?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня ровно 40 лет с того дня, как я принял таинства крещения и миропомазания. Мне было тогда 16 лет, я перешел из 9-го в 10-й (в ту пору выпускной) класс.

Расскажу-ка я об этом впервые во всех подробностях. Долгое время сам факт (не говоря уже о деталях) приходилось хранить в тайне, посвящая в нее лишь немногих. Но сейчас это уже точно никому не может повредить.

Как я уже писал, мои детские религиозные искания начались в возрасте 13 лет с Католической Церкви, и именно в ней я хотел креститься. Однако в нашей стране крестить несовершеннолетнего без письменного согласия родителей было запрещено, и любой священник, нарушавший этот запрет, подвергал большому риску себя, а нередко и свой приход. И если иному православному священнику такое могло сойти с рук (да и у органов не до всех руки доходили), то для католического риск оказывался вполне реальным, а для единственного священника в единственном католическом храме столицы Советского Союза – уж тем более.

В возрасте 15-16 лет, не оставляя своего желания быть католиком, я начал проявлять всё больший интерес к православной традиции, стал глубже ее изучать и часто заходил на богослужения в православные храмы. Весной 1973 г. я побывал на нескольких православных богослужениях Страстной седмицы и впервые присутствовал на православном богослужении Пасхальной ночи: это было в Елоховском Богоявленском соборе, куда мне посчастливилось попасть, потому что я раздобыл пригласительный билет. А в Светлый понедельник вечером я пошел в тот же Елоховский на ту службу, на которой Патриарх поздравляет с Пасхой московское духовенство, а оно его.

Во время этой долгой и нудной церемонии (но мне тогда всё было интересно) я разговорился с довольно приятным человеком интеллигентного вида, возрастом чуть моложе моих родителей, который, как я сразу понял, не просто верующий православный, но довольно хорошо разбирается во всей церковной тематике и способен объяснить мне многое из того, что меня интересует. Мы продолжили разговор после службы. Человека этого звали Борис Ильич. На мой вопрос о том, кто он по профессии, Борис Ильич ответил, что реставратор. Мы обменялись телефонами и в последующие месяцы несколько раз встречались. Борис Ильич водил меня по московским храмам, много всего интересного рассказывал. Я не скрывал от него, что хочу принять крещение в Католической Церкви, и мне было очень приятно, что он говорил о католичестве с большой симпатией. Между прочим, именно он впервые познакомил меня со старообрядческой традицией: очень хорошо помню, как холодным весенним утром 9 мая, в неделю Свв. Жен-мироносиц, мы отправились с ним на Рогожское кладбище, где он провел для меня экскурсию по храмам всех обитавших там в ту пору толков и согласий и мне довелось увидеть их службы и даже большой крестный ход Белокриницкого согласия.

Примерно в середине июня Борис Ильич (видимо, почувствовав ко мне больше доверия) стал рассказывать мне более подробно о своей жизни, и из его рассказа я узнал, что когда-то давно в Ярославле один епископ (имя его названо не было) постриг его в монахи и рукоположил в священники. Я избегал лишних вопросов, но из рассказа явствовало, что сейчас Борис Ильич в Церкви не служит, а трудится на гражданской работе.

И тут я спросил:

– А не могли бы вы меня окрестить?

Борис Ильич сразу же согласился.

Правда, я тотчас же честно спросил, а не смущает ли его то, что до сих пор я стремился креститься в Католической Церкви. На это он ответил мне:

– Ну, ты сам разберешься, куда тебе прибиться.

И мы договорились о дате и времени моего крещения. Предполагалось, что это произойдет у меня дома тогда, когда там не будет никого из моих домашних. Я знал, что в пятницу 22 июня в середине дня дома точно никого не будет. Борису Ильичу (я тогда еще не знал его монашеского имени) это время было удобно, и мы договорились на определенный час, когда встретимся у метро и пойдем ко мне.

В назначенный час встретились. Идем в сторону моего дома, и тут я вижу, что издалека с другой стороны туда же направляется моя бабушка: почему-то именно в этот день она освободилась намного раньше, чем предполагалось. План совершить мое крещение у меня дома провалился.

Но я уже так настроился, что мне очень не хотелось переносить крещение на какой-то другой день. Стал обдумывать альтернативы, и меня осенила одна идея: под крышей нашего пятиэтажного дома был довольно обширный чердак; я хорошо знал все его лабиринты, все ходы и выходы, и вероятность, что кто-нибудь нас там застанет, была крайне невелика. Туда мы и отправились. (Не помню, может быть, я предварительно забежал домой взять баночку с водой; а может быть, у батюшки вода была с собой).

Облюбовали мы в чердачном помещении укромный уголок. Батюшка оставался в костюме, надел лишь поручи, наперсный крест и короткую походную епитрахиль под пиджак. В портфеле у него был с собой ящичек со всем нужным инвентарем и требник. Служил довольно быстро, но чин совершил почти полный, без существенных опущений. Так на чердаке дома № 6 по Орликову переулку – дома, где прошли мои детство и юность, – я сподобился принять крещение и миропомазание. Само это непредвиденное место моего тайного крещения придавало совершившемуся событию в моем сознании некоторый ореол «катакомбности».

Через два дня, в воскресенье, в Елоховском соборе на поздней Божественной литургии я впервые причастился Святых Христовых Таин (точнее, это было мое первое «законное» причастие, ведь до крещения я несколько раз причащался в Католической Церкви, когда еще не знал, что мне этого нельзя было делать). Предстоятельстововал на той Литургии отец Виталий Боровой, он же меня и причащал. Помню, он, когда причащал, спросил меня (у него был очень сильный белорусский акцент):

– Вы hрэк?

Дело в том, что в руке у меня была маленькая книжечка: чин Божественной литургии Иоанна Златоуста по-гречески. Я тогда делал свои самые первые шаги в самостоятельном постижении греческого языка, и оказалось, что Борис Ильич располагал греческим текстом Литургии; вот я и попросил у него эту книжечку на какое-то время: славянский текст Литургии я к тому времени уже довольно хорошо знал, а теперь во время службы держал перед собой греческий текст и следил. Вот поэтому о. Виталий, увидев эту книжицу, и спросил: «Вы hрэк?» Я ответил, что просто язык учу.

Чуть позже Борис Ильич открыл мне свое имя и свой сан: оказалось, что он архимандрит Иероним (Карпов), а что рукоположивший его епископ – это митрополит Никодим (Ротов). Я не вдавался в подробности, был ли о. Иероним в то время под каким-то дисциплинарным прещением, или он был просто за штатом, тем более, что на действительность совершенных им таинств это всё равно никак повлиять не могло. Как он говорил мне впоследствии, он вправду работал в реставрационной мастерской, когда мы с ним познакомились. Но уже довольно скоро он восстановился в церковном служении.

В дальнейшем о. Иероним служил в тогдашней Ленинградской и Новгородской епархии, а позже в Московской области. Все места его служения были довольно далеко от Москвы, и я был у него на службе в храме всего один раз – это было в середине 80-х в городе Валдае Новгородской области: я тогда проводил лето в нашей тверской деревне, о которой я не раз писал здесь, и, поскольку оттуда до Валдая было сравнительно недалеко, я отправился к о. Иерониму в храм в мой День Ангела, на Петра и Павла.

В Москве мы неоднократно встречались с ним, он не раз бывал у меня в гостях и даже крестил (у нас дома) моего младшего сына Даниила.

Между прочим, у меня при моем крещении восприемников не было, но я считаю моим крёстным отца Иеронима, хотя формально он таковым и не является. Всегда его с благодарностью молитвенно поминаю.

Насколько мне известно, некоторое время архимандрит Иероним был наместником Саввино-Сторожевского монастыря, а позже – настоятелем Успенского собора в Звенигороде, являющегося подворьем этого монастыря.

После моего крещения о. Иероним старался не оказывать давления на мой выбор между католичеством и православием. А я тогда прибился всё-таки к православию (хотя почти всегда сохранял большие симпатии к Католической Церкви) и около пятнадцати лет оставался практикующим православным.

Правда, когда в конечном счете я всё-таки оказался (вновь) в Католической Церкви и признался в этом о. Иерониму по телефону во время какого-то очередного поздравления, он явно был этим недоволен. Но я и после время от времени звонил ему поздравить то с Пасхой, то с Днем Ангела. Потом у него, видимо, поменялся номер телефона, так что уже давно я с ним не общался. Но вроде бы жив. (Вот тут, в частности, нашел очень доброе о нем свидетельство в провинциальной прессе). Дай Бог ему доброго здоровья и многих милостей.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
ne_berta
Jun. 22nd, 2013 01:52 pm (UTC)
С годовщиной!!!!!
piotr_sakharov
Jun. 22nd, 2013 02:13 pm (UTC)
Спасибо!
ester_13
Jun. 22nd, 2013 05:51 pm (UTC)
Поздравляю! Какая дата! :)
piotr_sakharov
Jun. 22nd, 2013 08:11 pm (UTC)
Спасибо!
triglochin
Jun. 22nd, 2013 06:59 pm (UTC)
Поздравляю!
вперве слышу такую необычную историю о крещении :)
piotr_sakharov
Jun. 22nd, 2013 08:12 pm (UTC)
Спасибо!
entro_a
Jun. 22nd, 2013 07:36 pm (UTC)
Поздравляю от всей души!!!

У меня, кстати, тоже детские религиозные искания начались с Католической Церкви, потом крещение в РПЦ и потом возвращение в Католическую Церковь. Более сжато и менее интересно, чем у Вас, но по тому же маршруту.
piotr_sakharov
Jun. 22nd, 2013 08:12 pm (UTC)
Спасибо!
manya_masha
Jun. 22nd, 2013 09:52 pm (UTC)
Поздравляю!
piotr_sakharov
Jun. 23rd, 2013 01:03 am (UTC)
Спасибо!
nataljusha
Jun. 22nd, 2013 09:54 pm (UTC)
Давай я тебя тоже крепко-крепко поздравлю (хоть ничего в этом и не понимаю:))
piotr_sakharov
Jun. 23rd, 2013 01:04 am (UTC)
Спасибо!
tsalevna
Jun. 24th, 2013 08:59 pm (UTC)
Очень интересная и необычная история...Хотя в то время все было необычно: даже сохранение веры и церковной традиции. Няня моих детей (старше меня на 30 лет, то есть 1933 года рождения) как-то мне сказала: мы с вами в разных странах как будто жили при советской власти. Она никогда не встречала верующих людей....
(Ничего, что я так, со стороны врываюсь и сразу с комментариями?)
piotr_sakharov
Jun. 25th, 2013 10:10 am (UTC)
Да, я и сам не раз встречал людей, которые жили как бы в другой стране. Некоторые не верили, что у нас есть верующие, потому что (по их словам) никогда их не встречали. Другие были абсолютно уверены, что нет у нас таких, кто не ворует и живет только на зарплату. И т.п. Узость круга общения плюс узость кругозора вообще и полное нежелание его расширить.

(Помилуйте, на то и открытые записи с неотключенными и комментами, чтобы их можно было комментировать. Добро пожаловать!)
tsalevna
Jun. 25th, 2013 03:32 pm (UTC)
Нет, это не узость кругозора, это просто показывает то, насколько мы (верующие и церковные люди) были в изоляции в советское время. Мне мама внушила, что иконы, церковь, крест, молитва - это все тайное и нельзя рассказывать никому.Помню, года в четыре, на даче, я играла с соседской девочкой. Девочка сказала, уж не помню, почему - О, Господи! Я ужасно обрадовалась, побежала к маме и, запыхавшись, поделилась с ней счастьем - встретила человека, похожего на нас! Но мама меня разуверила...Потом это всегда было счастье - встретить "своего"...
Что уж говорить, если вот Вы и с семьей не могли поделиться радостью Крещения...
piotr_sakharov
Jun. 25th, 2013 05:02 pm (UTC)
Но я в довольно короткий срок сумел найти довольно много тех, с кем смог. И очень быстро в каждом новом месте вычислял своих. Так что дело скорее в интенции, и даже в элементарном любопытстве (или отсутствии оного).
tsalevna
Jun. 25th, 2013 08:05 pm (UTC)
И все-таки - с самыми близкими очень хочется и в самом важном быть вместе...
piotr_sakharov
Jun. 25th, 2013 08:34 pm (UTC)
Да, конечно.
С одной стороны, я, конечно, в какой-то мере страдал от того, что не находил понимания. Но это только с одной стороны. Ведь события пришлись у меня как раз на тот возраст, когда происходит наибольшее отчуждение ребенка от родителей - и это вполне естественный процесс.
Так что какая-то моя часть очень хотела понимания со стороны родителей в этом вопросе. А какая-то, радовалась, что у них своя жизнь, а у меня своя. И я очень хорошо помню, как я поймал себя на мысли, что если бы они были верующими, я бы по крайней мере ходил в другой храм.

Помню, между прочим, как уже несколькими годами позже я вдруг себя поймал на другой похожей мысли: да, я очень хотел бы жениться на верующей девушке, но не дай Бог она будет из верующей семьи! Как-то очень явственно представил себе, что должен буду пересекаться с тещей и тестем еще и в церкви, что они при каждом случае будут давить на меня "по идеологической линии" и т.п.
tsalevna
Jun. 26th, 2013 07:58 pm (UTC)
Да-да! Это я тоже понимаю: на своих детях в особенности. Но мы с мужем спокойно к таким вещам относимся, это проходит со временем: они отдаляются, посмотрят со стороны и возвращаются уже осознанно. Давления тут и быть не может и не должно быть никакого.
Мне-то всегда казалось, что семья, как домашняя церковь, очень важна - и именно для нескольких поколений. И знаю семьи неверующие, которые все потихоньку друг от друга крестились, а потом радостно вдруг встречались у церкви и это тоже было чудо...
Но у меня не было протеста против родителей и не было никакого желания спрятаться от их пресса -собственно, его и не было. Вера, церковь - все это было как дышать и жить. Вот сейчас труднее намного, уж не знаю почему.
jjuljul
Dec. 21st, 2013 05:04 pm (UTC)
Удивительная история.
Меня особенно тронуло как незнакомые и совершенно разные по возрасту люди стали духовными друзьями. Да, так бывает, знаю. Может быть, сейчас немного реже чем раньше.
Елена Никитина
Jan. 16th, 2014 05:01 pm (UTC)
Благословение о.Иеронима Карпова
Здравствуйте, Петр! Отец Иероним благословил передать Вам, что он служит в храме Успения на Городке в Звенигороде, оставил номер своего телефона и очень ждет Вашего звонка! Сообщите пожалуйста, как Вам его передать - если правильно поняла, это сообщение является публичным комментарием. Елена.
piotr_sakharov
Jan. 16th, 2014 07:33 pm (UTC)
Re: Благословение о.Иеронима Карпова
Здравствуйте, Елена!
Большое спасибо!
Да, это публичные комментарии. Но можно послать мне личное сообщени. Правда, я не вполне уверен, можно ли это сделать из VK (поскольку сам не являюсь пользователем VK).
Подведите курсор к моему юзерпику и посмотрите, видно ли там словосочетание "Личное сообщение". Если да, то щелкните по нему и в открывшемся окошечке напишите. Если нет, то что-нибудь еще придумаем.
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow