?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А ведь, оказывается, я шел к этому 40 лет. Я понял это только накануне, когда летел в Берлин. Да, действительно, мне только исполнилось 15, когда я, до той поры практически вообще не знавший музыки Вагнера, купил себе единственную доступную в то время у нас запись "Тристана и Изольды" в Фуртвенглеровском исполнении с Флагстад и Зутхаусом, и это произведение сразу же с огромным отрывом возвысилось над всей прежде известной мне музыкой и во все последующие годы ни разу не утратило для меня своей исключительности, так и оставшись самым любимым. Это был февраль месяц, а сейчас март, и сейчас мне 55, так что как раз получилось ровно 40 лет.

Конечно, это не было с моей стороны результатом какого-то сознательного стремления выдержать такой вот библейский срок пути: даже напротив - в юности я мечтал о том, что "Тристана" привезут в Москву какие-нибудь западные гастролеры. И они привозили к нам не одну прекрасную постановку Вагнера, включая даже полное "Кольцо"... но не "Тристана". Шли годы, у меня появилась возможность бывать на Западе, узнавать через интернет, в каком театре что идет, заказывать билеты - но наряду с этим именно в отношении "Тристана" появилась нерешительность. Я думал: вот приеду я в какую-нибудь дальнюю страну, чтобы впервые услышать и увидеть это живьем, а окажутся неважные голоса или постановка какая-нибудь из сплошных режиссерских "находочек", а то и с чем-нибудь откровенно вызывающим или уродливым, как сейчас любят... Порой уже намечал я съездить на какую-нибудь постановку, но довольно быстро отказывался от этой идеи. Замечу, что за эти десятилетия я послушал десятки исполнений "Тристана" в записи и повидал немало постановок на видео. И вот в минувшем году стал я уже всем нутром ощущать, что пора. Поскольку на мой вкус лучшей исполнительницей партии Изольды в последние годы является Вальтрауд Майер, я посмотрел ее календарный план, поет ли она Изольду где-нибудь в ближайшее время. Ага: 25 марта, Берлинская государственная опера. Кто в других партиях? Отлично: никто не вызывает у меня неприятия, а некоторые даже очень нравятся (напр., Рене Папе в партии Марка). Дирижирует Баренбойм: если ранние его исполнения Вагнера кажутся мне довольно бесцветными, то в последнее время - одно гениальнее другого. И, когда я, наконец, выяснил из надежных источников, что постановка очень нейтральная и безвыпендрежная, я окончательно решил, что надо ехать.



Правда, в последние дни стали приходить огорчительные известия. Сперва выяснилось, что не будет петь Рене Папе. Жалко, конечно. Однако другой исполнитель партии короля Марка кореец Кхван Чхуль Ён (Kwangchul Youn) - тоже великолепный бас. Но что хуже - под большим вопросом было участие Вальтрауд Майер, а за несколько дней до намеченной даты стало окончательно известно: ее не будет, а Изольду будет петь Линда Уотсон. Я сперва сильно огорчился, потому что из всех возможных вариантов Линда Уотсон меньше всего ассоциировалась у меня с Изольдой внешне. Но с другой стороны, голос у нее красивый, и она успешно поет основные вагнеровские партии. Тем более, в партии Изольды (за исключением Liebestod) я ее никогда не слышал. Даже и интересно стало, и я отбросил все огорчения. Тем более что Маша ([info]zvetocek), которая работает солисткой этого театра, сказала мне, когда мы с ней обедали перед началом спектакля, что у Линды Уотсон на редкость хорошая энергетика и это на сцене очень помогает ее партнерам.

Вскоре я сумел убедиться, что это действительно так. Это была совершенно восхитительная Изольда! Мои опасения совсем не оправдались благодаря прекрасной работе костюмера и стилиста. Звучала она великолепно, и если поначалу не всё хорошо получалось при forte на высоких нотах, то уже примерно к середине рассказа Изольды о том, как она познакомилась с Тристаном, и эти шероховатости исчезли. Изольда была в этой драме явно лидирующей. Судя по мизансценам, таков был замысел режиссера, и идея эта стала уже "классической" (ее трудно не расслышать, скажем, в ковент-гарденовских записях 30-хх гг. с Флагстад и Мельхиором или не разглядеть в байройтском "Тристане" Хайнера Мюллера), что именно Изольда здесь ведущая, что она инициаторша всей коллизии. И режиссер Гарри Купфер поставил ее не только в начале и в центре драматического действия, но и над ним: неудивительно поэтому что при батальных сценах 2-го и 3-го актов Изольда спокойно возвышалась "над схваткой". Пела красиво и выразительно. Местами даже очень красиво. Отдельные шероховатости и оплошности не портили общей картины.

Исполнителем партии Тристана был Иан Сторей. Я его прежде слышал (и видел - в записи) только один раз и только в партии Тристана: в ла-скаловской постановке Патриса Шеро 2007 г. В плане вокала мне там многое не понравилось, тем не менее, это вполне сложившийся Heldentenor, и всех известных мне его недостатков не было достаточно для того, чтобы повлиять на мое решение. Когда я смотрел на довольно необычную игру Сторея в ла-скаловской постановке, я думал, что такова идея Шеро - сделать Тристана "аутистом". Но позже, когда появилась берлинская постановка, Маша ([info]zvetocek) стала жаловаться, что Сторей на протяжении всего спектакля "поет только дирижеру". Однако и это меня не отвратило. За обедом перед началом спектакля вновь возник разговор в пессимистических тонах об исполнителе партии Тристана. И я сказал: "А вдруг на него сейчас найдет вдохновение, и он споет так, что мы все обалдеем?" "А вдруг", - ответила Маша. И НАПРОРОЧИЛИ. Он пел совсем иначе, чем мы ожидали, и местами действительно очень хорошо.

Мне очень понравилась наша соотечественница Екатерина Губанова в партии Брангены (прежде я слышал ее в партии Фрикки), местами ее пение просто до нутра пробирало (напр., Was wähnst du Arge? и далее). Очень понравился и кореец в партии Марка. В меньшей степени Мартин Гантнер как Курвенал - слишком уж "теноровое" звучание его голоса для Курвенала. Однако ему прекрасно давались все реплики, которые полушепотом. Вообще у всех без исключения исполнителей были изумительнейшие piano.

Но самым потрясающим в этом спектакле оказался главный персонаж вагнеровской музыкальной драмы - оркестр (он располагался довольно глубоко под сценой, так что зрителю не были видны ни оркестранты, ни дирижер). Такое совершенство в звучании оркестра превзошло все мои ожидания! Оно было необыковенно легким (не путать с "легкомысленным"), лишенным малейшего намека на натужность и вымученность. За этим ощущалось высочайшее мастерство каждого музыканта в отдельности и мастерство играть вместе. Местами звучание почему-то напоминало органное (притом именно мягкое органное, а не оглушительное), чего я прежде в "Тристане" ни у кого не слышал, и это было очень естественно. Оркестр нигде не мешал солистам, не перекрывал их. Он был полноправным партнером. В последние годы я слышал в записи не одно исполнение "Тристана" Баренбоймом, и меня восхищает, что они совершенно не копируют друг друга, что это для дирижера некий продолжающийся творческий процесс. Обнаружились и некоторые моменты, которых я раньше в записях не замечал, а теперь сумел расслышать (кое-что потом даже проверил по партитуре - не от себя ли это Баренбойм добавил: нет, так оно и написано у Вагнера).

Не могу сказать, что постановка Гарри Купфера совсем уж без "находочек". Но они не мешают. Ну, захотелось ему поместить всё действие вагнеровской музыкальной драмы как бы на кладбище - ну, а почему бы и нет? Такая трактовка в общем-то имеет полное право на существование. Большую часть сцены занимает многократно превышающая свою натуральную величину фигура ангела с надгробья, поверженная и разбитая: по ходу действия она поворачивается к зрителю разными сторонами; вокруг нее, на ней и под ней всё действие и происходит. Смотрится очень красиво, вне зависимости от того, какая идея была в это вложена режиссером. Были отдельные "находочки" в виде довольно странных мизансцен, смысл которых остался, как выяснилось, неизвестным даже для исполнителей. Но это мелочи, которые никак не помешали мне испытать то потрясение, которое я пережил в тот вечер.

А потом еще Маша повела меня поужинать в кантину (=актерский буфет), где мне посчастливилось познакомиться с исполнительницей партии Брангены и где можно было по свежим впечатлениям всё обсудить. В общем, это был бесподобный день!

Итак, из зрелых опер Вагнера я не видел живьем теперь уже только две: "Парсифаля" и "Майстерзингеров". На "Парсифаля" собираюсь в день Пасхи (западной) в Венскую государственную оперу (там, кстати, тот же кореец будет в партии Гурнеманца).

Comments

( 35 comments — Leave a comment )
fairy_of_hopes
Mar. 28th, 2012 05:07 am (UTC)
Завидую (белой завистью)
jacopone_da
Mar. 28th, 2012 06:12 am (UTC)
Король Марк - кореец? Должно быть, весьма экзотично:)
maultasch_a
Mar. 28th, 2012 06:25 am (UTC)
Наконец-то Вы написали!
Я уже волноваться стала, как оно прошло. Про Вальтраду узнала за несколько дней до 25, но она была еще заменена не окончательно а под вопросом.
Линда Вотсон, на мой взгляд, сегодня одна из лучших драм-сопран.
Права Ваша знакомая, у нее замечательная энергетика, мы сами в этом убедились, слушая ее Бруннгильду. И у нее очень красивый голос, на самом деле, в театре который, а не в записи.

Со Сторейем Вам и правда повезло! Может его Линда "вдохновила" (так часто бывает, когда один исполнитель ведет другого за собой).

Брангена мне тоже понравилась, мы ее в Мюнхене слышали.

Кавангул Юн - очень опытнай бас. Если попытаться абстрагироваться от его внешности, то он уже давно вписан в "немецкий" репертуар, и у него хороший мощный голос.

Спасибо что все так подробно описали.

Вообще полюбить "Тристана" в 15 лет - Вы были очень зрелым юношей. И дело даже не в том что Вам попалось одно из лучших исполнений, а именно в человеческой, душевной зрелости.
Повторюсь, в 15 лет услышать эту музыку, и понять ее, узнать ее - это очень и очень здорово.

А, и конечно, очень хорошо, что оркестр был правильный.
После Вашего рассказа я готова пересмотреть (или даже переслушать) свое отношение к Баренбойму. Я не имею ничего личного, но как раз в Вагнере, чем дальше, тем он меня больше неустраивал. В ранние свои годы он мне просто "не мешал" (в Ла Скала например, как раз, Шеро, и Сторей).

И еще раз про Вальтрауд. Лучше в полную силу Линда, чем неуверенная в себе Königin und Göttin.

Все. Теперь я со спокойной душой могу ждать "Парсифаля", письмо Ваше видела, отвечу сразу (не отвечала, потмоу что не хотела влезать в берлинское мероприятие).

Кстати, если Вам "Парсифаль" в Вене понравиться, у нас тут на будущий год "Майстерзингеров" дают, в постановке Отто Шенка и с очень достойными певцами.) Может Вам так понравиться, что мы Вас еще вытянем.)
piotr_sakharov
Mar. 28th, 2012 11:16 pm (UTC)
Про Вальтрауд окончательно стало известно уже во вторник, но на сайте появилось дня через два. Я согласен, что "лучше в полную силу Линда, чем неуверенная в себе Königin und Göttin".
Насчет "зрелого юноши". Человек ведь даже чисто физически растет очень непропорционально, что уж говорить о личности. Наверное, и вправду в чем-то я стал зрелым очень рано, но в чем-то другом оставался полнейшим ребенком лет до сорока.
К "Парсифалю" уже вовсю готовлюсь душою и духом.
maultasch_a
Mar. 29th, 2012 07:45 am (UTC)
я со вчерашнего дня не могу написать Вам письмо, вдруг ящик "артачиться" стал и не дает.

в двух словах: предлагаю за пол часа примерно до начала. начало в 17-30, предлагаю где-нибудь в 17 или в 17-10 снаружи справа от центрального входа, под колоннами около музыкальной лавочки "Аркадия", она как раз под наружным монитором на котором трансилруют на улицу. Я нормально объяснила? Если не очень, я фотографию покажу.

Если хотите, после прочтения записку можно сжечь (ну удалить или спрятать).)))
(no subject) - piotr_sakharov - Mar. 29th, 2012 04:13 pm (UTC) - Expand
kalakazo
Mar. 28th, 2012 08:15 am (UTC)
Да "Парсифаля" стоит увидеть живьём,
чтоб ощутить всю "вымученность" этого
тетралогического "финала"...
piotr_sakharov
Mar. 28th, 2012 11:17 pm (UTC)
Не стану спрашивать про "вымученность".
Но почему "тетралогического"?
kalakazo
Mar. 29th, 2012 02:03 am (UTC)
"Парсифаль", конечно же генетически сродственен "Кольцу нибелунгов",
авляясь религиозным "апофеозом" всего мистириального творчесва Вагнера. Цель ыедь своего "творчества" великий демиург сыслил,
в преображении жизни через творчество
maultasch_a
Mar. 29th, 2012 07:46 am (UTC)
а я спрошу - а почему "вымученность"?
(no subject) - kalakazo - Mar. 29th, 2012 07:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - maultasch_a - Mar. 29th, 2012 08:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - kalakazo - Mar. 29th, 2012 08:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - maultasch_a - Mar. 29th, 2012 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Mar. 29th, 2012 05:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kalakazo - Mar. 29th, 2012 05:29 pm (UTC) - Expand
luft_7
Mar. 28th, 2012 08:27 am (UTC)
Здорово! Хорошо, когда есть вещи, которые приносят столько живой радости.
nataljusha
Mar. 28th, 2012 09:09 am (UTC)
совсем оффтопик
день добрый! Петр, а помните кружок юных востоковедов на Обуха? вы иногда вели там занятия, в том числе и в нашей группе:) а потом мы виделись на выставке японских кукол. А больше не виделись. Удивительная вещь - жж:)
piotr_sakharov
Mar. 28th, 2012 11:23 pm (UTC)
Re: совсем оффтопик
Здравствуйте!
Кружок отлично помню: я и сам тогда был совсем еще юный. А выставку кукол - не помню.
Посмотрел Ваш журнал и фотографии Ваши в нем: не уверен, что "больше не виделись", потому что Ваше лицо мне очень знакомо, но совершенно очевидно, что не со времен ул. Обуха, а много позже. М.б., на каких-нибудь бардовских концертах? Напр., моего папы (=Дмитрий Сухарев)?
nataljusha
Mar. 29th, 2012 12:08 am (UTC)
Re: совсем оффтопик
юный и прекрасный, в светлых костюмах:) Судя по тому, что спустя столько лет даже мой мамик сразу сориентировался, о ком речь, я была очень влюбленная и многоречивая:)

"на каких-нибудь бардовских" - легко, а на концерты вашего папы, к моему великому стыду, я так ни разу и не попала, даже юбилейные то ли проболела, то ли физически проотсутствовала вблизи "мест происхождения".

а "куклы" были в какое-то теплое время какого-то года (81-83-й, думаю, но не уверена) и перед/над ЦДХ болтались огромные надувные рыбы нечеловеческой красоты:)

я на ваш журнал наткнулась пару лет назад случайным образом и так опешила от неожиданности, что вместо того чтобы вежливо поздороваться тут, расчирикалась у себя:)
http://nataljusha.livejournal.com/954284.html
Re: совсем оффтопик - nataljusha - Mar. 29th, 2012 12:38 am (UTC) - Expand
Re: совсем оффтопик - piotr_sakharov - Mar. 29th, 2012 01:22 am (UTC) - Expand
Re: совсем оффтопик - piotr_sakharov - Mar. 29th, 2012 01:25 am (UTC) - Expand
Re: совсем оффтопик - nataljusha - Mar. 29th, 2012 10:02 am (UTC) - Expand
Re: совсем оффтопик - piotr_sakharov - Mar. 29th, 2012 04:43 pm (UTC) - Expand
Re: совсем оффтопик - nataljusha - Mar. 29th, 2012 08:48 pm (UTC) - Expand
tsvety
Apr. 2nd, 2012 04:31 pm (UTC)
А Маша-то сама пела в этом спектакле?
piotr_sakharov
Apr. 2nd, 2012 09:45 pm (UTC)
Нет.
( 35 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow