незадолго до окончания вступления:
http://youtu.be/jtKxaUeAD5I
maultasch_a
Nov. 19th, 2011 12:31 pm (UTC)
только не "диван".(
я очень извиняюсь, но я страшно привиредлива к оркестрам.

вот хотя бы венская гала, раз уж на меня воспоминания нахлынули.
http://youtu.be/Ev6w213r_08

piotr_sakharov
Nov. 19th, 2011 01:41 pm (UTC)
А мне очень нравится это исполнение. В целом. Всем антуражем, даже тем, что перед "Mild und leise" собачка где-то лает.
aksuk
Nov. 20th, 2011 10:31 pm (UTC)
Спасибо! Да, видимо она входит в образ мгновенно.
maultasch_a
Nov. 19th, 2011 12:13 pm (UTC)
"и когда запела - я дышать забыл :) "

у нас так же.
многие люди говорят что майер старая, что голос не тот, возможности не те.
может они конечно и правы (старой она не выглядит ни разу).
но она настолько замечательно исполняет все, за что берется, что каждый раз я "забываю дышать".

моя любимая роль у нее - кундри. эта зрелость ее личная очень сливается с образом кундри.
aksuk
Nov. 20th, 2011 10:23 pm (UTC)
Не выглядит совершенно! А насчет возможностей... Песни она пела камерным голосом, в основном интонационно, очень красиво и вдумчиво, но Либестод - с очень мощным взлетом на полном звуке и последующим диминуэндо. С моего места (у альтов) отлично было слышно все.

В роли Кундри я ее слышал раннюю у Ливайна. Кундри понравилась, постановка скучная. Надо послушать позднюю, это действительно роль для зрелости. (Оффтоп: И еще очень хочу теперь услышать Кундри - Фуджимуру, тут возникла запись парижского кольца, где ее Фрика оказалась еще лучше, чем я помнил по вашей записи с тв).
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow