?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пасхальные снеди (1)

Вот для начала похвастаюсь я моими последними кулинарными свершениями. Сфоткал я их убогоньким телефончиком, так что уж не обессудьте за качество:



Три непочатых кулича - из моей последней партии (по рецепту "от Амалии Карловны"). Пасха "великодержавная" (ее кусочки на блюдечке слева на переднем плане) тоже моего приготовления: в этот раз я делал половину с апельсиновой цедрой, а половину с лимонной. И яйцы тоже крашены мною. А слева за пасхой - это остаток австрийской пасхальной бабы, именуемой райндлингом, из Санкт-Пауля. Райндлинги, более или менее сходные по форме (круглые с дыркой в середине и волнисто-ребристыми боками), по составу и, соответственно, своим вкусовым особенностям разнятся от региона к региону, и, как мне объяснили, такой райндлинг характерен только для этого места. Слева на заднем плане подаренный мне батюшкой отцом Зигфридом из обители св. Павла пучок верб, оформленный характерным для тех мест образом (опушенные ивовые веточки окружены зелеными самшитовыми и тисовыми и закреплены в специальном приспособлении для удобного держания их в руке, изящно сплетенном из ивовых прутьев).

А теперь покажу вам, как проходил обряд освящения пасхальных яств в Святую субботу в 20 минутах ходу от обители св. Павла, что в Лаванттале, на хуторе некоем, куда и я принес освятить свой загодя купленный райндлинг, остаток которого запечатлен рядом с моими куличами. Все представленные ниже снимки достойнейшего качества сделаны моим уважаемым коллегою Эдгаром Лейтаном ([info]edgar_leitan), и с его любезного разрешения я их здесь воспроизвожу.



Народ в тех краях не особо церковный. В главном храме аббатства, одновременно выполняющем роль главного приходского храма этого городка поселкового типа, на основных богослужениях Великого четверга и Страстной пятницы, верные не заполняли и половины сидячих мест. Преобладали люди старшего и среднего возраста, молодежи были считанные единицы. Зато святить пасхальные яства идут все до одного. (Вам это ничего не напоминает?) Приход, окормляемый отцами-бенедиктинцами, охватывает население самого поселка Санкт-Пауль-им-Лавантталь и несколько окрестных селений: всего приходу принадлежат 7 храмов, но, помимо них, люди собираются в установленное время для освящения снедей и в других местах. В нашем случае это была терраса какого-то дома:



Понемногу туда собирались люди, приходившие пешком и приезжавшие на своих машинах, в основном целыми семьями. Они несли плетеные из ивовых прутьев корзинки, наполненные яствами, и ставили эти корзины на подготовленных там скамьях и столах.



Что находилось внутри корзин, я так и не видел: каждая корзина была покрыта традиционным рушничком, и увидеть, что в ней, не представлялось решительно никакой возможности. Насколько мне известно, в этом регионе принято освящать различные мясА (не случайно обряд называется Fleischweihe), пасхальные яйца и те самые бабы-райндлинги, а также соль. Не знаю, добавляется ли сюда хрен, который является одной из главных принадлежностей пасхальной трапезы в довольно обширном регионе - от Украины до Тироля: к сожалению, у меня не было возможности ни поучаствовать в местной пасхальной трапезе (я уже в полдень в субботу должен был возвращаться в Вену), ни даже пораспросить тамошний народ.

Вообще должен заметить, что если в ПЦ великороссы святят на Пасху только куличи/бабы, яйца и (в центральных и северных регионах России) творожные пасхи, то, например, украинцы без проблем добавляют сало и мясные изделия (см., напр., вот на этом полотне кон. XIX в.). В российском православии отсутствие мяс при освящении пасхальных яств объясняется неписанным запретом вносить мясо в храм (UPD: а, нет меня поправили - всё же писанным запретом: это Триодь Цветная), и, как можно видеть на картине по ссылке, на Украине в старые времена мясо святили вне храма - но всё же святили; а в России и вне храма не принято. Но сейчас, насколько я понимаю, украинцы вносят мясные изделия и внутрь храма. Не скажу с полной уверенностью за православных, а вот греко-католики - определенно: отчетливо помню разносившиеся по греко-католическому храму в Киеве запахи ветчины и буженины, перебивавшие все прочие ароматы, - это было очень необычно для меня, за многие годы привыкшего ассоциировать праздник Пасхи прежде всего с запахом апельсиновой цедры. Но, так или иначе, в православных требниках можно найти молитву "на освящение брашен от мяс".

Интересно, что многообразие мясных изделий на Пасху подчеркивается латинской традицией. По старым латинским требникам можно найти множество формуляров освящения разных скоромных снедей (молочных и яичных, в частности) - последований, восходящих к тем еще временам, когда Великим постом католики еще постились, а на Пасху, стало быть, по-настоящему разговлялись. Так вот там именно множественное число: carnium = мяс. Benedictio carnium буквально "благословение мяс". В разных требниках названия последований варьируются в деталях, напр.: Benedictio agni et aliarum carnium (Благословение агнца и иных мяс), Benedictio carnium ceterorumque alimentorum (Благоcловение мяс и прочих яств) и т.п. ВОТ, например, текст одного из них; или ВОТ.

Итак, что было в лаванттальских корзинках - не знаю.

Но украшены они были рушниками, нередко с христианской символикой и монограммой IHS, а поверх некоторых лежали цветы. (Очень жалею, что монастырский магазин был закрыт в те дни, когда я там был, потому что с удовольствием и сам разжился бы таким рушничком).

Перед началом освящения кто-то из прихожан прошел вдоль рядов корзинок и положил поверх каждой корзинки еще листочек, на котором от имени настоятеля о. Зигфрида и приходского совета было напечатано поздравление с Пасхой и довольно просто (в нескольких коротких фразах) разъяснен ее смысл; кроме того, адресат листочка приглашался на богослужения Пасхальной ночи и дня Пасхи.




(продолжение следует)




Comments

( 9 comments — Leave a comment )
chistyakova
Apr. 18th, 2012 03:35 am (UTC)
очень красиво
jacopone_da
Apr. 18th, 2012 04:54 am (UTC)
А каков этот (именно Ваш) райндлинг на вкус?
piotr_sakharov
Apr. 18th, 2012 10:38 am (UTC)
Фактура его неоднородна. Даже на моем нечетком фото, если приглядеться, можно увидеть, что срез справа сильно отличается по виду от среза слева. Дело в том, что слева это внутри как бы рулет, жутко сладкий, с большим количеством изюма. А справа это однородная масса теста, совсем не сладкая и почти без изюма. Намеренно ли он так делается (а если да, то каким образом это достигается технически), или мне просто достался какой-то несовершенный экземпляр - этого я не знаю.
jacopone_da
Apr. 18th, 2012 10:40 am (UTC)
У нас тут продавали ореховый кекс такой же формы, только политый и обсыпанный, так вот я подумала - куплю в следующем году, назову австрийским куличом:)
piotr_sakharov
Apr. 18th, 2012 10:45 am (UTC)
Они в Австрии, насколько мне известно, везде разные. Тот, что мне довелось есть в Шотландском монастыре в Вене на трапезе после ночной службы не имел никаких признаков рулета, да и изюма в нем не было, однако в белом тесте были крупные вкрапления текста цвета какао (и вкуса тоже какавного, как мне показалось).
piotr_sakharov
Apr. 19th, 2012 01:21 pm (UTC)
Насчет разнородности фактуры и вкуса теста: пригляделся и увидел там "шов" между двумя частями; стало быть, делаются из двух типов теста два куска заготовки и закладываются в форму, где слепляются и пекутся.
zver_murmel
Apr. 19th, 2012 09:46 am (UTC)
очень интересно, спасибо.
запрет вносить мясо в храм, кажется, был в цветной триоди) В воскресной школе нам под это дело основательную теоретическую базу подводили)
piotr_sakharov
Apr. 19th, 2012 01:22 pm (UTC)
Надо будет посмотреть (а если не найду, поспрошать специалистов).
piotr_sakharov
Apr. 19th, 2012 08:15 pm (UTC)
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow