?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 
                                                                agnim īḷe purohitaṃ yajñasya devam ṛtvijam |
                                                                hotāraṃ ratnadhātamam ||
                                                                            Ṛgveda 1. 1: 1

Loge, hör'!
                                                                Lausche hieher!
                                                                Wie zuerst ich dich fand,
                                                                als feurige Glut,
                                                                wie dann einst du mir schwandest,
                                                                als schweifende Lohe;
                                                                wie ich dich band,
                                                                bann ich dich heut'!
                                                                 Herauf, wabernde Lohe!..
                                                                              Die Walküre (Dritter Aufzug, dritte Szene)

Как я уже вкратце упоминал, во время пребывания в последние дни Страстной седмицы в бенедиктинском монастыре Св. Павла в Лаванттале на юге Австрии мне довелось увидеть не вполне обычный обряд Освящения пасхального огня, обнаруживающий в тех краях глубокие языческие корни, а потому очень любимый тамошним народом. Я обещал рассказать об этом подробней – тем более, краткое и, быть может, не вполне аккуратное упоминание сразу же по возвращении моем из Австрии вызывает вполне справедливые недоумения: что же языческого в обряде освящения огня? Разве не принадлежит он вполне христианской Литургии света, которая составляет неотъемлемую часть пасхального богослужения в римской традиции, да и не только в ней?



Прежде всего несколько слов о том, каково значение обряда Освящения огня собственно в пасхальном богослужении. Воскресение Христово есть начало нового творения. Эта тема является одной из доминирующих в богослужении Пасхи. Неудивительно, что и в римской, и в византийской традиции ветхозаветные чтения Навечерия Пасхи начинаются с 1-й гл. Бытия, т.е. с рассказа о первом творении: без него невозможно говорить о новом. На  уровне ритуального символизма в службе Навечерия Пасхи (и в римском обряде это проявляется особенно ярко) происходит как бы воссоздание природных стихий: сперва - стихии света и неразрывно связанной с ним огненной стихии (освящение огня и пасхальной свечи), затем - стихии звука (после "трехдневного" молчания вновь звучат колокола и музыкальные инструменты), затем - водной стихии (водоосвящение); завершает цепь символических шагов нового сотворения мира шаг уже не только ритуальный, но и реальный: новое сотворение человека - творение нового человека в таинстве Крещения, составляющем в известном смысле средоточие богослужения Навечерия Пасхи (даже если в действительности в данной общине в этом году и вовсе нет новокрещаемых). Это что касается христианской стороны дела.

Большинству языческих религий в той или иной степени известен культ огня - хотя бы потому, что подавляющее большинство народов мира осознаёт зависимость человека от огня (и как угрозы, и как помощника). Сезонные обряды, связанные с культом огня, особенно свойственны тем народам, для которых важную роль играло подсечно-огневое земледелие. Отчасти этим можно объяснить такую живучесть подобных обрядов как у германских, так и у славянских народов: и у тех, и у других подсечно-огневое земледение в ряде регионов прочно держалось до XIX в. включительно, а у восточных славян некоторые его печальные пережитки широко известны и по сей день (но это уже отдельная тема). Так это или нет, но весенние обряды, связанные с культом огня, а также различные суеверия и потехи, окружающие эти обряды, продолжали существовать у многих германских народов еще долгое время после принятие ими христианства несмотря на протесты со стороны Церкви, а во многих местах сохранились в большей или меньшей степени до сего дня. Важнейшим их проявлением стал пасхальный огонь, по-немецки именуемый Osterfeuer (кое-какую информацию можно почерпнуть в Википедиях на некоторых германских языках: de, nl и, менее подробно, en).

Но Церковь не только сопротивлялась пережиткам язычества, но и включала в свой обиход многие внешние элементы прежней культуры, порой наделяя их новым содержанием. Взять хотя бы названия праздника Пасхи в немецком и английском языках: наименование языческого весеннего празднования древних германцев было попросту перенесено на христианское. И подобных примеров очень много. Обычаи в связи с пасхальным огнем у германских народов - яркий пример такой контаминации, когда языческая обрядность соединилась с  христианской, еще и удачно пришедшейся на то же время года. В течение веков Церковь с бОльшим или меньшим успехом стремилась максимально наделить эти обычаи христианским смыслом и изгнать из них элементы языческих верований, но магизм в той или иной степени продолжает присутствовать отношении народа к этим обрядам. Благодаря зрелищности эти обряды по сей день пользуются особой популярностью среди молодежи, а кое-где это усугубляется тем, что некоторые из огненных забав создают широкое поле для разного рода экстрима. В последнее время в ряде стран (особенно в Австрии) те традиционные забавы, которые имеют стойкую тенденцию оборачиваться природными пожарами, запрещаются или существенно ограничиваются гражданскими властями; и это правильно.

Поскольку эти весенние языческие обряды слились с христианским освящением пасхального огня, в настоящее время в большинстве мест они имеют место в реальное навечерие Пасхи, т.е. вечером Святой субботы. Но не везде. В Санкт-Пауле это происходит в субботу ранним утром. Напомню, что в Средние века служба Навечерия Пасхи в большей части христианского мира стала постепенно смещаться с вечера субботы на более ранние послеполуденные часы, а затем и на утро. Именно такое положение дел мы наблюдаем по сей день в Церквах византийской традиции, таким оно было и в латинском обряде вплоть до 1950-х гг., когда одним из первых шагов начавшейся в Католической Церкви литургической реформы стало восстановление подлинного времени службы Навечерия Пасхи: до реформы она совершалась ранним утром Святой субботы и не воспринималась верующими как пасхальная (после нее вплоть до утра следующего дня соблюдался строгий пост; почти то же мы видим в современной византийской традиции). Так вот в Санкт-Пауле обряд пасхального освящения огня сохранил свое прежнее место: он совершается ранним утром Святой субботы. Вернее будет сказать, он совершается дважды: ранним утром - чтобы народ мог сохранить свой давний обычай и этот обычай остался как бы церковным; и вечером - в начале самой службы Навечерия Пасхи, где он будет выполнять уже свое прямое литургическое назначение.



Ну а теперь расскажу и покажу, как это было в Санкт-Пауле чуть меньше месяца назад (фотографии Эдгара Лейтана, aka [info]edgar_leitan).

Итак, обряд должен начаться в 7 часов утра во дворе монастыря. Мне советовали не опаздывать, потому что всё происходит очень быстро и велик риск ничего уже не застать. По идее, огонь при совершении подобных обрядов должен там же и высекаться каким-то традиционным способом. Но возможно, сейчас это у них делается при помощи спичек или зажигалки, не знаю: когда я пришел (это было без чего-то 7), костер уже вовсю горел, а поинтересоваться, как его возжигали, я не успел.





Народ очень любит это действо, а особенно любит его мОлодежь. Она съезжается туда со всей округи. На основных службах Страстной седмицы молодых совсем мало, зато сюда они, похоже, собираются в полном составе. Возможно, у многих из них этим связь с Церковью и ограничивается (ср. более близкие аналогии: посвятить куличи и сходить на крестный ход на Пасху, окунуться в прорубь на Крещение - тут как раз элемент экстрима).



Можно видеть, что из костра торчат какие-то металлические прутья, а слева мужик держит какую-то проволоку, другой конец которой тонет в костре. Что это и зачем, я непременно расскажу и покажу, но поскольку в это сообщение у меня больше фотографий почему-то уже не грузится (не пойму почему: раньше получалось больше), сделаю это в следующей серии.

(Продолжение следует)


Comments

( 10 comments — Leave a comment )
jacopone_da
May. 5th, 2012 05:39 am (UTC)
Похвастаюсь: в этом году я сама разжигала костер! Большой получился:)
piotr_sakharov
May. 5th, 2012 11:00 am (UTC)
Неужто и огнивом возжигали?
jacopone_da
May. 5th, 2012 11:40 am (UTC)
Зажигалкой:) Мы тут недостаточно сакральны.
sangria_s
May. 5th, 2012 06:54 am (UTC)
Спасибо! Ждем продолжения. А какого рода экстрим? Самостоятельно разводят большие костры в лесу?
piotr_sakharov
May. 5th, 2012 10:59 am (UTC)
Там много вариантов экстримности. Это бывают колоссальной величины костры - и в ширину, и в высоту (рекордный по моим сведениям - 45 м. в высоту). Существует в ряде мест также такая забава, как огненное колесо, скатываемое с горы:
http://de.wikipedia.org/wiki/Feuerrad
(там картинки можно увидеть).
И т.п.
Про то, принято ли у них прыгать через костры, как у нас на Купалу, - не знаю. Но допускаю.
sangria_s
May. 5th, 2012 03:22 pm (UTC)
Колеса впечатляют. В общем, некрепко дремлет язычество.
piotr_sakharov
May. 5th, 2012 06:32 pm (UTC)
Огненные колеса, вероятнее всего, к солярному культу восходят.
amarezza
May. 6th, 2012 07:47 am (UTC)
Если верить Фрэзеру, то в его время, по крайней мере, еще было принято (он в том числе о _пасхальных_ как раз кострах пишет). :))
piotr_sakharov
May. 6th, 2012 03:28 pm (UTC)
А, спасибо. Я его давно (курса со 2-го) не перечитывал, а в памяти этого не удержал.
amarezza
May. 7th, 2012 07:22 am (UTC)
Я на память тоже не помнила. :) Но он у меня вот тут на полке стоит, под рукой как раз.
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow