?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Agnus Dei, dona nobis pacem (12)

Сегодня по календарю византийской традиции – отдание Пасхи. Выложу-ка я по этому случаю еще внеплановый Agnus Dei.

Моцарт у нас уже был, но пусть будет еще раз. На сей раз из его знаменитой Мессы до мажор, именуемой "Коронационной" [Krönungsmesse], KV 317. Такое название было дано не самим Моцартом, а закрепилось уже после его кончины. Вероятнее всего, причина в том, что эта месса действительно пару раз исполнялась при коронациях: в Праге в 1791, когда Леопольд II был коронован как король Богемии (дирижировал Сальери), а двумя годами позже – на коронации его преемника Франца II. На самом же деле эта месса, написанная Моцартом в марте 1779 г., сразу по возвращении в Зальцбург из Парижа, вероятнее всего, предназначалась им для исполнения на мессе в день Пасхи (т.е. 4 апреля того же года). Неудивительно, что и сейчас в некоторых храмах, где позволяют возможности, именно ее исполняют на мессах в день Светлого Христова Воскресения. Я уже рассказывал, что два года назад мне посчастливилось в утро Пасхи быть на мессе в Михайловской церкви в Вене, где звучала именно она.

Итак –

Mozart - Krönungsmesse - Agnus Dei

Joan Rodgers, Elisabeth von Magnus, Josef Protschka, Laszlo Polgar
Arnold Schoenberg Chor, Choralschola der Wiener Hofburgkapelle
Concentus Musicus Wien
Nicolaus Harnoncourt


Можно заметить, что Agnus Dei имеет здесь более интимное звучание, чем в прежних мессах Моцарта, нет той напряженной драматургии, какая бывала в них.

Не менее странным может показаться, что мотив, который мы слышим в партии сопрано в начале этого Agnus Dei, впоследствии перейдет (хотя и в другом метрическом размере) в арию Графини Dove sono i bei momenti в "Свадьбе Фигаро". (Интересно, что то же самое произойдет и с Agnus Dei из самой последней законченной мессы Моцарта KV 337: мелодия оттуда тоже перейдет в ту же "Свадьбу Фигаро" в еще одну арию той же Графини). Кто-то из музыковедов пытался объяснить это тем, что, мол, и там, и там речь идет о жалости: в мессе выражается сострадание верующего Иисусу, Агнцу, закланному за наши грехи, а в опере - жалость Графини к самой себе. Но почему вообще выражаемое средствами музыки должно непременно находить какие-то предметные или понятийные соответствия? Разве музыка не стремится за пределы возможностей слова? Я уж не говорю о том, что возвращение авторов к одним и тем же своим мелодиям (порой в совершенно ином контексте) – явление в истории музыки далеко не редкое.

*   *   *

Достойные внимания мысли об этой мессе Моцарта можно найти у известного современного богослова Ганса Кюнга в его двух его трудах, публиковавшихся и по-русски: Вольфганг Амадей Моцарт – следы трансцендентного, а также Опиум народа? "Коронационная месса" Моцарта в современном ей историческом контексте. Они публиковались в книге: Ганс Урс фон Бальтазар, Карл Барт, Ганс Кюнг Богословие и музыка. Три речи о Моцарте. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. (Рассуждения Ганса Кюнга конкретно об Agnus Dei из "Коронационной мессы" см. на с. 107-109, 144-145).

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
mussi_pussi_my
May. 28th, 2014 12:42 pm (UTC)
Спасибо за Моцарта. Действительно очень похоже на арию Графини.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow