?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вчера (а по календарю - уже позавчера) я вернулся из очередной австро-венгерской поездки, которой остался в целом очень доволен, если не считать отдельных мелочей.

20 декабря ранним утром я вылетел в Будапешт, откуда немедленно отправился поездом в Вену. Там я пробыл чуть менее трех суток, и 22-го вернулся поездом в Будапешт, где успешно встретил Рождество Христово, и поздним вечером 26 декабря улетел обратно в Москву.

Поздравляю с Рождеством всех, кто его уже празднует!

А теперь  совсем кратенько о поездке (по темам):

1. "Тристан и Изольда". Собственно, одной из основных целей путешествия была опера - "Тристан" в Венской государственной опере, поставленный весной этого года. Это был уже третий живой "Тристан" в моей жизни - и всего-то меньше чем за два года! И, конечно, я сознательно вознамерился посетить именно эту постановку, предварительно убедившись, что вряд ли что-то в ней меня разочарует. Да, это оказалось (при некоторых мелких недостатках) великолепно! Прекрасно дирижировал совсем уже старенький Петер Шнайдер. В общем-то хорошо пели и играли исполнители двух центральных партий - Виолета Урмана и Роберт Дин Смит. Но больше всего понравилась Элизабет Кульман в партии Брангены: я очень хотел ее в этой роли услышать и увидеть - и вот, не ошибся. Красивая постановка (Дэвид МакВикар), без особых "находочек", достаточно классическая, лишь слегка подъяпоненная (в смысле, некоторые элементы стилизованы под Японию).

Прекрасный оркестр. Разогрелись с первого такта (если бы прямо перед ним в воцарившейся тишине не раздался звук отключаемого мобильника, было бы совсем хорошо), всё вступление прозвучало просто замечательно. Я было подумал в конце вступления: интересно, а они когда-нибудь плохо играют? И в ответ на мой мысленный вопрос они всё-таки выдали несколько шероховатостей. Но в любом случае это никак нельзя было назвать плохой игрой. Более того, я, в конечном счете, не пожалел, что в отличие от первых двух моих "Тристанов", на которых я сидел в партере, здесь мне досталось место на самой галерке: оттуда хорошо было видно дирижера - а мне было очень любопытно посмотреть, как Шнайдер дирижирует некоторые конкретные места.

2. Церковь (и литургическая музыка). В IV воскресенье Адвента я побывал с венском соборе св. Стефана на мессе, где ординарий был в основном из Messe basse Форе, а на Причастие спели Tantum ergo Сен-Санса.

Рождество я встречал в Будапеште. Там я уже побывал на Рождество два года назад, о чем подробно рассказывал в этом журнале (см. 1 и 2). На сей раз я решил посетить какие-нибудь другие храмы, а не те, в которых я был два года назад. Для ночной мессы выбирал из числа храмов, которые были ближе к месту, где я жил. Остановился на храме св. Анны, что на площади сепаратиста графа Батяни. Этот храм чем-то привлекал меня еще в детстве. Правда, когда я осенью 2008 г. впервые побывал в нем на воскресной мессе, меня постигло большое разочарование. Однако позже выяснилось (благодаря Андрею entro_a), что я, похоже, просто не в правильное время туда пришел. Короче, решил я туда пойти на полуночную мессу. Подумал, что если даже служба окажется убогой, то ничего страшного: ведь и Спаситель вообще-то родился в убогом хлеву... И я не пожалел: в храме было очень мило, уютно, отличная органистка (с высококлассными сольными импровизациями), несколько певчих с самым простеньким репертуаром, и народ более или менее живо подпевал (как и прежде, с наибольшим воодушевлением - Государственный гимн Венгрии по окончании мессы). Месса длилась 1 ч. 15 мин. Странно, однако, что начавшаяся одновременно с нею Литургия Василия Великого (sic!) в греко-католическом храме поблизости успела закончиться много раньше.

А на утро я наметил пойти на мессу в храм св. Антония Падуанского в Пашарете, где побывал весной 2008 г., о чем тоже здесь рассказывал. Я знал, что там будет петь очень хороший хор, созданный при этом приходе. И не прогадал: в очередной раз этот приход произвел на меня самое приятное впечатление (думаю, что если бы пришлось жить в Будапеште, наверное, ходил бы туда). Песнопения ординария были из Missa Mariae Auxilii молодого хорватского композитора Бруно Влахека.

(Случайно обнаружил сегодня, что в сети уже выложено несколько видео с той мессы (в основном запечатлевших хор): Kyrie, Agnus Dei, а также завершение мессы, когда весь народ поет популярную венгерскую колядку, а потом отдельно хор поет еще какую-то рождественскую песню: на последнем видео, если очень внимательно всмотреться, можно разглядеть в народе и меня).

3. Гастрономия. Вкусил любимый суп halászlé в четырех различных версиях. Кроме того, вкушал персидское блюдо гхорме сабзи в маленьком персидском ресторане "Тегеран" в Вене, очень вкусный кускус (уже в другом месте), а также много всякого некошерного хазера, и прочая, и прочая - как в ресторациях, так и в гостях.

Еще раз с Рождеством!

Верный обычаю, выкладываю на сей раз венгерскую колядку: Fel nagy örömre (Воспряньте к великой радости: текст и стихотворный английский перевод есть тут).

И уж заодно Csendes éj (=Stille Nacht по-мадьярски).

Также напоминаю давним читателям и сообщаю новым, что по тэгу noel в моем журнале можно найти много всякой разной рождественской музыки.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
odziy
Dec. 29th, 2013 06:36 pm (UTC)
С Рождеством! )))
piotr_sakharov
Dec. 29th, 2013 08:47 pm (UTC)
Спасибо!
odziy
Dec. 30th, 2013 06:03 am (UTC)
можно разглядеть в народе и меня
Если я не ошибся, то я вас таки разглядел )))
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow