?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вообще-то я планировал в этом году провести Страстную и Пасху на Сицилии. Хотелось рассмотреть и расслышать тамошние процессии и иные паралитургические обряды вблизи. Но не сложилось (в основном потому, что не было возможности пристроить собаку на достаточный для этих целей срок). Поэтому решил ограничиться блиц-выездом поближе, охватив лишь Пасхальное Триденствие от и до (да и то немного опоздал на вечернюю мессу Великого четверга). В прошлом году, посетив в бенедиктинском монастыре Шотландской Богоматери в Вене службу Пасхальной ночи, я признался на страницах этого журнала, что это было едва ли не лучшее пасхальное богослужение в моей жизни. Вот я и решил не искать чего-то нового, а посетить вновь это уже испытанное мною место, а заодно и побывать в храме той же обители на основных службах Великого четверга и Страстной пятницы.

Следует пояснить, что упомянутое аббатство окормляет приходскую общину. Поэтому в Шотландском монастыре совершаются, наряду с сугубо монастырскими часовыми службами, и приходские богослужения. Даже невооруженным глазом видно, что приходская община там наредкость живая и сплоченная. Очень высокого качества хор, который, хотя и состоит в основном не из профессионалов, легко справляется с довольно трудными вещами. В репертуаре хора преобладают григорианские песнопения (притом не самые простые образцы), а также полифония Римской школы и раннего немецкого барокко (в частн., Шютца). Иногда к этому дополняется и современная полифония - так, например, в Страстную пятницу во время Поклонения кресту пелись довольно сложные Improperia австрийского композитора Петера Планявского (Planyavsky), органиста венского собора св. Стефана, написанные в 1978 г. (на Youtube есть некоторое количество произведений этого автора, но конкретно этого нигде не обнаруживается). Вместе с тем, прихожане с большим энтузиазмом участвует в общенародном пении, охотно подтягивая не только репертуар из Gotteslob, но и григорианские невмы и мелизмы.

Служат очень литургично и с душой, в чем чувствуется не только устоявшаяся традиция этого места, но и личная заслуга настоятеля святыя обители сия аббата Йоханнеса Юнга (забавно, что в списке аббатов Шотландского монастыря он значится как Иоанн XII - сразу же всплыл в памяти не самой безупречной репутации папа с тем же именем и нумером).

В службах Шотландской обители обнаруживаются и некоторые отступления от привычного для большинства латинских храмов. В частности, нигде больше в римском обряде я не встречал того, чтобы на богослужении Воспоминания Страстей Христовых в Страстную пятницу вообще не было причащения (пусть даже и преждеосвященными Дарами). Однако исконная практика именно такова: в Страстную пятницу не может быть Евхаристии ни в каком виде (как, кстати, в византийской традиции).

Не могу сказать, что богослужения Четверга и Пятницы мне понравились там настолько же, насколько и служба Пасхальной ночи, которая вновь была восхитительной. Но в любом случае я не пожалел, что был на них именно там.

Когда я только еще собирался ехать в Вену, я подумал: а нет ли в там какой-нибудь кальварии? При помощи Гугла обнаружил, что в Вене есть Kalvarienberg (т.е. Кальварийская, т.е. Голгофская, гора), и что там есть храм в честь св. Варфоломея. Правда, оказалось, что от той кальварии, в честь которой назван этот холм, давно уже ничего не осталось, однако в самом храме (точнее, по внешней его галерее) есть очень своеобразный по своему художественному оформлению крестный путь. В Страстную пятницу я сходил на богослужение Крестного пути именно в эту церковь (оно, однако, совершалось не на галерее, а внутри храма).

В ранние утренние часы в Страстную пятницу и в Великую субботу я посещал темные утрени в соборе святого Стефана. Они совершались под предстоятельством кардинала Шёнборна при пении григорианской схолы собора с исключительно григорианским пением. По структуре это были утрени большей частью пореформенного чина, по-немецки (за исключением гимна, который пелся по-латыни), но с добавлением из дореформенного чтений Плача Иеремии на традиционный распев, а также постепенного гашения в течение службы свечей на треугольном подсвечнике (герции).

В том же Штефансдоме я был утром Светлого Христова Воскресения на мессе под предстоятельством того же венского святителя, на которой в качестве песнопений ординария звучала Schöpfungsmesse Йозефа Гайдна (Hob 22/13). Великолепные оркестр и хор; солисты похуже. Я присутствовал там не всю мессу, а только до Евангелия (включительно, конечно), а стало быть, из Гайдена слышал только Кирие и Глорию. А вечером того же дня я был на мессе (теперь уже целиком) в упоминавшейся уже Свято-Варфоломеевской церкви, где в качестве ординария звучала До-мажорная месса Бетховена (op. 86), тоже с хором, солистами и оркестром и тоже довольно неплохо.

Подробнее о том, что понравилось в богослужениях, я, вероятно, напишу отдельно.

В Страстную пятницу после службы в Шотландской обители я немножко разговорился на музыкально-литургические темы с тамошним приходским регентом Ксаверием Кайнцбауэром (Xaver Kainzbauer), который, как выяснилось позже, занимается академическими исследованиями в области григорианского хорала и преподает его в зальцбургском Моцартовском университете.

На следующий день мы прогуливались по Вене с моим френдом и коллегой Эдгаром ([info]edgar_leitan), и, когда я упомянул мою беседу с Кайнцбауэром, Эдгар сказал, что это его давний друг, и тут же позвонил ему. Оба мы тотчас же были приглашены на воскресенье в гости к Кайнцбауэру на обед. (Именно поэтому я был в то утро в Штефансдоме только половину службы). Ксаверий Кайнцбауэр сказал мне, что всегда празднует у себя Пасху со всем своим хором и другими друзьями. Было очень приятно побывать в старом венском доме на настоящем, очень душевном (и вкусном) домашнем праздновании Пасхи.

Вот я с хозяином:

IMG_5276

И с хозяйкой Вальтрауд Кайнцбауэр (та, что справа):
IMG_5263
(фото Эдгара)

Кроме того, собравшиеся пели пасхальные песнопения. Эдгар неплохо зафиксировал эти моменты на видео, которое я выкладываю с его позволения. Сперва был спет мотет Палестрины Haec dies [=Сей день, егоже сотвори Господь] (в этом ролике он не сначала). Затем григорианская секвенция Пасхи Victimae paschali laudes (по моей просьбе, потому что вот уже второй год я не имел возможности услышать ее в день Пасхи, т.к. в венских храмах ею почему-то пренебрегают). А затем они спели ту же секвенцию, но со старыми немецкими (точнее - баварско-австрийскими) тропами, восходящими к XII в. (см. Gotteslob, 213).



(c) источник тут.

Собираясь в Вену, очень надеялся хоть на несколько дней погрузиться в весну. Ан нет: всё та же зима. Когда я прилетел туда в четверг, там был минус: смерзшиеся сугробы, хотя и далеко не такие могучие, как у нас. В пятницу наутро уже плюс, но дождливо, а местами и слякотно. Днем небольшое просветление, но к вечеру опять дождь и холод. В соборе св. Стефана на утренних службах жуткий дубак, да еще и со сквозняками. Заметил, однако, что кое-где в городе уже и почки распускаются, а в некоторых местах цветут форзиции. Вечером в субботу, когда сырой и дождливый город наполнялся запахом дыма от костров около храмов, а где-то уже и слышались пасхальные колокола (диапазон начала служб Навечерия Пасхи в городе - от 19.00 до 4.30 ночи!), я услышал в одном из скверов в центре города, что поют зарянки. Значит, думаю, всё-таки вправду весна.
Служба Пасхальной ночи в Шотландской обители начиналась при таком сильном дожде, что аббат отменил обычную процессию с выходом в монастырский двор. А по окончании службы к дождю прибавился и снег.
Распогодилось в понедельник утром, когда я уже отправлялся обратно в Москву.

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow