?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Храмов шаговой доступности у меня на Планерной нет. Поэтому когда мне очень хочется сходить в церковь помолиться на какое-нибудь православное богослужение, я еду на метро в центр в какой-нибудь известный мне храм. Я уже давно присматриваюсь через Интернет к тем православным храмам, которые находятся, пусть и не "на районе", но всё-таки относительно близко - так чтобы можно было наземным транспортом без пересадок. Таких довольно немного. Некоторые из них я в ходе сетевого с ними знакомства по тем или иным причинам отбраковал. Но один всё же привлек мое внимание: это храм Владимирской Божией Матери в Куркине (Куркино, хоть и находится уже за МКАДом, административно считается Москвой). Поскольку я знал, что он находится в живописном месте, я уже давно планировал выбраться туда в какой-нибудь приятный осенний или весенний денек - лучше в субботу, чтобы не только посмотреть храм, но и остаться там на Всенощную.

И вот наконец сегодня я этот замысел осуществил и очень остался доволен. Храм и в самом деле находится в приятном месте. Это самая окраина Куркина, где сохранились вполне еще обитаемые остатки села, название которого унаследовал этот район Москвы. К храму примыкает старое сельское кладбище, а рядом - небольшой хорошо ухоженный парк. Всё это располагается на высоком обрыве, откуда открывается вид на долину реки Сходни и на лесистые холмы ее противоположного берега (это, между прочим, всё тот же Алешкинский лес, который я на страницах этого журнала часто упоминаю: когда-то он был единым массивом, а теперь перерезан МКАДом).

В храме есть народ, пусть и немногочисленный. Чувствуется, что есть какая-то приходская жизнь. В целом приятная атмосфера. Хорик маленький (пели всего 4 женщины), но очень слаженный. Поют преимущественно на два голоса. В репертуаре преобладает обиход и "околообиходное". Очень порадовала отменная дикция хора - я бы запросто мог записать со слуха текст любой из спетых стихир.
(А вот батюшке, который читал Евангелие, не мешало бы над своей дикцией поработать: если бы я не помнил всех воскресных зачал близко к тексту, вряд ли что-нибудь разобрал бы).

Правда, не обошлось и без ложки дегтя, функцию которого исполнил елей для помазания.

Как известно, в тех русских православных приходах или монашеских обителях, где имеет место обычай помазывать верных елеем на воскресной или праздничной Утрене, широко распространена также практика ароматизации этого елея. Не существует никаких канонических или уставных норм, какие именно ингредиенты следует добавлять в елей для большей его благоуханности, а потому в каждом приходе это определяется (помимо объективных возможностей) личными вкусами настоятеля или - если ему свойственен полный обонятельный пофигизм - кого-нибудь еще. А вот я грешным делом совсем к этому небезразличен. Хуже того, есть некоторые парфюмерные сочетания, которые меня сильно раздражают, а есть и такие, которые вызывают у меня мигрень. Например, в советское время запахи духов "Красная Москва" и "Красный мак" (не знаю, существуют ли эти бренды сейчас) с большой вероятностью могли вызвать у меня мигрень. Обычно в пору моей молодости в большинстве московских храмов для елея использовали довольно нежные и ненавязчивые ароматические добавки. Но были и исключения: так, в храме апостола Филиппа неподалеку от Арбата (нын. Иерусалимское подворье) упорно добавляли в елей "Красный мак", и поэтому там я к елеопомазанию не подходил (да и вообще избегал Всенощных в этом храме, потому что "Красного мака" можно и с расстояния нанюхаться так, что мало не покажется). В последнее время я замечаю, что резкие ароматические добавки к елею встречаются в московских храмах намного чаще, чем в годы моей юности. Поэтому обычно я себе говорю: не уверен - не подходи. А тут вот не проявил достаточной бдительности. Не знаю, что это была за добавка, но чувствовалась в ней огромная концентрация гвоздичного масла. Вообще сам по себе этот компонент в умеренных пропорциях бывает мне даже приятен, но не когда он настолько насыщен и агрессивен. Долго еще этот запах меня преследовал: лишь по приходе домой, после обильного применения моющих средств, сумел я от него избавиться.

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
le_donna
May. 10th, 2014 10:44 pm (UTC)
позвольте полюбопытствовать (любопытство праздное, поэтому если не позволите, я не в обиде), а как относится католическое духовенство к тому, что паства участвует в таинствах (полиелей всё же таинством считается?) церкви православной?

у меня самой возникал зеркальный вопрос, задавала духовнику, т.к. есть друзья католики, потом ездила на долгий (около месяца срок в Италию и Испанию, и не всегда была там была в зоне доступа православная община).

piotr_sakharov
May. 10th, 2014 11:07 pm (UTC)
Во-первых, полиелей и елеопомазание - не синонимы. Полиелей - часть утрени, во время которой поются т.н. полиелейные псалмы. Елеопомазание (на Всенощной) - особая форма преподания священнического благословения.
Во-вторых, елеопомазание - не таинство: не следует путать елеопомазание на Всенощной и таинство Елеосвящения (оно же Соборование, или, в латинской традиции, Елеопомазание больных). Елеопомазание - священнодействие (или сакраменталия, если пользоваться католической терминологией), но не таинство.

Что касается участия именно в ТАИНСТВАХ, то канонические нормы КЦ разрешают католикам принимать их (по крайней мере, Покаяние, Евхаристию и Елеосвящение) в других Церквах, сохранивших действительное апостольское преемство (а значит, и в ПЦ), в тех случаях, когда они не имеют возможности принять их в КЦ. А также разрешает преподавать эти таинства чадам этих Церквей, оказавшихся в подобных же условиях.

Это если строго канонически. Но на уровне пастырской практики существуют и более либеральные подходы.


Edited at 2014-05-10 11:10 pm (UTC)
le_donna
May. 10th, 2014 11:15 pm (UTC)
Понятно. Спасибо что про полиелей объяснили. А елеепомазание всю жизнь считал таинством, другим, отдельным от Соборования. Оказывается ошибалась.

Мне мой духовник так же сказал относительно моего зеркального вопроса, но особо не был ко мне строг в частностях.
jjuljul
May. 11th, 2014 10:05 am (UTC)
Мне кажется, на уровне пастырской практики подходы как раз менее либеральны, но может ошибаюсь.

piotr_sakharov
May. 11th, 2014 11:43 am (UTC)
Я имел в виду католических пастырей и архипастырей (включая даже некоторых Вселенских Архиереев последнего времени).
jjuljul
May. 11th, 2014 12:11 pm (UTC)
А, это интересно.

Ко мне приезжал друг, католик. Ходил со мною на службу. Потом вместе подходили под благословение. Я так поняла, у них вообще все можно. :) Хотя мой духовник как раз сказал - нельзя же ему, но благословил. )
Когда к ним ездила, ни в чем не участвовала - ни в молитвенных собраниях, ни в церковь на службу не заходила - вроде как не разрешено молитвенное общение. В смысле мне. Но и чисто психологически на молитвенном собрании мне было бы не комфортно, я знаю.
В личных молитвах поминаю, в православные храмы, где разрешают молиться за католиков (в зарубежной церкви) тоже их подаю. И сама их молитв прошу.
maria_gorynceva
May. 10th, 2014 11:20 pm (UTC)
Эко вы вкусно всё описали!

А "Красная Москва" и "Красный мак" - это ж были как бы советские супердухи! Тяжко вам, наверное, приходилось.

Сейчас они тоже бывают - в качестве антикварных духов. Некоторые на себя наносят.
piotr_sakharov
May. 10th, 2014 11:24 pm (UTC)
Из недавних для меня мигреногенны женские духи "Черути" и мужской одеколон "Гуго Босс" в такой синей упаковке.
sangria_s
May. 11th, 2014 04:56 am (UTC)
А как насчет Мандарина Дак?:)
Круто, появился благочестивый повод обсудить парфюмы!
piotr_sakharov
May. 11th, 2014 06:57 am (UTC)
Я его не знаю. Вернее, может, и знаю, но не отождествляю.

piotr_sakharov
May. 11th, 2014 07:01 am (UTC)
О советских парфюмах: один мой знакомый рассказывал мне, что самый страшный запах, какой ему доводилось обонять, был одеколон под названием "Воин - тебе" (не знаю, правильные ли знаки препинания: в сети мне не удалось обнаружить надежную ссылку или снимок флакона).
maria_gorynceva
May. 12th, 2014 08:55 am (UTC)
О боги... Ну и названьице!

Имитация газовой атаки на Ипре?
jjuljul
May. 11th, 2014 10:03 am (UTC)
А я-то думаю, почему у нас чтица вчера не пошла к помазанию. )) Шютк.
Но все равно не знаю, почему не пошла.
piotr_sakharov
May. 11th, 2014 11:49 am (UTC)
:)
jjuljul
May. 11th, 2014 12:12 pm (UTC)
Мне наверное наоборот нравились запахи посильнее - уж помазалась так помазалась. )) А нынешний настоятель использует слабые. Ну ничего, так тоже хорошо.
mdechourchegne
May. 11th, 2014 07:27 pm (UTC)
В КЦ есть ладан. Интересно, в него добавляют что-нибудь ароматизирующее? Потому что иногда - дух совершенно светский. :)
sangria_s
May. 11th, 2014 07:38 pm (UTC)
Вот-вот. И пахнет дорогим мужским парфюмом:)
piotr_sakharov
May. 11th, 2014 10:16 pm (UTC)
Да, ладан с давних пор содержит ароматизирующие добавки. В основе его обычно смолы некоторых растений (впрочем, в последнее время местами используют и просто канифоль), но к ним добавляют различные ароматизирующие компоненты. Существуют разные сорта ладана, имеющие свои коммерческие названия. Некоторые клирики очень трепетно относятся к тому, какой ладан использовать, стараются добыть тот, который им больше нравится - или который считается круче...
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow