?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не так давно я рассказывал в этом журнале о моем знакомстве с о. Амвросием (Юрасовым) сорок лет назад. Но им не ограничилось мое знакомство с младостарцами. Куда лучше мне удалось узнать другого великого младостарца времен моей юности - иеромонаха Павла (Лысака). Кажется, сегодня как раз ровно 40 лет с того дня, как я встретил его впервые: если не изменяет мне память, это произошло именно 5 января, но в любом случае в один из дней предпразднства Рождества, поскольку точно помню, что пелся тропарь Готовися, Вифлееме.

Несколько лет назад по просьбе моего хронически виртуального друга Дедулькина kalakazo (во егоже развиртуализацiю ктому не верую) я наскоро написал несколько страничек мемуарных заметок о Лысаке: Дедулькин вознамерился ввести его в качестве персонажа в один из своих литературных опусов, что с успехом и сделал. Конечно, можно было бы написать и много другого, но энтузиазма и времени у меня тогда не хватило, как не хватает и сейчас. Но те заметки пора бы опубликовать и более широко, и сегодняшняя дата для того достойный повод. Быть может, когда-нибудь сподвигнусь и на написание их продолжения, а пока - что есть.

_______________________________________

Морозным ранним утром в самом начале 1974 г. я приехал в Лавру для очередной исповеди у о. Амвросия (Юрасова). Исповедовали в нижнем храме Успенского собора. Но о. Амвросия я там не нашел. Подошел к одному молодому иеромонаху, сидевшему в ожидании очередного исповедника, спросил, где о. Амвросия найти. Тот ответил, что о. Амвросий уехал на время. «А ты у меня поисповедайся», – предложил он мне мягким голосом. Я и поисповедался.

Запомнил, в частности, одну деталь. Иеромонах спросил меня, не согрешал ли я игрою в карты. Я ответил, что нет. Несмотря на отсутствие у меня этого греха и отсутствие каких-либо недоуменных вопросов с моей стороны, он дал обстоятельное разъяснение, почему в карты играть – грех. Оказывается всё дело в сексуальных ассоциациях: «Там же дама ложится на вальтА, король на даму…»
Так я впервые познакомился с о. Павлом (Лысаком). Больше я у него ни разу в жизни не исповедался. Впрочем, у о. Амвросия Юрасова тоже. Последнего и не встречал впоследствии ни разу.

*          *          *

Году в 1976-м (или77-м?) о. Павел появился в алтаре Николо-Кузнецкого храма, где я нередко прислуживал, будучи в ту пору уже духовным чадом о. Всеволода Шпиллера. Кто-то сказал мне, что о. Павла за что-то неправедно выгнали из Лавры. И, насколько я понял, о. Всеволод из жалости разрешал ему приходить в алтарь своего храма, помогать вынимать просфоры и т.п., а также исполнять чтецкое служение (если не ошибаюсь, в каких-то случаях Лысак сподоблялся и сослужения).

Встретив в первый раз о. Павла в Кузнецах, я сказал ему, что как-то раз встречал его в Лавре и исповедался у него. Через несколько дней он сказал мне: «Ты у меня исповедался <такого-то числа>». Да, действительно, это было то число, которое он назвал. Я с удивлением поинтересовался, как же это он так точно запомнил. «У меня есть синодик, куда я записываю тех, кто особо искренне исповедался».

Насчет искренности, надо сказать, он ошибся. Или сознательно льстил мне. Я-то очень хорошо помнил ту исповедь, и до искренности там было, честно говоря, далековато.

Впоследствии о. Павел неоднократно начинал мне что-то рассказывать обо мне самом, как бы раскрывая мне то, что вроде бы он ниоткуда знать не мог. Я уже тогда понимал, что это типичный прием, которым пользуются гадалки. Человеку говорится о нем то, что, имея элементарный жизненный опыт и внимательный взор, можно выявить с первого взгляда. Что-то не совпадет с действительностью, но что-то и совпадет, – и именно это легковерный потенциальный клиент тотчас принимает за ясновидение и отдается во власть шарлатана сполна. Младостарцы, как я замечал по рассказам других (порой восторженным), очень умело пользуются этим приемом. Но в моем случае он не на того напал.

Но, так или иначе, он изо всех сил старался заполучить меня в духовные чада, прибегая для этого к разным методам.

*          *          *

По самым разным причинам я довольно быстро для себя уяснил, что если и буду когда исповедаться у о. Павла Лысака, то разве что на смертном одре в случае полного отсутствия других священников в сфере досягаемости, да и то едва ли. У младостарцев есть хорошо проверенная методика вербовки духовных чад: после исповеди он сообщает тебе, что твоим духовником является тот, у кого ты исповедался в последний раз; а значит, если коготок увяз (т.е. ты ненароком у него поисповедался), то уже ничего тебе больше нельзя делать, не благословясь на то именно у этого младостарца, и исповедаться у любого другого иерея тоже без благословения самопровозглашеного духовника нельзя. Конечно, со мной такая хитрость не прошла бы, но сколько же простодушних людей (или ищущих себе бремен неудобоносимых) попадается на эту уду.

Но как старался о. Павел всё же уловить меня! Каких только случаев не изыскивал затащить меня под епитрахиль. О чем бы разговор ни зашел, он меня всё на мои грехи выводит и тут же: «А ты мне поисповедайся».

Как-то раз в Великий Четверг сразу после Причащения поручили мне открыть для теплоты-запивки неоткупоренную бутылку кагора. У нас в алтаре для снятия пластмассовых пробок использовались б/у копия. Взял я такое экс-копие, начал срезать пробку, и вдруг оно соскользнуло и довольно глубоко вошло мне в основание кисти (этот «стигмат» до сих пор у меня на руке хорошо виден). Лысак, надо отдать ему должное, очень сочувственно помог мне перевязать руку, а потом тихо сказал мне: «Наверно, ты в чем-то неискренне исповедался». Расчет был, конечно, тотчас заполучить меня на доисповедание. Но и здесь я не повелся.

*          *          *

О. Павел в ту пору никогда не снимал рясы, но на улице всегда подкалывал ее таким образом, что ее не было видно из-под пальто. Поэтому пальто он носил в любое время года. Какое-то время он ходил в дубленке. Тогда это был тот еще дефицит, но кто-то из элитарных адептов (а таких у него хватало – напр., композитор Мартынов, скрипачка Татьяна Гринденко и др.) подарил ему дубленку, и какое-то время он ее носил (говорят, что позже он подарил ее какому-то мальчику, у которого шубка была слишком плохонькая).

О. Павел не подстригал ни бороды, ни волос (он был в ту пору русоволосый, с довольно простыми русскими чертами лица – чаще такой тип встречается на севере России, нежели на его родной Украине). Волосы были у него зачесанные назад и прихваченные на затылке резинкой, со свисающей оттуда до пояса косичкой. Эту косичку вне храма он убирал зимой под меховую шапку, а в более теплое время года – под беретку. Поэтому на улице даже летом он неизменно ходил в голубой беретке. Многие его адепты (мы называли их павликианами) считали это, по-видимому, признаком особого блаачэстия, а потому и сами все ходили в таких же голубых береточках. Их нетрудно было отличить на улице по беретке и специфическому выражению лица (примечательно, что среди них было немало представителей богоизбранного народа), а спускаясь в метро, они непременно осеняли крестным знамением перрон (это же делал и сам гуру).

Одна моя знакомая рассказала мне забавную историю, как она сподобилась беретки с его главы. Пришла она как-то раз на службу в Николо-Кузнецкий храм простоволосая, и тут идет через толпу народа Лысак. Проходя мимо нее, спросил: «Что ж ты, деточка, без платочка?» – «Да вот, забыла…» Лысак вынул из кармана свою беретку и ласково натянул ей на темя. После службы она подошла к нему и вернула беретку.

Своим духовным дщерям о. Павел запрещал не только стричь волосы, но и подстригать их (даже если их кончики секутся). Только заплетать можно было, но не стричь ни в коем случае. Косметика, само собой, исключалась полностью. Брюки, само собой, тоже. Одежда должна была непременно закрывать колени и локти. Я попытался через посредников узнать: а что же, на пляж вообще нельзя? Оказалось, что можно; но купальник непременно должен быть смежный, а не раздельный. Вероятно, живот – самая блудогенная часть тела.

Кстати, о животе: духовным чадам категорически запрещалось спать на животе. Кроме того, засыпать надо не на правом боку, как советуют врачи, а на левом. Потому что с правой стороны у тебя ангел, а с левой – аггел; так что когда ты ложишься на правый бок, ангела попираешь, а аггелу даешь над тобою возобладать.

*          *          *

Довольно скоро Лысак снискал весьма необычную славу. Иной раз помянешь его даже среди людей, казалось бы, совсем далеких от наших проблем, и слышишь: «А, так это тот чудной монах, который людям сантехнику портит?»

И вправду, водилось за ним такое.

Порой придет о. Павел в какой-нибудь дом и тотчас в ванную или на кухню. А в то время на стоках ванн и раковин были металлические крестовины. Увидев такую крестовину, он немедля из портфеля (он всегда везде ходил с черным портфелем-дипломатом) доставал напильничек и аккуратненько перепиливал крестовину. «Как же, – говорил он, – там крест, а мы на него харкаем».

То же самое делали и многие павликиане. Придет бывало такой адепт в какое-нибудь учреждение, зайдет в сортир, заглянет в раковину – ага: тут уже наши побывали! Выдохнет, перекрестится и идет дальше справлять свою павликианскую нужду.

А еще о. Павел запрещал своим духовным чадам держать в квартире собак и отказывался такую квартирку освящать, покуда нечистая тварь из нее навек удалена не будет.

*          *          *

Когда мы спорили с о. Павлом Лысаком на нашу с ним любимую тему (о чем можно было бы написать отдельные мемуары) – о допустимости/недопустимости курения табака – и я сослался на православных греков и арабов, у которых даже среди клириков и монахов многие курят вполне открыто, он прервал меня, заявив, что греки и арабы давно уже оставили истинное православие, и только у нас на Руси оно и сохранилось.

Кто-то рассказывал мне, что на вопрос о том, спасутся ли католики, о. Павел ответил так: «Католик-мирянин еще худо-бедно может спастись. Но католик-монах –никогда». (Видимо, имелась в виду широко распространенная в православии идея о прелести в католической мистике: но здесь она оказалась автоматически экстраполирована на всё католическое монашество).

Когда однажды зашла речь о протестантах, Лысак отрезал: «Эти еще хуже, чем безбожники».

По прошествии какого-то времени я всё-таки сумел выстроить для себя иерархию лучше/хуже (и, соответственно, степени вероятности спасения/погибели) по о. Павлу Лысаку. Если вкратце, то общий алгоритм можно было бы сформулировать так: чем ближе (по внешним признакам), тем погибельнее. Привожу ее в порядке убывания доступа к спасению:

Протестанты – хуже, чем безбожники.
Католики – хуже, чем протестанты.
Нерусские православные – хуже, чем католики.

Но самым худшими оказывались в конечном итоге те русские православные, которые не окормляются у истинных духовных отцов (а таковыми могли считаться, конечно, только младостарцы Наумова гнезда).

_________________________________________________________

Вместо послесловия.

О. Павла (Лысака) я не встречал с первой половины 90-х. Пробовал найти о нем какие-то сведения в интернете, но почти ничего не узнал. Похоже, он остался таким же попом-вагабондом. Так это или нет, но Лев Левинсон, вспоминая о нем, говорил буквально следующее: "И все же отец Павел - противоположность Амвросию. Видно, поэтому теперь, когда церковь из гонимой превратилась в торжествующую, Амвросий «вписался», сделал карьеру, а Павел так и остался «за бортом»".

Кто-то, однако, говорил мне, что он стал чуть ли не епископом в одной из "альтернативных" Православных Церквей.

А буквально на днях я увидел его (или человека очень похожего на него) в одном из сообщений того же Дедулькина на фотографии (заимствованной с официального сайта Тверской епархии): человек с бородой в черной рясе-не-рясе справа от персонажа в митре. Очень похож на Лысака, хотя полной уверенности, что это он, у меня нет: подобная "иконография" не столь уж редка на Руси.

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
kot_pafnusha
Jan. 5th, 2014 11:06 am (UTC)
Мурси - познавательно!

Нашел в сети
http://www.eparhia-saratov.ru/pages/5393_vopros_arhiereyu._novie_otveti.
4. Здравствуйте! Дайте, пожалуйста, информацию об иеромонахе Павле (Лысаке). Не находится ли он под запрещением? Имеет ли право совершать таинство исповеди? К какому храму или монастырю приписан? Почему принимает на частной квартире в Москве?
Иеромонах Павел (Лысак) ни к какому монастырю не приписан, принимает на частной квартире очень давно, еще с советских времен, одно время находился в околодиссидентской среде. Я не знаю, находится ли он под запрещением, но, если не находится, то имеет право совершать исповедь. Живя в Москве, я сталкивался с его духовными чадами, и его опыт духовничества кажется мне не безукоризненным.
piotr_sakharov
Jan. 5th, 2014 11:46 pm (UTC)
Да, спасибо. Я уже и сам успел наткнулся на этот текст как раз перед опубликованием моих заметок.
triglochin
Jan. 5th, 2014 06:03 pm (UTC)
у меня была такая история с картами - в период неофитства, когда я считала, что теперь всю жизнь прохожу исключительно в длинных чОрных юбках и все такое прочее (к счастью, это было недолго), мне попалась брошюрка о разных пороках. В т.ч. о картах. Там, правда, по-другому вредность объяснялась, мол, это еврейское (мягко говоря) изобретение для глумления над христианами. Потому что "козырь" (кошер, то бишь) "бьет" крести, а пики и черви - это насмешка над церковной утварью.
Я тогда все арты из дома выкинула, хотя умом даже понимала, что этому всему не верю. Невелика, конечно, потеря, но ощущение гипноза запомнилось.

Edited at 2014-01-05 06:05 pm (UTC)
piotr_sakharov
Jan. 5th, 2014 11:50 pm (UTC)
Да, тот еще дурдом. Ну, пики хоть более или менее понятно. А какую же церковную утварь знаменуют собою черви? Неужели панагию?
edgar_leitan
Jan. 27th, 2014 01:08 pm (UTC)
Евангельское напоминание о "неумирающем их черве"? :))
piotr_sakharov
Jan. 27th, 2014 01:26 pm (UTC)
:))
pani_biedronka
Jan. 5th, 2014 06:37 pm (UTC)
Спасибо!Познавательно и интересно
piotr_sakharov
Jan. 5th, 2014 11:52 pm (UTC)
Погодите, пани, я еще до младостарчествующих ксендзОв как-нибудь доберусь:)
pani_biedronka
Jan. 6th, 2014 08:48 am (UTC)
О!Вот это будет еще интереснее :)
edgar_leitan
Jan. 27th, 2014 01:09 pm (UTC)
Оооо! Вот об этом попрошу особо подробно! А кого припечатывать надумали? Имеются ли в России таковые или Вы о латвийско-литовских повествовать хотите?
piotr_sakharov
Jan. 27th, 2014 01:25 pm (UTC)
Понемногу может неплохая мозаика набраться из разных источников. В частности, и из наших, старой формации (а это одно гнездо с латвийско-литовскими).
alexbogd
Jan. 8th, 2014 11:16 pm (UTC)
спасибо, я ребенком у него исповедовался - помню эти странности. взрослым, конечно, и на пушечный выстрел не подошел бы.
Edward Cavalera
May. 18th, 2015 04:57 pm (UTC)
Эдвард
Думаю в наше время их очень мало,можно сказать их вообще нет.И если они есть,то их найти не так просто.Я по болезни окормлялся у одного монашествующего,так там такой царь -батюшка,что и слово поперек не скажи.Он только говорит ,а ты слушай и исполняй,ну и у такого в монастыре 2 человека покончили жизнь самоубийством,лжет,говорит одно делает совсем другое,мне лично наобещал,что все будет хорошо,но только нужно проявить терпение,вот 6 лет его проявлял,а когда надоело проявлять,то спросил по существу,вот тут то и открылось,оказывается ,что в миру мне жить то и нельзя,начал уговаривать,потом запугивать,потом шантажировать.Понимаете вот такие молитвенники есть.Я все думаю ,а кто мне мои годы вернет?и решил этого человека обличить,написал письмо,а он его даже не читал,решил звонить ,еле дозвонился,а тот такое смирение выказал,что ах!Монах не может выслушать свои же слова,а потом и сам на тебя кидается,вот такое смирение,конечно это все лжедуховники,я не знаю почему такие стоят у руля,это бессовестные люди и безответственные.Сколько читал статей о них и просто поражаюсь над доверчивыми людьми,очень жаль когда молодые люди приходят брать благословение на брак,а их заставляют идти в монастырь,да и много других случаев.Не ходите вообще к ним,это не есть Боги,понимаете!Они уже так возгордились,что для них человек простой ,просто ничего не значащая личность,поверьте,это от властолюбия,дали им руководящую должность,вот они и разгулялись не по делу.Если молодые любят друг друга и родители с обеих сторон не против,то это и есть благословение свыше,в моем опыте болезнь вынудила обратиться к таким вот лжедуховникам,и ведь с больными так поступают,обещают и не выполняют,гнобят,запугивают, натурально жизни ломают.Их первый признак ,лжедуховничества,это то ,что он все знает о вас,потом знает как с тобой поступить,обещает,но это все для того ,что бы вас заманить к себе,но естественно все это обман.Да и больше доверяйте литературе,чем таким вот (старцам).Старцев вы сейчас не найдете,если они есть их имена не на виду ,поступайте как сердце ваше подсказывает.Но самое главное,что высшее духовенство,не предпринимает никаких действий по выявлению таких вот случаев,а люди пишут,но всем видимо давно уже плевать.Осторожнее нужно быть, в наше время.Не доверяйте свои жизни кому попало!
alex_pryanik
Feb. 19th, 2017 04:14 pm (UTC)
и в карты играть грех, и собак дома держать нельзя.Может, и прав был о. Павел? Ведь не он один об этом говорил.
piotr_sakharov
Feb. 19th, 2017 08:24 pm (UTC)
Любопытный критерий истины. Надо будет, поразмыслить о том. На досуге.
alex_pryanik
Feb. 19th, 2017 08:54 pm (UTC)
критерий в том, что Вы ставите это как бы ему в вину, но это банальные истины для православного, поэтому наводит на размышления..., хотя с данным "старцем" я не знаком. Зашел сюда по поиску Амвросий Юрасов.
piotr_sakharov
Feb. 19th, 2017 10:24 pm (UTC)
Ну, банальные так банальные. Я склонен представлять себе православного не в столь мрачном свете. Но, быть может, я неисправимый оптимист. Успешного Вам поиска.

Edited at 2017-02-19 10:24 pm (UTC)
askoposhilko
Aug. 8th, 2017 06:18 am (UTC)
Еще о младостарцах: Лысак
Внимательно прочитал все написанное, хотел бы добавить к этому пару слов. Ни в коей мере не хочу ни оправдывать, ни чернить о. Павла - оговорюсь сразу.
Мне привелось достаточно долго общаться с ним в 70-е годы, он меня крестил именно таким образом, как это описано у Льва Левинсона и в той квартире бывал я неоднократно.
Я благодарен о. Павлу за то, что он меня познакомил с православием - я думаю, никто не будет спорить с тем, что в те времена это было не так просто. От него я получил Новый Завет, первый молитвослов и Псалтырь. Книжечка сохранилась у меня до сих пор в библиотеке, как и несколько других.
Любопытно то, что он никогда со мной не разговаривал по поводу карт - правда, я сам особо не баловался этим. И собака у меня была дома - я так и ходил под партийной кличкой "Саша с собачкой", не говоря уж о том, чтобы выпилить там что-то в сливе ванны или кухни.
Его стараниями через мои руки прошло очень много разнообразнейшей литературы - причем он никогда не настаивал и позволял мне сделать выбор самому, а библиотека у него была огромная - в стенном шкафу, да такого размера, что он сам туда легко помещался. )))
Я курил (грешен), занимался музыкой и никогда он мне не отказывал в общении хотя курение не одобрял, что неудивительно.... Единственное, что он говорил по поводу нашего музицирования - "вы там не безобразничайте уж..."
Он мне велел вступить в комсомол - дабы избежать армии и поступить в ВУЗ (говорил, правда - "вступай уж, куда тебе деваться, только в начальство не стоит залезать". Дал благословение на поступление в Иняз - полученная мной специальность меня кормит до сих пор, при этом был как раз о. Амвросий Юрасов, который к моему выбору отнесся почему-то неодобрительно.
Пока я учился, общения не прерывал, благо жил совсем рядом на ул. Новаторов.
Он всегда говорил, что за ним присматривает АБВГД, но особо не прятался.
У меня до сих пор книга New Russian Martyrs Джорданвилльского издания, которую он мне дал читать в последнюю встречу. А потом его отправили в места не столь отдаленные - официально "за нарушение паспортного режима" (вроде должен был жить за 101 километром... Но говорили, что совсем не за это. У Льва Левинсона это подробнее написано - я в то время уже был далеко от Москвы. Там вроде включились какие-то "вражьи голоса", как их тогда называли и он отбыл год.
После этого мы увиделись более чем через 10 лет, он постарел сильно, но чувства юмора своего не утратил. Сейчас к сожалению все контакты оборвались.
piotr_sakharov
Aug. 8th, 2017 11:09 am (UTC)
Re: Еще о младостарцах: Лысак
Уважаемый Александр! Благодарю Вас за Ваше свидетельство. Очень ценно бывает узнать о человеке что-то совсем неожиданное. Во многое из того, что Вы пишете, по моему собственному опыту знакомства с ним, просто даже не верится ("не верится" - в чисто эмоциональном значении: я вовсе не хочу уличить Вас во лжи или в том, что за давностью лет Вы отца Павла с кем-нибудь перепутали :) ). Из этого складывается более объемный, рельефный образ его личности, а личность он определенно весьма непростая.
А Вы совсем ничего не знаете, как складывалась его дальнейшая судьба?


Edited at 2017-08-08 11:13 am (UTC)
askoposhilko
Aug. 8th, 2017 11:17 am (UTC)
Re: Еще о младостарцах: Лысак
Спасибо за ответ...
У меня к сожалению очень мало информации о его судьбе кроме того, что я написал.
Один раз я встретил о. Павла в храме Тихвинской иконы Божией матери, это было году в 1997-1998 скорее всего. Поговорить не удалось толком, но обменялись телефонами. Я позванивал ему периодически, потом уехал из Москвы и звонил отсюда (сейчас живу в Киргизии).
Последний раз встречались году в 2005 у него на квартире - разговор шел трудновато )))
Вот пожалуй и все....
piotr_sakharov
Aug. 8th, 2017 11:32 am (UTC)
Re: Еще о младостарцах: Лысак
Спасибо!
Заодно уж спрошу еще одно - может быть, Вы помните. А то в свое время я как-то не догадался об этом ни у кого спросить, а теперь гложет любопытство (чисто научное). Вот это правило у всех его духовных чад при спуске в метро осенять перрон - оно чем обосновывалось? Я понимаю, если бы осенялся крестным знамением каждый новый этап или участок пути: входишь в трамвай - осенил трамвай, вышел из трамвая - осенил мостовую, и т.д. Но такого не было, а из всех возможных этапов этому уделялось такое особое внимание. Какой смысл в это вкладывался? Ведь наверняка о. Павел как-то это объяснял.
askoposhilko
Aug. 8th, 2017 11:35 am (UTC)
Re: Еще о младостарцах: Лысак
Мне кажется научное обоснование сему действу дать трудно будет ))))
Но честно говоря, мне такого не говорилось. Рекомендовано было совершить крестное знамение при выходе из дома, да желательно так, чтобы этого посторонние не видели.
piotr_sakharov
Aug. 8th, 2017 11:36 am (UTC)
Re: Еще о младостарцах: Лысак
Понятно. Спасибо!
( 23 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow