?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Кошмар какой!" - в ужасе воскликнул я, когда минувшей зимой увидел у себя в ленте выложенные Анной maultasch_a фотографии прошлогодней постановки "Тристана" во "Фламандской опере". Больше всего меня шокировало то, что, судя по этим снимкам, немалая часть действия музыкальной драмы происходила в грязном общественном сортире.

И тотчас же я вспомнил, что именно это несколько лет назад я, можно сказать, напророчил. Рассуждая о некоторых общих тенденциях в современных постановках классики (не помню, письменно это было или в какой-то устной беседе), я сказал примерно следующее: "Ну, что можно еще нового в плане трактовки выжать из известной классической пьесы или оперы, которую ставили уже сотни раз? А вот если перенести ее действие в какие-то совершенно неожиданные условия - скажем, в общественный сортир....." И накаркал.

Однако что-то в этих картинках наводило меня на мысль, что эту постановку стоило бы посмотреть. Мне не удалось найти ни полной ее видеозаписи, ни каких-то крупных фрагментов. Но совсем недавно я обнаружил получасовой ролик о ней в жанре making of. Конечно, по нему невозможно получить полноценное впечатление о постановке, но какая-то концепция  всё же вырисовывается. Режиссер (Стеф Лернус) перенес действие в городскую среду 1970-х. Первый акт происходит в позднее время на улице перед кинотеатром (тут же свежий труп Морольда, только что убитого в бандитской разборке). Второе действие разворачивается действительно в сортире - запущенном и раздолбанном общественном туалете, данном как бы в разрезе: с одной стороны - мужской (со сломанным автоматом для покупки презервативов), с другой - женский; они разделены стенкой, и через эту стенку герой (Франко Фарина) и героиня (Лиоба Браун) друг с другом общаются в процессе их грандиозного дуэта (разделенность Тристана и Изольды в процессе дуэта - прием не новый, известный, по меньшей мере, с байройтской постановки Хайнера Мюллера, да и впоследствии к нему нет-нет да прибегнет кто-нибудь). А зато третье действие происходит в недешевом ресторане.

В принципе, мне показалась такая трактовка вполне приемлемой (хотя, конечно, судить о ее органичности можно только увидев и услышав всю ее целиком). Я уже не раз говорил, что "Тристан" написан не о том (вернее, не только о том), как прекрасен этот мир, а скорее даже наоборот. Поэтому при его режиссерском прочтении грязь, запущенность и прочие элементы дискомфорта вполне имеют право быть художественными средствами. Между прочим, концовка просто-таки красивая: не хэппи-энд, но что-то скорей да, чем нет (по крайней мере, не торжество чернухи).

ВОТ ЗДЕСЬ, если интересно, можно посмотреть этот ролик. Основной язык там нидерландский, но примерно половина разговоров идет по-английски и еще чуть-чуть - по-немецки. Видео- и аудиофрагментов много, но они большей частью очень короткие. Есть несколько, которые чуть покрупнее (указываю время начала - для тех, кому неохота смотреть целиком):

10:27 - War Morold dir so wert
15:20 - довольно большой кусок из середины дуэта (от Barg im Busen uns sich die Sonne, с захватом начала Einsam wachend)
19:23 - Den unerforschlich tief geheimnisvollen Grund
24:48 - Mild und leise (начало)
31:53 - самое завершение (от Soll ich schlürfen... - до конца).

Дирижировал, между прочим, Дмитрий Юровский.

А вот тут есть довольно короткий ролик, где на нидерландоязычный треп режиссера накладывается множество совсем мелких видеофрагментиков, дающих в конечном итоге несколько больший охват, чем тот большой ролик.

*     *     *
Кстати, по плану (если всё сложится, если евро не будет стоить 500 р., не возродят выездные визы, и т.д., и т.п., и если меня не продинамят с заказом билета) следующий "Тристан" живьем у меня намечен на август будущего года: это будет новая его постановка в Байройте. Байройт уже давно отказался от безвыпендрежных постановок, а этого "Тристана" еще к тому же ставит Катарина Вагнер, так что я вполне готов к противоречивым впечатлениям... Но всё равно интересно.

Comments

maultasch_a
Nov. 25th, 2014 07:44 am (UTC)
конечно, я всегда стараюсь не забывать подчеркивать что это "мое личное" мнение.

"найдется немало людей, глубоко и тонко разбирающихся в музыке, которых он оставляет равнодушными и которые не усматривают в нем никаких глубоких идей"

в этом месте я позволю себе несогласитсья.

если человек ДЕЙСТВИТЕЛЬНО глубоко и тонко РАЗБИРАЕТСЯ в музыке - "парсифаль" не может оставить его равнодушным. вот или одно или другое. сорри, иначе никак. без "парсифаля" нет ни "глубоко" ни "тонко" ни "разбирается". его (парсифаля, да и вагнера в целом, чего уж там) можно отрицать, как это происходит действительно часто у многих музыкантов (да и нетолько музыкантов). это настолько сильное произведение, что в состоянии оттолкнуть, вызвать внутреннее отторжение.
но подчеркну, разбираясь в музыке - невозможно остаться "равнодушным".

разве я тут неправа?


piotr_sakharov
Nov. 25th, 2014 11:01 am (UTC)
Мне лично известны несколько случаев.

maultasch_a
Nov. 25th, 2014 11:42 am (UTC)
только не говорите что ыв сами один из них.
я вам просто не поверю.

piotr_sakharov
Nov. 25th, 2014 11:52 am (UTC)
Если честно, то "Парсифаля" я долго не мог толком распробовать.
maultasch_a
Nov. 25th, 2014 03:51 pm (UTC)
но вы же наверняка сразу поняли что мозное произведение, серьезное и все такое.
piotr_sakharov
Nov. 25th, 2014 09:05 pm (UTC)
Да, сразу.
maultasch_a
Nov. 26th, 2014 07:43 am (UTC)
вот видите.))) я именно об этом.

что я имею ввиду еще, вот например возьмем критиков-современников вагнера.
половина из них захлебывалась от восторга - примерно как я в душЕ.)))
а вторая половина из них, типа Ханслика и еще ряда - кричали тоже не менее громко как все УЖАСНО! просто кичуха, дешевые трюки, типа фи, тоже мне вагнер. но и те и другие - юыли "тронуты", местами "ужалены".
не было (я в этом убеждена) тех кто прошел бы просто мимо, и пожал плечами равнодушно.

подобное отношение, а так же признание в международной среде - есть показатель значимости композитора. любого.

и еще важный показатель, о ктором я говорила неоднократно ранее, в совсем других поводах - это значение музыкальных произведений и самого композитора как личности на дальнейшее развитие музыки - на национальном и интернациональном уровне.

т.е. например нововенцы в этом отношении очень показательны. их мало кто понимает еще меньше кто любит - это сложная музыка. но они в свою очередь оказали влияние на дальнейшее развитие музыки. их путь не был тупиковым, это был шаг вперед. и это очень важно. хотя "популярность" их бузесловно очень относительна и специфична.

возвращаясь к "могучей кучке". изначальной идей насколько я помню было - создание национальной классической музыки. которой в россии до того времени просто не существовало.
и эти композиторы безусловно неоценимо значимы в этом смысле не только для россии, но и гораздо шире. то что они сделали - они дали миру русскую классику. другое дело, что эта музыка не повиляла на всеобщее развитие музыки, в универсальном смысле. но она безусловно повлияла на дальнейшее развитие русских композиторов - шостакович, прокофьев и стравинский, которые уже в свою очередь стали музыкальными гениями всемирного масштаба.

теперь я попытаюсь вернуться к "парсифалям" - немецкому и русскому.
парсифаль вагнера - стал отправной точкой очень много для чего и для кого. в том числе и для р-к.
для кого и для чего стал отправной точкой "китеж"?
кто-нибудь когда-нибудь писал "своего" (венгерского, французского, итальянского...) "китежа"?

мне кажется, в этом контексте, оперы тогоже мусоргского более самостоятельны и самодостаточны. им не нужны сравнения с парсифалем или еще с кем/чем.

вот по этой причине, в силу значимости и масштабности, в силу качества музыки я хочу сказать, что мусоргский для меня более "вагнер" в нарицательном смысле - более значимый и выходящий за рамки национальных границ, чем р-к.
т.е. это качественная оценка но в другой плоскости, не на уровне лучше-хуже.
piotr_sakharov
Nov. 26th, 2014 10:54 am (UTC)
Я сейчас не готов спорить о значении кучкистов.

Насчет сравнения Мусоргского "в нарицательном смысле" - полностью согласен.
maultasch_a
Nov. 26th, 2014 11:20 am (UTC)
я опять по-моему увлеклась и углубилась туда куда не надо. сорри.
я просто выразило свое личное мнение.

на самом деле мы все равно с вами примерно одинаково все понимаем.

но у меня много вопросв. я еще хотела про тристана и про хованщину (это уже будет отдельно)
piotr_sakharov
Nov. 25th, 2014 11:15 am (UTC)
Вопрос эмоционального отклика (или его отсутствия = равнодушие) упирается не столько в глубину и тонкость представлений о художественной культуре (хотя и не без этого), сколько в некую внутреннюю "эолову арфу" внутри отдельной человеческой личности. Она, эта арфа, у всех настроена по-разному, и то что у одного находит внутренний резонанс, у другого не находит. Правда, эта арфа у многих со временем меняется, перенастраивается и утончается. Поэтому нередко что-то, сперва оставлявшее равнодушным, со временем становится созвучным. А бывает и наоборот. Именно поэтому в комментах выше я несколько раз выделил слово "пока".
maultasch_a
Nov. 25th, 2014 11:49 am (UTC)
" то что у одного находит внутренний резонанс, у другого не находит"

правильно, очень верно я согласна.
только тогда на мой взгляд невозможно говорить что человек "разбирается" в музыке.

чтобы дойти до уровня глубокого и тонкого понимания музыки, разбираться в ней - надо проделать большой путь. эмоциаональный и интеллектуальный. тот кто этот путь проделал, кто дошел до уровня понимания - тот уже обладает достаточной компетенцией, чтобы оценить все что парсифаль из себя представляет.
опять же - не обязательно принять, не обязательно полюбить, это вопрос вкуса и как раз это меняется с годами, то о чем вы и пишите, причем в обе стороны.


piotr_sakharov
Nov. 25th, 2014 11:58 am (UTC)
Нет, именно разбирается. Он может помнить все лейтмотивы и оркестровые партии и точно сказать вам, какая валторна где сфальшивила или вступила на 1/16 раньше, но при этом оставаться к произведению равнодушным. Факт.

И, между прочим, бывают случаи бурной любви к весьма непростым произведениям с первого взгляда (вернее - слышания) со стороны людей абсолютно неподготовленных. Тоже знаю случаи.
maultasch_a
Nov. 25th, 2014 03:51 pm (UTC)
добрались до различий в формулировках.
я вот считвю, что "понимание" музыки это несколько иное чем оценка исполнения (ну кого на самом деле волнует какой фагот сфальшивил) или знание лейтмотивов. это каждый ребенок натренирует быстро.
т.е. если говорить про людей, оценивающих исполнение - то возможно вы и правы.
но повторюсь, я говорю об оценке самого произведения. качественной оценки музыки. это нормальное музыковедение в западном понимании. на мой взгляд (тут я все же не 100% уверена), одно из основных в музыковедении - это история и развитие музыки.

по поводу второго абзаца - 100% согласна.

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow