?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Заметил я за собой, что как минимум 80% задуманных мною пОстов в ЖЖ так и не рождаются на свет. Из них как минимум треть - это посты, которые поначалу очень горишь написать, всерьез обдумываешь, долго вынашиваешь, но проходит время, и они в тебе как-то выгорели. Или так: сперва нет времени написать; потом время появляется, но лень - хочется отдохнуть; потом понимаешь, что тебе это уже не так интересно, а другим тем более будет неинтересно, да и вообще это уже совсем не актуально... На поверку оказывается, что бОльшая часть постов, реально существующих в моем ЖЖ, - это те, что были написаны сразу по совсем свежим впечатлениям или размышлениям. Вот и получается: сам я когда-то ратовал за то, чтобы не спешить публиковать свои мысли, а давать им отстояться, - но именно это для меня оборачивается моим почти полным бесплодием как блоггера. К тому же всё чаще замечаю у себя совсем уж безобразие: "Продолжение следует" - но оно так и не появляется, "к этой теме я еще вернусь в ближайшее время более обстоятельно" - но никаких возвращений не видно ни в ближайшее время, ни в отдаленное, и т.п. Однако пора и совесть иметь. Пост Рождество в Будапеште (1) оканчивался ремаркой "Продолжение следует". Итак, приступаю к обещанному продолжению.


Далеко не во все годы моей жизни в Католической Церкви я ходил на мессу, помимо ночи (или вечера накануне - как у нас и во многих местах служат по пастырским соображениям мессу, предписанную на полночь), еще и в сам день Рождества. Бывало, что ограничивался только ночью. Но всё-таки чаще выходил в храм еще и поздним утром или/и вечером. Однако оказаться впервые в жизни на Рождество в католической стране и ограничиться одной лишь ночной мессой - такое не укладывалось у меня в голове. Выбрав заранее, в какой храм я пойду на ночную мессу, я, конечно, тоже загодя озаботился и тем, куда пойти утром. Внимание мое сосредоточилось на храме, именуемом Belvárosi Főplébánia (буквально "Главный белварошский приход"), или Belvárosi Nagyboldogasszony Főplébánia (Успенский белварошский главный приход). Белварош (букв. "городской центр") - самая центральная и самая древняя часть Пешта. Позже я узнал, что это, оказывается, самый древний храм Будапешта - не по нынешнему своему виду, который барочный, а по времени освящения. Этот храм, расположенный прямо у моста Эржебет (а лучше сказать - вырастающий из под моста, поскольку его основание располагается ниже моста) еще с детства запечатлелся в моей памяти. К тому же он был сравнительно близко от дома (можно и пешком довольно быстро дойти, а лучше проехать несколько остановок на трамвае по набережной Дуная). Но окончательно я утвердился в мысли сходить туда утром на мессу, когда, зайдя в него, чтобы посмотреть расписание служб, я увидел, что для службы в 10 ч. утра вывешен и репертуар произведений, которые будут звучать.

Я, правда, подумывал, а не сходить ли мне еще на Мессу на заре. Если не изменяет мне память, я был на ней только один раз в жизни, в Людовике, еще до крещения. Поскольку служится она рано утром, обычно у меня на нее просто пороху не хватает. Вот и здесь, увидев в расписаниях, что служится она в 8 утра, и по ряду косвенных данных предположив, что она будет предельно скромна, я решил, что лучше посплю на пару часов больше.

Кстати, у венгров именно Месса на заре называется пастырской, в отличие от поляков, у которых пастерка - это ночная месса. Но это как раз более аутентично: традиционно три мессы Рождества (Missa in Nocte, M. in Aurora и M. in Die) назывались, соответственно, ангельская, пастырская и царская: в том порядке, в каком евангельские персонажи почтили родившегося Спасителя. То, каким образом в Польше название "пастырская" перекочевало на ночную мессу, мне пока не вполне понятно.

А вот о том, что пошел к 10 часам в Белварошскую успенскую церковь на Мессу днем, не пожалел. Народу было много, служба была торжественной и очень радостной. Служил один из викарных епископов. Если на ночной мессе в базилике св. Иштвана меня немного огорчило то, что использовались точно те самые золотые облачения, которые какие-то доброхоты пошили на всю Восточную Европу и которые там повсеместно теперь нещадно эксплуатируются без различия литургических времен, то здесь служба совершалась в золотисто-розоватых ризах романского стиля (т.е. того, который иногда называют "дособорным", поскольку до литургической реформы он был преобладающим). Насколько мне известно, для этого прихода вообще характерны отдельные консервативные элементы богослужения (там, кстати, и тридентские мессы регулярно служатся), однако это ничуть не мешало тому, что при алтаре прислуживали не только юноши, но и девушки. В службе принимал участие довольно качественный хор. Прозвучал тот репертуар, который был заранее анонсирован: ординарий - из Рождественской мессы венгерского композитора XX в. Ласло Халмоша, части проприя - из Рождественских мотетов тоже венгерского (преимущественно церковного) композитора тоже XX в. Артура Хармата и популярные колядки; заявленное в программе песнопение Сен-Санса Tollite hostias не прозвучало. Удивительно, что - по непроверенным данным - руководил хором на этой службе тот же человек, который был кантором и органистом на ночной мессе в базилике св. Иштвана. Народ подпевал колядки и ответы мессы заметно живее, чем это происходило ночью в базилике, но всё же довольно вяло. Исключение, как и прежде, составил государственный гимн Венгрии в конце мессы.

(Продолжение, возможно, последует)


Comments

( 7 comments — Leave a comment )
arcady_cz
Jan. 31st, 2012 09:42 pm (UTC)
20% – это высокий КПД :) У меня процента два-три.
jacopone_da
Feb. 1st, 2012 05:20 am (UTC)
В Испании какая-то из рождественских месс называется петушиной (de Gallo). Почему, интересно?
piotr_sakharov
Feb. 1st, 2012 12:08 pm (UTC)
На самом деле в некоторых изводах латинского обряда (в солсберийском, напр.) первая месса называлась не "in nocte", а "in gallicantu" (ц.-слав. "в петлоглашение"). Предполагалось, что она должна служиться не в астрономическую полночь, а при первом кукарекании петухов, которое обычно происходит незадолго до появления первых признаков зари.
jacopone_da
Feb. 1st, 2012 01:19 pm (UTC)
Зимой заря поздняя, когда же петух кукарекает? Тогда ночная месса сливается с заревой, что ли?
piotr_sakharov
Feb. 1st, 2012 01:31 pm (UTC)
В более южных широтах время первого кукарекания летом и зимой не так сильно отличается (привет от первых петухов тов. Медведеву с его экспериментами по не-переводу стрелок).
(Deleted comment)
piotr_sakharov
Feb. 9th, 2012 11:56 am (UTC)
Но на многих фотах месс на/в Украине я вижу всё те же золотые, которые по всей Вост. Европе.
Впрочем, на те серебряные, о которых Вы пишете, я обратил внимание в каких-то из Ваших фотогалерей. Меня, помню, то и порадовало, что не только в тех золотых служат.
(Deleted comment)
piotr_sakharov
Feb. 9th, 2012 01:26 pm (UTC)
Среди этих золотых преобладают с широкой красной прошвой.
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow