?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Этой заметкою решил я начать новую рубрику, которая будет называться Ars celebrandi extranea [Чужое (или, если хотите, внешнее) искусство священнодействия] и в тэгах моего журнала обозначаться аббревиатурой ace. Ею я хотел бы, если не воскресить мою давнюю рубрику Литургические заметки, с которой у меня не сложилось и она уже 3 года не обновляется (а по большому счету – почти 5 лет), то в какой-то мере восполнить ее исчезновение.

Мне всегда был очень интересен литургический опыт за пределами моей поместной Церкви – опыт разных традиций, но прежде всего, конечно, римского обряда. Далеко не всё в нем из того, чего нет у нас и что представляется мне ценным, может быть использовано в нашей местной богослужебной практике; а то, что может, не так-то легко внедрить. И, тем не менее, за минувшие двадцать лет что-то из наблюденного мною в других странах мне, слава Богу, иногда удавалось в той или иной мере привить здесь.

Вот я и подумал: взамен пространных и порой академичных литургических заметок, основывавшихся чаще на негативных впечатлениях, буду делать кратенькие заметочки, отмечая прежде всего то положительное, чему я стал свидетелем на католических богослужениях римского обряда за пределами Москвы. В первую очередь, для того чтобы самому не забыть, а то ведь многое забывается вскорости.

Начинаю рубрику моими последними внешними впечатлениями – с Азорских островов (Insulae Accipitrinae). На самом деле, мой опыт ограничился всего лишь несколькими службами в трех приходах города Понта-Делгада (Lingua Tenuis – его латинское название, вынесенное в заголовок, – представляет собой кальку португальского, которое переводится как «Узкая Полоса»): св. Себастьяна, св. Иосифа и св. Петра.

Итак, вот что мне понравилось в тамошней литургической практике:

1. Служители, преподающие верным Причастие, перед этим совершают омовение рук.

Это очень правильно. К сожалению, омовение рук предписывается только предстоятелю во время Приношения даров, и значение этому придается скорее символическое, а не практическое. Некоторые сохраняют традицию омовения лишь указательного и большого пальцев обеих рук (как предписывалось в старых рубриках). Многие священники не находят нужным реально помыть руки перед началом мессы (это можно видеть по изменению цвета белого плата, которым предстоятель отирает руки после литургического омовения).

Но если рубрики хоть что-то и как-то на этот счет оговаривают касательно предстоятеля, то по поводу других служителей, преподающих Причастие (будь то клириков или мирян), – совершенно ничего. И это я считаю серьезным упущением. Я бы вообще ввел омовение рук для всех участников Евхаристии – если не как обязанность, то как весьма похвальный обычай. Особенно для тех, кто принимает Причастие в руки. И особенно это актуально для тех, кто добирается до храма издалека. Не будем забывать, что наши кропильницы при входах в храмы, – это рудименты тех фонтанов и иных гидротехнических устройств (а кое-где и естественных источников) при храмах, где христиане первых веков омывали руки перед участием в Евхаристии. Обеспечить для этого технические средства в современных храмах, думаю, не так уж сложно. Да и для общения с собратьями по общине чистота рук не помешает.

В Понта-Делгаде на каждой более или менее многолюдной мессе наряду с предстоятелем Причастие преподают миряне – экстраординарные служители Евхаристии, как мужчины, так и женщины. Сперва я удивился: мне показалось, что на их плечи возложены короткие фиолетовые стóлы. Потом я понял, что это вовсе никакие не стóлы, а накидки черного цвета с широкой фиолетовой окантовкой. Очень хорошо, что для них предусмотрены собственные облачения. И вот перед началом Причащения они входят в алтарную часть храма, надевают на себя эти облачения, а затем омывают и отирают руки (там же, где это делает предстоятель во время Оффертория). После этого предстоятель причащает их, и все вместе они отправляются причащать народ.

Обратил я на это внимание только в храме св. Петра, так что не знаю, везде ли у них так.

2. Отче наш поется (в частности) на тот же григорианский мотив, что Te Deum laudamus.

Что греха таить: когда при реформировании Чина мессы принимали канонический григорианский мотив Отче наш, как-то упустили из внимания, что он совершенно не рассчитан на общее пение. В дореформенной мессе его пел только священник (за исключением последнего прошения, которое пропевал хор). Даже с латинским текстом трудно петь хором Отче наш на этот неритмизованный мотив с его множеством невм (пропеваний одного слога на две или три ноты). Что уж говорить о других языках. Неудивительно, что в некоторых странах этот напев модифицировали или заменили его новыми. К сожалению, по-русски он звучит коряво и поется очень трудно.

В том, что кроме него у нас в России для Молитвы Господней ничего не предлагается, я вижу немалую долю моей личной вины. Когда готовился официальный сборник песнопений, я не обратил на это внимание, а потом было уже поздно. Тем более печально, что по всей Франции поется (по-французски) наш Отче наш Римского-Корсакова, а на родине автора – почти нигде (точно пелся в Питере на Ковенском, но поется ли сейчас – не знаю; французские мессы в московском св. Людовике не в счет).

Оказалось, что по-португальски Отче наш прекрасно ложится на слегка измененный григорианский мотив Te Deum laudamus (его модификацию, чуть более песенную, наши местные католики хорошо знают по песнопению Миром Господа восславим, которое собственно и есть рифмованный парафраз Te Deum laudamus). Это я не к тому, что русский текст Молитвы Господней тоже хорошо на него ляжет (скорей всего нет). Это я к тому, что надо искать новые музыкальные возможности, а не ждать от людей, что у них вдруг начнет легко петься традиционный вариант.

3. Очень удачное в чисто внешнем плане оформление сбора денежных пожертвований.

(Это, конечно, мелочь, и всё-таки упомяну).

Я далек от фарисейских рассуждений о том, как это низменно собирать деньги во время богослужения. Я даже не вижу ничего плохого в том, чтобы помещать пожертвования у алтаря, где они будут находиться на протяжении всей последующей мессы как зримое выражение участия в жизни церковной общины каждого отдельного ее члена. И всё же когда у алтаря стоит миска или корзинка с горой купюр – что-то не то. Я знаю, что для многих это раздражающий фактор.

В Понта-Делгаде при сборе используются кожаные мешочки разных цветов. Специально делегированные для этого миряне обходят небольшие участки храма каждый со своим мешочком, осуществляя сбор за довольно короткий промежуток времени. Затем несут их к алтарю вместе с хлебом и вином. Главное – как: кожаный мешочек завязывается на определенный манер и по виду становится, как старорежимный кошелек с картины какого-нибудь старинного мастера. Простенько и эстетичненько, а раздражающий фактор устранен.

Comments

( 44 comments — Leave a comment )
ustavschik
Jan. 11th, 2013 06:48 pm (UTC)
Служители, преподающие верным Причастие, перед этим совершают омовение рук
В византийском Служебнике умовения рук в конце Литургии напрямую не предписано, но в нашей традиции византийского обряда есть устойчивый обычай омывать руки всему служащему духовенству или на "Отче наш", или на предшествующей ему ектении, т.е. хронологически за несколько минут до того, как первенствующий впервые возьмет в руки Агнец.

Отче наш поется на тот же григорианский мотив
Петр Дмитриевич, а не было идеи "пристроить к делу" какой-то из имеющихся православных распевов для "Отче наш"? Их накоплена превеликое количество. Понятно, что они все писались под славянский текст, но, по-моему, текстуальные разночтения не настолько уж велики, чтобы мелодии оказались вовсе уж бесполезны.
piotr_sakharov
Jan. 11th, 2013 07:23 pm (UTC)
Да, отче, про византийский обычай я, конечно, знаю.

А насчет приспособить какой-нибудь из православных распевов - это я давно думаю предложить. Но пока не решил, какой лучше пойдет. Скорей всего, не тот, который самый распространенный.
piotr_sakharov
Jan. 12th, 2013 06:41 pm (UTC)
А как Вам кажется: какой из распевов лучше всего подходит для общенародного пения?
(no subject) - ustavschik - Jan. 12th, 2013 10:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Jan. 12th, 2013 11:59 pm (UTC) - Expand
tsvety
Jan. 11th, 2013 06:57 pm (UTC)
К первому пункту, ПД, я в прошлом году три недели был в Португалии, и на службах конечно, не только в Фатиме, но и в Лиссабоне и еще где-то в мелких городках - но нигде омовения рук мирян и сослуживающих не видел.
piotr_sakharov
Jan. 11th, 2013 07:24 pm (UTC)
Да я вообще не исключаю, что это частная инициатива тамошнего настоятеля. Но если так, то достойная инициатива.
manya_masha
Jan. 11th, 2013 07:46 pm (UTC)
У нас в Екатерине Римский-Корсаков. И мешочки - правда, не аж такие стильные, как Вы описываете, а большие на кольце с ручкой, но тоже сворачиваются аккуратно при укладывании на место, и никакие купюры не торчат.

Спасибо за рассказ. Буду с нетерпением ждать продолжения.
piotr_sakharov
Jan. 11th, 2013 08:33 pm (UTC)
Питер остается верен своему земляку. Отрадно!

Т.е., это такой сачок, а потом сам Sack с него снимается, да?
(no subject) - manya_masha - Jan. 11th, 2013 09:14 pm (UTC) - Expand
piotr_sakharov
Jan. 11th, 2013 08:36 pm (UTC)
Для продолжения надо куда-то съездить - по крайней мере, за пределы Москвы.
(Впрочем, может быть и исключение: кто-то к нам приедет и, у нас литургисающе, явит что-то совсем необычное для нас).
(no subject) - manya_masha - Jan. 11th, 2013 09:14 pm (UTC) - Expand
fuzzy_pig
Jan. 11th, 2013 09:41 pm (UTC)
А в Екатерине же вроде бы собирают 2-3 человека? Это ж почти Москва, а мне показалось, в Понта-Делгаде собирающих много?
(no subject) - manya_masha - Jan. 11th, 2013 09:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Jan. 11th, 2013 10:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - manya_masha - Jan. 12th, 2013 08:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Jan. 11th, 2013 10:38 pm (UTC) - Expand
segop
Jan. 12th, 2013 06:32 am (UTC)
"Сачки" остались в Екатерине ещё с "тех времён". Позаимствована эта немудрящая идейка была тогдашним настоятелем г.о. у люйтеших люторов. Хотя и в Станах это почти общая практика. Только тамошние католики, в отличие от протестантов, часто крепят на шесты прозрачные корзиночки. Когда объявляется дополнительный целевой сбор, сачки обходят народ перед концом службы. Чаще корзиномешочники стоят у выхода и принимают пожертвования в сокровища свои.
Отче же наш Римского пелся в Екатерине прктически с самого начала, то есть - с 93-го. Возможно, потом был перерыв. Но точно не знаю - не интересовался по причине отсуствия интереса.
(no subject) - manya_masha - Jan. 12th, 2013 08:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - segop - Jan. 12th, 2013 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Jan. 12th, 2013 07:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Jan. 12th, 2013 07:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Jan. 12th, 2013 06:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - segop - Jan. 13th, 2013 07:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Jan. 13th, 2013 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - segop - Jan. 13th, 2013 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - manya_masha - Jan. 13th, 2013 03:46 pm (UTC) - Expand
segop
Jan. 12th, 2013 06:45 am (UTC)
Второе (перед причащением)омовение рук существовало в практичке Русской церкви (не будучи всеобдержным) довольно давно. Повелась эта практика, вестимо, из Малороссии, где, в свою очередь, была воспринята дезунитами от унитов, позаисмствовавших её у латынян. Когда вопрос об этом втором омовении встал, среди прочих, в начале прошлого века (в связи с полемикой о литургической реформе), большинство авторов публикаций не видело в ней ничего предосудительного. Конечно, вопрос о причащении мирянами тогда там ставиться не мог (не может и сегодня). Простец не может касаться священных сосудов. В досюльные времена для причащения жен рукополагали на Востоке нарочитых диаконисс.
maultasch_a
Jan. 12th, 2013 12:51 pm (UTC)
У меня вопрос, практически ОФФ.
Подскажите пожалуйста как называются по русски
1. праздник трех королей, тот который 6 января празднуется католиками
2. адвенты, те 4 воскресенья перед Рождеством.
piotr_sakharov
Jan. 12th, 2013 01:01 pm (UTC)
1. Богоявлéние.
2. Адвéнт.
(no subject) - segop - Jan. 13th, 2013 07:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Jan. 13th, 2013 10:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Jan. 12th, 2013 01:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maultasch_a - Jan. 12th, 2013 01:25 pm (UTC) - Expand
segop
Jan. 13th, 2013 05:55 pm (UTC)
Виноват! Воля Ваша, но примеры, Вами приведённые, представляются не совсем уместными. Успение - успение и есть. Понятно всем, о каковом событии речь. А вот "Богоявление" здесь только путаницу вносит. Волхвы-мудрецы-крули пришли поклониться "царю Иудейскому". "Епифания", в отличии от Теофании (каковая, действительно была при Иорданском брезе) должна бы быть переведена, кажется, иначе. В крайнем случае, могда бы идти речь об "иерофании" - с соотвествующим переводом, ессно. Поляки поступили, думается, более корректно. И именно к русской традиции, применительно к данному случаю, это слово не относится никак. Повторяю: путаница! И это в лучшем случае. А в Комиссии конца 90-х такие у вас крупные спецьялисты собрались, что Вы и прописным буквам в слове НИКТО прибегли?
piotr_sakharov
Jan. 13th, 2013 07:58 pm (UTC)
Более всего меня удивило в данном случае словосочетание "у вас". Так или иначе, уже поминавшийся здесь добрым словом и глубоко мною уважаемый тогдашний екатерининский настоятель, который о ту пору входил в состав нашей епархиальной Литургической комиссии, - человек, весьма глубоко и детально знающий русскую православную традицию, - никак против этого не возражал.
(no subject) - segop - Jan. 13th, 2013 08:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Jan. 13th, 2013 09:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - segop - Jan. 14th, 2013 05:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Jan. 13th, 2013 08:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - segop - Jan. 13th, 2013 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Jan. 13th, 2013 08:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - segop - Jan. 13th, 2013 08:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - segop - Jan. 13th, 2013 08:48 pm (UTC) - Expand
( 44 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow