Петр Сахаров (piotr_sakharov) wrote,
Петр Сахаров
piotr_sakharov

Categories:

Ars celebrandi extranea II: Vindobona

Прошло уже больше трех недель, как я вернулся из Вены, где провел Пасхальное Триденствие, а всё еще не удосужился поделиться положительным литургическим опытом. Пора восполнить - а то так, глядишь, и затеряется в глубинах памяти.

1. Как же это хорошо, когда на богослужении Пасхальной Ночи не говорится проповедь!

Именно так поступает настоятель Шотландской обители аббат Иоанн XII. И это очень правильно. Служба Навечерия Пасхи и без того перенасыщена словом. Я употребил тут слово "перенасыщена" не в том смысле, что это плохо: напротив, я как раз не сторонник того, чтобы сокращать ветхозаветные чтения Пасхального Навечерия (чего в Шотландском аббатстве, слава Богу, не делают), хотя прекрасно понимаю, что по пастырским соображениям это кое-где порой и оправдано. Но именно потому, что слóва там очень много, правильно поступают те, кто не грузит народ еще и своим в дополнение к Божьему. Ну, на худой конец, на одну-две минуты: поздравить, сделать переход к следующей части Литургии...

Аббат, кстати, и в Страстную пятницу не говорил проповеди. Только предварил службу совсем коротеньким вступлением, поясняющим суть этого дня. И это тоже правильно, потому что на богослужении Страстной пятницы тоже очень обильные чтения из Писания, следом за которыми куда более уместно безмолвие, нежели толкование.

2. Богослужение Пасхальной Ночи воспринимается значительно живее, если в нем более зримо (и более осмысленно) обыгрывается присущее ему противопоставление света и темноты.

В этом отношении служба Навечерия Пасхи в Шотландской обители в Вене представляется мне едва ли не эталонной. Но эта тема заслуживает отдельного очерка, поскольку требует критического сопоставления различных практик. Очень надеюсь такой очерк написать и выложить отдельным сообщением.


И немного о музыке:

3. Я приветствую практику включения той или иной композиторской мессы (особенно, из числа классических) в полном ее составе в богослужение - конечно, там, где есть возможность обеспечить достойный уровень исполнения.

В этом году мне довелось побывать в день Пасхи на мессе в соборе св. Стефана, где в качестве ординария звучала Schöpfungsmesse Гайдна, а вечером того же дня - в церкви св. Варфоломея с До-мажорной мессой Бетховена. Год назад я был в день Пасхи в венской Михайловской церкви, где на богослужении была целиком исполнена Коронационная месса Моцарта. Во всех случаях без купюр и упрощений (хор, солисты, оркестр).

Знаю, что в Церкви многие категорически этого не приемлют и довольно убедительно аргументируют свой подход. Понимаю, что для partitipatio actuosa et plena это, быть может, не лучший вариант. Тем не менее, обычай многих венских приходов устраивать нечто подобное (по крайней мере, в большие праздники) представляется мне вполне уместным, всё-таки способным осуществляться с достаточной литургичностью и имеющим законное право на свою маленькую нишку на литургическом поле Вселенской Церкви.

Но эта тема заслуживает тоже более обстоятельного обсуждения, а потому я ее оставлю на когда-нибудь потом.

4. Как же подходит хорошо сыгранная на большом органе финальная Прогулка из Картинок с выставки для музыкальной паузы во время оффертория мессы Навечерия Пасхи!!!

Да, я сам давний противник использования в церкви музыкальных произведений, которые их авторы не предназначали для нее (или даже конкретно - для данного литургического контекста). Но бывают исключения. Я понимаю, что это очень субъективно. Но вот уже второй год подряд в церкви Шотландской обители в Вене я с удивлением замечаю, как же классно звучит эта вещь Мусоргского именно в этом месте именно этой службы, как она подходит именно тогда, когда прошли уже 2/3, если не 3/4, этой долгой службы, и именно на Пасху, и именно когда собирают деньги!.. Напомню, что в Западной Европе, в отличие от Восточной (притом граница проходит в основном по б. железному занавесу), священники не начинают Евхаристического канона, пока не закончен сбор пожертвований. А здесь, с учетом предстоящего причащения верных под двумя видами, и само приготовление даров занимает довольно много времени, так что для неспешной Прогулки времени предостаточно. А уж после ее триумфального окончания можно спокойно приступить к Канону.

Церковные органисты, возьмите на заметку.
Tags: ace, ars celebrandi, liturgiques, Австрия, Вена, Католическая Церковь, времена церковные, литургическая музыка, музыка, странствия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments