?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Что-то обленился я совсем и всё никак не поделюсь моими рождественскими впечатлениями от Будапешта, в том числе литургическими.

Как я уже говорил, прежде мне не доводилось бывать на католических богослужениях Рождества Христова ни в одной другой стране, кроме России (и ни в одном другом городе, кроме Москвы). Первоначально я решил, что не пойду ни в какой статусный храм (напр., в кафедральный собор) или в куда-то, куда мне кто-нибудь особо порекомендует, а пойду в ближайший к дому приходской храм: при прочих равных, не возникнет проблема, на чем среди ночи добираться домой. Но тот район Пешта, в котором я жил (это почти в самом центре), когда-то был еврейским кварталом, и там нет ни одного старого храма. Правда, есть один сравнительно новый. Я залез на сайт этого прихода и по ряду признаков понял, что мне там скорей всего очень не понравится. Таким образом, когда отпал этот храм, ближайшим оказался кафедральный собор Будапешта - базилика св. Иштвана. Точнее, он сокафедральный, потому что исторически Будапешт относится к Эстергомской архиепархии, а соответственно главная кафедра - базилика св. Адальберта в Эстергоме (она же - примациальный собор всей Венгрии). Вот на базилике св. Иштвана я и остановил свой выбор.

Зашел я туда на следующий день по приезде и увидел в расписании, что рождественскую ночую мессу в 0:00 будет служить примас Венгрии, архиепископ Эстергомский и Будапештский, кардинал Петер Эрдё. Ну, подумал я, наверняка уж музыка и ars celebrandi будут на высоте. Справился, свободный ли вход на эту мессу и за сколько до начала лучше прийти, чтобы занять сидячее место. Сказали, что минут за 40. Я пришел за 55: в храме было еще сравнительно пусто, и я сумел сесть довольно близко к алтарю. Но действительно к 23:25 в базилике не оставалось уже ни одного свободного сидячего места, а проходы и боковые пространства продолжали заполняться, и к началу службы храм уже был плотно наполнен народом. В последние минуты перед началом я с интересом оглянулся на балкон над входом в храм, где находится орган и где предположительно должен располагаться и хор, и был несколько удивлен тем, что там не наблюдалось никакого скопления людей. Я подумал, что, быть может, хор у них располагается вблизи алтаря, как во многих храмах Западной Европы, или где-нибудь сбоку, или же я его не вижу, потому что он где-то в глубине балкона...


Зазвенел колокольчик. Заиграл орган. Появилась процессия служителей, замыкаемая кардиналом. Кантор (он же, как я понял, и играл на органе) довольно коротко спел в одиночку какую-то венгерскую колядку; ему почти никто из присутствовавших не подпевал. В таком же режиме была пропета Глория, в таком же и ответный псалом. Я окончательно убедился, что никакого хора на этой мессе не предусмотрено. Служба шла довольно быстро и ритмично, хотя никоим образом я не назвал бы ее небрежной; проповедь кардинала была возвышенной, но сравнительно короткой, и он даже кратко не поздравлял ни на каких иностранных языках ни на Литургии слова, ни в конце мессы, хотя среди присутствующих явно было большое число иностранцев - как-никак самый центр Будапешта в рождественские каникулы. Но отсутствие хорового и общего пения стало для меня полной неожиданностью. Представьте себе: огромная базилика, народу битком - и при всём том звучит только голос кантора, к которому лишь изредка еле слышно присоединяются отдельные слабые голоса молящихся. Да, много иностранцев, но, наверное, всё же больше половины народа в храме составляли венгры. Допустим, из них больше половины были "рождественские христиане", т.е. те, кто заходит в церковь раз в год - на Рождество. Понятно, что они не знают песнопений. Но практикующих католиков всё-таки тоже немало. Так вот все они, если изредка и подпевали, то исключительно себе под нос.

В конце службы, однако, они вдруг воспряли. Дело в том, что в конце воскресных и праздничных месс в Венгрии принято петь венгерский государственный гимн, точнее - первый и последний куплеты, обращенные к Богу (Боже, благослови мадьяра). Хороший, на мой взгляд, обычай, с учетом вполне молитвенного содержания этих строк. Да и музыкально этот написанный Ф.Эркелем гимн очень красив - по мне так просто один из самых красивых госгимнов. Примечательно, что в советское время он сохранялся в том же статусе, но исполнялся без слов. В какой-то момент тогдашний венгерский лидер Янош Кадар обратился к Золтану Кодаю и Дьюле Ийешу как самым известным в то время в Венгрии композитору и поэту с просьбой написать новый государственный гимн, но те вежливо отказались.

Так вот, свой гимн мадьяры в конце мессы пели очень вдохновенно, мощно и слаженно. Разогревшись на нем, они после него столь же слаженно спели и венгерскую колядочку Пастухи, пастухи радуются (Pásztorok, pásztorok örvendezve). А после этого - на выход - органист, казавшийся мне на протяжении всей службы весьма посредственным, сыграл большую и искуснейшую импровизацию на тему этой колядки, восполнив всю ущербность предшествующего музыкального наполнения мессы.

В общем несмотря на явную убогость и нелепость этой праздничной мессы, продлившейся всего 55 минут (1ч. 10 мин., если считать органную импровизацию), общее ощущение от нее у меня осталось очень радостное.

Поскольку большинство нормальных приходов не ограничивается в день Рождества одной лишь ночной мессой, не ограничились ею и мои литургические впечатления.


(Продолжение следует)

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
piotr_sakharov
Jan. 3rd, 2012 10:23 pm (UTC)
Диалоги значительно бодрее, чем пение, но тенденция себе под нос сохраняется.
kalakazo
Jan. 3rd, 2012 04:03 am (UTC)
несмотря на явную убогость и нелепость этой праздничн
Везде хорошо, добрый мой друг, а дома лучше...
ne_berta
Jan. 3rd, 2012 07:28 am (UTC)
Как интересно!
А причащали под двумя видами?
piotr_sakharov
Jan. 3rd, 2012 10:24 pm (UTC)
Нет, в Венгрии я вообще нигде не встречал под двумя видами.
amarezza
Jan. 3rd, 2012 11:41 am (UTC)
Хе, а откуда в кафедральном соборе "общее пение"? ИМХО, за этим в деревню скорее (ну, Вы же у нас были, знаете... правда, именно поэтому я сюда и не хожу), или в маленькие локальные городские приходики, где все десять местных христиан прекрасно друг с другом знакомы. В кафедрале публика другая. В Братиславе я, как Вы знаете, кафедральный предпочту любому другому приходу, и атмосфера там замечательная, и ощущение единства приходского есть, при том что, как ни парадоксально, взаимодействие между прихожанами на мессе сведено к абсолютному минимуму, и отвечают и поют (если вообще поют) тоже себе под нос. Потому что публика... как бы это выразиться поточнее... ну, городская во многих поколениях, а comfort zone у нас тут - метр-полтора минимум, это легко заметить в любой повседневной ситуации (хотя "официальная" цифра для Европы меньше, я знаю).
Ну и реальную "христианскость" Центральной Европы я бы не преувеличивала, прожив тут три года. Исключения специфичны, они наблюдаются в основном там, где идентичность прочно и принципиально завязана на религиозную принадлежность, как у поляков или, скажем, у наших местных венгров, демонстративная (не в смысле фальшивая, а в смысле подчеркнутая) набожность которых на фоне словаков - притча во языцех.
amarezza
Jan. 3rd, 2012 11:44 am (UTC)
Ну и, собственно, Ваш абзац про государственный гимн, ИМХО, все это исчерпывающе иллюстрирует. :)
piotr_sakharov
Jan. 3rd, 2012 10:36 pm (UTC)
В кафедральном соборе города Парижа с общим пением справляются отлично, притом подпевают даже очутившиеся на мессе иностранцы.

В кафедральном Братиславы я был на мессе только один раз, и на ней успешно пели и отвечали все участники, при отличном профессиональном хоре. Но это была месса освящения елеев в Великий четверг, а стало быть - присутствовали люди из разных приходов города.

В принципе же по моим наблюдениям в двух больших городах Словакии народ достаточно активно поет и вообще участвует в мессе, хотя в Кошицах активнее, чем в Братиславе. И при этом в ряде храмов Братиславы очень высокого уровня профессиональные хоры, способные петь и довольно трудные вещи (замечу, что на окладе только хор кафедрального собора, в остальных местах волонтеры).

amarezza
Jan. 3rd, 2012 10:49 pm (UTC)
***замечу, что на окладе только хор кафедрального собора, в остальных местах волонтеры***

...и профессионализм (не скажу "оклад", хотя не исключено :)))) его очень сильно из общего ряда выделяет, ИМХО.

Я именно про кафедрал говорю, он по атмосфере (и, простихосспади, социальному составу) очень сильно отличается от всего остального.
Про Париж (и Западную Европу) ничего не скажу, там свои погремушки, мне не знакомые. А у нас тут был большой перерыв на социализм, помимо всякого прочего. Восстанавливать традицию - не то же, что ее сохранять (хотя КПД этих процессов, я думаю, сопоставимы, но содержание разное).
triglochin
Jan. 3rd, 2012 08:40 pm (UTC)
красивый гимн :)
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow