?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

(Начало ЗДЕСЬ)

При всей своей простоте, отец Алексий был хорошо начитан – конечно, в рамках своих возможностей и своего кругозора. И хотя агиография и аскетическая литература явно занимали первенствующее место в круге его чтения, он был достаточно подкован и в Священном Писании. Спроси у него, чтó значит то или иное речение из Евангелия, Псалма или других книг Библии, которые более или менее на слуху, – можно быть уверенным, что в 9 случаях из 10 тотчас выдаст толкование. Пусть и не на уровне Anchor Bible, но уж на уровне Феофилакта Бóлгарского – это наверняка. А в том одном случае из 10, когда батюшка не мог ответить, он честно в этом признавался и говорил: «Надо почитать толкования». Вообще, мне кажется, имей отец Алексий хорошее образование, он бы как проповедник и Шпиллеру фору давал.



Что до толкований, то иногда он их вводил прямо в читаемые на богослужении тексты. Некоторые толковательные вставки стали у него устойчивыми. Так, например, читая в начале общей исповеди Псалом 50, он неизменно вводил в него одно пояснение (отделяю скобками устойчивую интерполяцию о. Алексия, которую даю прямым шрифтом в отличие от данного курсивом канонического текста):

Избави мя от кровей, Боже, (кто аборты делал,) Боже спасения моего…

Были у него и другие дополнения, которые он неизменно вносил в какие-нибудь литургические тексты. Вот, к примеру, в последнем тропаре Великого покаянного канона:

Град Твой (, святый храм сей) сохраняй Богородительнице пречистая…

Но вернусь к проповедям отца Алексия. Их всегда отличали подчеркнутая дидактичность (что, как я уже отмечал, проявлялось, помимо прочего, в их интонационных особенностях) и, я бы сказал, катехитический характер. Последнее находило выражение и в традиционной для церковной катехезы испокон века вопросоответной форме подачи материала. Все проповеди отца Алексия пестрили этими вопросоответными пассажами. Появится в проповеди какой-то термин – ну, например, «первородный грех», – и батюшка сразу:

А что такое первородный грех? А первородный грех это……..

Эту форму он вводил даже в диалоги персонажей своих проповедей. Так, например, в проповеди в субботу 1-й седмицы Великого поста:

…Патриарх говорит:
– Что ж теперь делать?

Фёдор Тирон говорит:
Над
о приготовить кутью.
Патриарх:
А что такое кутья?
А кутья эт
о.........

Вопросоответная катехеза не ограничивалась у отца Алексия рамками собственно проповедей на богослужениях. Порой он не пренебрегал случаем прибегнуть к ней и в объявлениях о предстоящих службах. Вот один пример, ставший притчей во языцех:

На Светлой седмице после каждой Божественной литургии будет совершаться крестный ход вокруг храма.
Во время крестного хода все должны выходить с крестным ходом.
Потому что когда вы выхóдите с крестным ходом, кому вы уподобляетесь?

Вы уподобляетесь ученикам Христа.
А когда вы не выходите с крестным ходом, кому вы уподобляетесь?

Ни-ко-му вы не уподобляетесь.

(Окончание следует)



Comments

( 1 comment — Leave a comment )
luft_7
Mar. 23rd, 2012 06:26 pm (UTC)
последний пример улыбнул :) спасибо за воспоминания.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow