?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Кошмар какой!" - в ужасе воскликнул я, когда минувшей зимой увидел у себя в ленте выложенные Анной maultasch_a фотографии прошлогодней постановки "Тристана" во "Фламандской опере". Больше всего меня шокировало то, что, судя по этим снимкам, немалая часть действия музыкальной драмы происходила в грязном общественном сортире.

И тотчас же я вспомнил, что именно это несколько лет назад я, можно сказать, напророчил. Рассуждая о некоторых общих тенденциях в современных постановках классики (не помню, письменно это было или в какой-то устной беседе), я сказал примерно следующее: "Ну, что можно еще нового в плане трактовки выжать из известной классической пьесы или оперы, которую ставили уже сотни раз? А вот если перенести ее действие в какие-то совершенно неожиданные условия - скажем, в общественный сортир....." И накаркал.

Однако что-то в этих картинках наводило меня на мысль, что эту постановку стоило бы посмотреть. Мне не удалось найти ни полной ее видеозаписи, ни каких-то крупных фрагментов. Но совсем недавно я обнаружил получасовой ролик о ней в жанре making of. Конечно, по нему невозможно получить полноценное впечатление о постановке, но какая-то концепция  всё же вырисовывается. Режиссер (Стеф Лернус) перенес действие в городскую среду 1970-х. Первый акт происходит в позднее время на улице перед кинотеатром (тут же свежий труп Морольда, только что убитого в бандитской разборке). Второе действие разворачивается действительно в сортире - запущенном и раздолбанном общественном туалете, данном как бы в разрезе: с одной стороны - мужской (со сломанным автоматом для покупки презервативов), с другой - женский; они разделены стенкой, и через эту стенку герой (Франко Фарина) и героиня (Лиоба Браун) друг с другом общаются в процессе их грандиозного дуэта (разделенность Тристана и Изольды в процессе дуэта - прием не новый, известный, по меньшей мере, с байройтской постановки Хайнера Мюллера, да и впоследствии к нему нет-нет да прибегнет кто-нибудь). А зато третье действие происходит в недешевом ресторане.

В принципе, мне показалась такая трактовка вполне приемлемой (хотя, конечно, судить о ее органичности можно только увидев и услышав всю ее целиком). Я уже не раз говорил, что "Тристан" написан не о том (вернее, не только о том), как прекрасен этот мир, а скорее даже наоборот. Поэтому при его режиссерском прочтении грязь, запущенность и прочие элементы дискомфорта вполне имеют право быть художественными средствами. Между прочим, концовка просто-таки красивая: не хэппи-энд, но что-то скорей да, чем нет (по крайней мере, не торжество чернухи).

ВОТ ЗДЕСЬ, если интересно, можно посмотреть этот ролик. Основной язык там нидерландский, но примерно половина разговоров идет по-английски и еще чуть-чуть - по-немецки. Видео- и аудиофрагментов много, но они большей частью очень короткие. Есть несколько, которые чуть покрупнее (указываю время начала - для тех, кому неохота смотреть целиком):

10:27 - War Morold dir so wert
15:20 - довольно большой кусок из середины дуэта (от Barg im Busen uns sich die Sonne, с захватом начала Einsam wachend)
19:23 - Den unerforschlich tief geheimnisvollen Grund
24:48 - Mild und leise (начало)
31:53 - самое завершение (от Soll ich schlürfen... - до конца).

Дирижировал, между прочим, Дмитрий Юровский.

А вот тут есть довольно короткий ролик, где на нидерландоязычный треп режиссера накладывается множество совсем мелких видеофрагментиков, дающих в конечном итоге несколько больший охват, чем тот большой ролик.

*     *     *
Кстати, по плану (если всё сложится, если евро не будет стоить 500 р., не возродят выездные визы, и т.д., и т.п., и если меня не продинамят с заказом билета) следующий "Тристан" живьем у меня намечен на август будущего года: это будет новая его постановка в Байройте. Байройт уже давно отказался от безвыпендрежных постановок, а этого "Тристана" еще к тому же ставит Катарина Вагнер, так что я вполне готов к противоречивым впечатлениям... Но всё равно интересно.

Comments

( 45 comments — Leave a comment )
maultasch_a
Nov. 20th, 2014 01:55 pm (UTC)
удивили......

мое мнение такое в принципе.
я не против контрастов.
но только контрасты чего с чем?
я против контраста истори-музыка.
и это явный тому пример: не могу я принять никаким местом тристанову музыку в туалете.
и перед порнушным кинотеатром тоже не могу.
дальше конечно я сама себя спрошу - а в ресторане как?
да тоже никак.
нечиго не забыла эта музыка в ресторане.

все эти "заново рассказанные истории" в самом лучшем случае интересны сами по себе (напр. актуальное кольцо в байройте), но они никак не связаны с музыкой, они оттесняют ее за кулисы и местами вообще убивают.

лучше концертант.

свою историю на избитый мотив очень хотел рассказать леонард бернстайн. так он взял и написал "вест сайд стори". да, омаж. зато полностью самостоятельное произведение никого не оскорбляющее и никого не использующее в качестве "декорации".
т.е. я хочу сказать, что рассказывать заново надо так чтобы не паразитировать на другом, если уж графоманство чешет.
mussi_pussi_my
Nov. 20th, 2014 01:58 pm (UTC)
Анна! Вы , оказывается, убеждённый консерватор! ))
maultasch_a
Nov. 20th, 2014 03:56 pm (UTC)
я бы сказала - консерва.)

piotr_sakharov
Nov. 21st, 2014 12:32 am (UTC)
Да в целом я с вам скорее согласен, чем нет...

Хотя среди "заново рассказанных" встречались постановки, которые мне очень нравились.

Но в идеале я хотел бы, чтобы у современного зрителя был достаточный ассортимент постановок классики, достаточно традиционных по своей режиссуре. Прежде всего, хотя бы из просветительских соображений. Если человек, никогда не видевший и не слышавший "Тристана", или, скажем, "Травиату", или, допустим, "Хованщину", хочет впервые посетить его/ее в оперном театре, надо, чтобы у него была возможность получить свое первое впечатление от этого произведения в том виде, в каком оно в основных своих сюжетных чертах более или менее близко к тому, что задумано автором. А потом уже может смотреть любые "находочные" варианты. И если такой человек у Вас или у меня спросит: "Ни разу не слышал и не видел Хованщину. Куда бы мне на нее сходить?" - можно было бы со спокойной совестью сказать ему: "А это, мил человек, лучше тебе для начала там-то".

Вот, между прочим, если кто-то, никогда не видевший и не слышавший "Тристана", спросит у меня, какую постановку из имеющихся на видео в хорошем качестве лучше посмотреть для первого ознакомления, я не знаю, что ответить. Потому что всё, что я знаю в более или менее хороших исполнениях, всё-таки в той или иной мере "заново рассказанные истории". Мне многое нравится в постановках того же Мюллера или Шеро, но для первого ознакомления я бы поостерегся их рекомендовать.
(no subject) - maultasch_a - Nov. 21st, 2014 09:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Nov. 22nd, 2014 02:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - maultasch_a - Nov. 22nd, 2014 03:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Nov. 24th, 2014 12:55 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: офф - piotr_sakharov - Nov. 21st, 2014 10:03 am (UTC) - Expand
Re: офф - mussi_pussi_my - Nov. 21st, 2014 10:08 am (UTC) - Expand
Re: офф - maultasch_a - Nov. 21st, 2014 10:14 am (UTC) - Expand
Re: офф - piotr_sakharov - Nov. 21st, 2014 10:31 am (UTC) - Expand
Re: офф - mussi_pussi_my - Nov. 21st, 2014 11:58 am (UTC) - Expand
Re: офф - piotr_sakharov - Nov. 22nd, 2014 02:18 am (UTC) - Expand
Re: офф - mussi_pussi_my - Nov. 22nd, 2014 08:16 am (UTC) - Expand
Re: офф - piotr_sakharov - Nov. 22nd, 2014 12:08 pm (UTC) - Expand
Re: офф - maultasch_a - Nov. 21st, 2014 10:14 am (UTC) - Expand
Насчет "сказочек" - piotr_sakharov - Nov. 24th, 2014 01:48 pm (UTC) - Expand
Насчет сравнений - piotr_sakharov - Nov. 24th, 2014 02:06 pm (UTC) - Expand
Насчет идей - piotr_sakharov - Nov. 24th, 2014 02:27 pm (UTC) - Expand
mussi_pussi_my
Nov. 20th, 2014 02:21 pm (UTC)
Посмотрела , было любопытно . И , пожалуй, я бы этот концепт смогла принять , вот только визуальный ряд второго акта не даёт.)) Но , всё равно , судить можно , только посмотрев целиком.
Байройт очень привлекает , конечно. Такие солисты, такой дирижер ! Катарины не боюсь , ничего она там не наломает , никаких дров. Единственное , что меня пока останавливает , это нежелание несколько часов просидеть на жестких стульях , скрючившись и , вероятнее всего , в духоте.
И потом , греет надежда , что этого "Тристана" запишут. Ну не могут же не записать!
piotr_sakharov
Nov. 21st, 2014 12:45 am (UTC)
А я боюсь, что всё-таки наломает. После ее "Майстерзингеров" не так уж много оснований ожидать чего-то менее экстравагантного. Да и вообще это не в "традициях" Байройта последних нескольких десятилетий (и уж особенно самых последних лет, когда там постановок без радикальных переиначиваний сюжетов просто не бывает).
Мне больше всего интересна там будет Вестбрук в партии Изольды.
Насчет Тилемана... (рискую быть побит несколькими посетительницами моего журнала)... признаюсь честно, что мне далеко не всё нравится у него как у интерпретатора Вагнера. Местами очень нравится, местами совсем не нравится, местами никак.
Но вообще-то я еще ни разу в жизни не был ни в Байройте вообще, ни на Байройтском фестивале в частности, так что пора бы уже всё-таки хоть разок там побывать.
maultasch_a
Nov. 21st, 2014 09:52 am (UTC)
катарина в. на мой взгляд творчески просто бездарна.

я для себя все еще не решила хочу ли я в ближайшие годы в байройт.

(рискую быть побит несколькими посетительницами моего журнала) - рискую предположить себя в этом списке. смело вычеркивайте. по крайней мере, пока вы не станете уверять меня что он НЕ УМЕЕТ дирижировать.
у него есть свой стиль и это естесственно, что он не всем нравится.
mussi_pussi_my
Nov. 21st, 2014 10:02 am (UTC)
Я не видела ничего катариненого, поэтому основываюсь исключительно на том , что сказал недавно Тилеман , а именно , что они с Катариной уже приступили к работе , что концепт её ему нравится, и, что он довольно сдержанный. Как-то так.
Вестрбрук-Изольду слышала год назад в Дрездене. Понравилась , хоть и неидеальна. Впрочем , она на глазах растёт как певица и вполне сможет , под чутким руководством того же Тилемана , показать класс. Особенно , если правильно рассчитает свои силы.
(no subject) - maultasch_a - Nov. 21st, 2014 10:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - mussi_pussi_my - Nov. 21st, 2014 10:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - maultasch_a - Nov. 21st, 2014 11:32 am (UTC) - Expand
maultasch_a
Nov. 21st, 2014 09:56 am (UTC)
мне очень срочно нужно ваше мнение.
у общего френда никиты http://reznikers1.livejournal.com/
последний пост про параллель между парсифалем и китежем римского-корсакова.

пожалуйста, сообщите что вы думаете.

triglochin
Nov. 21st, 2014 10:18 am (UTC)
нет, нет, нет.
Зато просто захотелось послушать еще раз :)

Удачи с поездкой! (значит, все-таки решили посетить Байройт?
piotr_sakharov
Nov. 22nd, 2014 12:12 pm (UTC)
Ага. Спасибо!
maultasch_a
Nov. 24th, 2014 04:30 pm (UTC)
спасибо за комментарии, я отправляюсь медитировать.
хотя скажу сразу, мне каждый раз сложно про духовность и религиозность говорить из-за своего отношения к религии в целом.

я вам только скажу что для меня есть "парсифаль" - это глубокое произведение, поражающее своей идеей и музыкой в любом месте. можно начинать хоть с полуслова слушать, в самом любом месте - и оно захватывает и затягивает.
парсифаль еще помимо своей духовности, все же произведение глубюоко прогрессивное. в этом его соновной смысл - вагнер в старости совсем не только спятил но и сделал еще один шаг впере - музыкально.
никто после него не сделал ничего подобного в музыке. ни один композитор со времен может быть баха-бетховена-моцарта (оставим покас их за скобками) не повлиял так на современников и последующее поколение и вообще все последующее развитие музыки.
и именно поэтому я не могу сравнивать с вагнером не только римского-корсакова, но и вообще никого. нЕкого с ним сравнить.

я наверное еще напишу когда помедитирую над вашим обхяснением.
еще раз большое спасибо.

и про тристана тоже обязательно

Edited at 2014-11-24 04:32 pm (UTC)
piotr_sakharov
Nov. 24th, 2014 09:13 pm (UTC)
я вам только скажу что для меня есть "парсифаль" - это глубокое произведение, поражающее своей идеей и музыкой в любом месте

Здесь очень важны уточнение "для меня". И при этом найдется немало людей, глубоко и тонко разбирающихся в музыке, которых он оставляет равнодушными и которые не усматривают в нем никаких глубоких идей. Или, м.б., пока оставляет и пока не усматривают.

ни один композитор со времен может быть баха-бетховена-моцарта

Вы очень точно назвали трех других, которых я имел в виду:)
maultasch_a
Nov. 25th, 2014 07:44 am (UTC)
конечно, я всегда стараюсь не забывать подчеркивать что это "мое личное" мнение.

"найдется немало людей, глубоко и тонко разбирающихся в музыке, которых он оставляет равнодушными и которые не усматривают в нем никаких глубоких идей"

в этом месте я позволю себе несогласитсья.

если человек ДЕЙСТВИТЕЛЬНО глубоко и тонко РАЗБИРАЕТСЯ в музыке - "парсифаль" не может оставить его равнодушным. вот или одно или другое. сорри, иначе никак. без "парсифаля" нет ни "глубоко" ни "тонко" ни "разбирается". его (парсифаля, да и вагнера в целом, чего уж там) можно отрицать, как это происходит действительно часто у многих музыкантов (да и нетолько музыкантов). это настолько сильное произведение, что в состоянии оттолкнуть, вызвать внутреннее отторжение.
но подчеркну, разбираясь в музыке - невозможно остаться "равнодушным".

разве я тут неправа?


(no subject) - piotr_sakharov - Nov. 25th, 2014 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - maultasch_a - Nov. 25th, 2014 11:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Nov. 25th, 2014 11:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - maultasch_a - Nov. 25th, 2014 03:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Nov. 25th, 2014 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maultasch_a - Nov. 26th, 2014 07:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Nov. 26th, 2014 10:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - maultasch_a - Nov. 26th, 2014 11:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Nov. 25th, 2014 11:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - maultasch_a - Nov. 25th, 2014 11:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - piotr_sakharov - Nov. 25th, 2014 11:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - maultasch_a - Nov. 25th, 2014 03:51 pm (UTC) - Expand
( 45 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow