?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

(Начало см. ЗДЕСЬ)

4. Реальная ситуация в Римско-Католической Церкви


4.1. Относительность восприятия красоты

Хотя красота культа призвана возводить ум и чувства верующих к Божественной Красоте, на земле не существует и не может существовать какого-то абсолютного идеала красоты. Восприятие красоты всегда относительно. В отдельных культурах могут существовать «идеалы», обусловленные представлениями каждой конкретной культуры. Но и внутри культур и эпох эстетическое восприятие обусловлено индивидуальным воспитанием, личными психологическими особенностями и т.п. Христиане не составляют исключения.

4.1.1. Внутри конкретных культур в различные эпохи эстетическая ценность художественных произведений определяется экспертной рецепцией. Именно относительный консенсус экспертного сообщества (т.е. профессиональных художников, специалистов по искусству и культуре, а также продвинутых ценителей) определяет шкалу эстетических ценностей, критерии художественности и мастерства, определяет, что считать хорошим или дурным вкусом, что считать шедевром, а что посредственностью, кого считать гением, а кого бездарностью, и т.п. Тот же принцип предполагается и в церковных искусствах, с той разницей, что эксперт должен хорошо понимать смысл, назначение и особенности функционирования церковного культа, зная и чувствуя его изнутри.

4.1.2. Помимо этого существует еще и массовая рецепция, которая далеко не всегда совпадает с экспертной. Те или иные стили в искусстве или конкретные произведения могут нравиться широким массам в силу самых разных причин (среди них не последнюю роль может играть коммерческое манипулирование). В римско-католическом культе Новейшего времени наблюдаются, по меньшей мере, два проявления подобного рода массовой рецепции, в значительной мере под влиянием светской культуры:

4.1.2.1. Широкое распространение в богослужебной практике песен, подражающих поп-музыке. Многие из этих песен отличаются банальностью мелодий и текстов, зачастую они совсем слабого музыкального и поэтического качества, сомнительные или просто пустые по содержанию. Иногда имеет место прямое заимствование популярных мелодий. В силу ряда причин особую «зону риска» представляют движения мирян.

4.1.2.2. Засилье китча в церковных изобразительных искусства как в местах культа, так и в быту верующих (того, что называют «bondieuserie» или, если пользоваться терминологией Леона Блуа, «сульпицианским стилем» [style sulpicien]).

4.2. Некоторые собственные наблюдения касательно эстетического восприятия богослужения верующими

В течение некоторого времени я проводил небольшие опросы – как устные, так и письменные (в частности, в этом журнале) – среди христиан относительно их понимания красоты богослужения. Это была случайная выборка из людей разных конфессий, из разных стран, разного социального положения, разной степени консервативности/прогрессивности, включая и тех, кто, так или иначе, испытал «профессиональную деформацию», наподобие меня. Респондентам предлагалось ответить примерно на такие вопросы: «Как лично вы понимаете, в чем состоит красота богослужения? Какое богослужение по-вашему красиво? Что для вас делает богослужение красивым?»

Конечно, едва ли можно говорить о какой-то репрезентативной выборке респондентов. Тем не менее, эти опросы (как и некоторые мои прежние наблюдения и беседы с верующими) показали существенное, порой радикальное различие подходов и восприятия – иногда даже внутри не только одного прихода, но и одного круга прихожан. Исходя из ответов, невозможно представить себе «идеальный» приход, в котором все респонденты чувствовали ли бы себя «комфортно» и в котором богослужение соответствовало бы их пониманию, каким оно должно быть.

Несколько мыслей, на которые навели меня результаты этих опросов и прежних наблюдений, хотелось бы отметить особо:

4.2.1. Принцип «универсальности» церковной музыки и церковного искусства по большому счету является утопией. (Конечно, это не означает того, что в Церкви не должно быть стремления к его осуществлению – даже не столько в случаях инкультурации из культуры одного народа в культуру другого, сколько при «инкультурациях» внутри одной культуры).

4.2.2. Для многих эстетические элементы оформления культа могут оказываться препятствием к полноценной молитве и полноценному участию в богослужении, а не помощью.

4.2.3. Для очень многих в Церкви мерилом эстетичности богослужения является привычность. Эти люди отторгают всё новое и непривычное, вне зависимости от того, насколько эстетично и литургично то, к чему они привыкли, в сравнении с тем новым, что им предлагается. Малейшие попытки улучшить что-то, хотя бы поменяв пару слов в песне ради большей благозвучности или изменив несколько метрических долей для большего удобства пения, упираются в аргумент: «все привыкли».

5. Некоторые проблемы и вопросы

5.1. Нужно ли менять то, что привычно (и, тем более, если это «народу нравится»)?

Очевидно, что если бы Церковь всегда довольствовалась только привычным, то не было бы никакого развития ее искусств и мы не имели бы практически ничего из тех ее эстетических ценностей, которыми располагаем.

Кроме того, уместно напомнить уже поцитованное требование Отцов Собора (SC 124) «чтобы во храмы Божии и в другие священные места не допускались те художественные произведения, которые противоречат христианской вере, нравам и благочестию и оскорбляют истинно религиозное чувство – будь то извращенной формой, будь то недостатком мастерства, посредственностью или явным подражанием».

Хотя это требование касается конкретно изобразительных искусств, сам принцип вполне можно было бы распространить и на другие искусства, имеющие место в церковном культе, особенно поэзию и музыку. Это, между прочим, и сделал Иоанн Павел II (обращаясь теперь уже не к епископам, а ко всему церковному сообществу):

«…Христианская община должна проводить испытание совести, чтобы красота музыки и пения всё больше возвращалась в богослужение. Следует очищать культ от погрешностей стиля, от неряшливых форм выражения, от текстов и музыки, которые заурядны и мало соответствуют величию священнодействия» (Речь на генеральной аудиенции 26.02.2003).

Надо полагать, это важная задача для всех пастырей, равно как и монашествующих и мирян, связанных с литургическим служением, которые обладают достаточной степенью различения в этих вопросах.

5.1.1. Эстетически дурное или сомнительное в церковном культе, требующее изменения

В числе наиболее острых проблем, в частности:

5.1.1.1. Проблема банальности, пользующейся массовой популярностью (китч, попса)

Можно сколько угодно пытаться внедрять изобразительное искусство, музыку, гимнографию, которые соответствуют высоким эстетическим требованиям и литургическому контексту, но это остается чуждым для огромного числа верующих, для которых куда милее реалистичный и глянцевый китч, простенькие песенки на двух-трех аккордах, напоминающие попсу, с незамысловатыми словами, независимо от их грамматической корректности (не говоря уж о богословской), поэтического качества и литургичности. Основные аргументы в защиту: «народу это нравится», «народу это близко».

Можно утешать себя тем, что что-то подобное китчу было и в прежние эпохи, но со временем что-то отсеивалось, а что-то, покрывшись налетом времени, перестало восприниматься как китч. С другой стороны, экспансия настолько сильна, что способна окончательно маргинализовать не-китч, как и вообще ориентиры для распознания эстетического достоинства и литургического соответствия.

5.1.1.2. Низкое эстетическое качество vs. искренность

Есть немало людей, которые не обладают художественным талантом или достаточным профессионализмом, но искренне желают послужить Богу и Церкви, а потому предлагают для церковного культа свою продукцию или, если они обладают определенными полномочиями в Церкви, попросту внедряют ее. Именно таким образом многие бездарные и эстетически ущербные произведения входят в культовое употребление, иногда очень надолго.

5.1. 2. Тогда как?

Весьма непростой и тонкий вопрос. В каких-то случаях он требует не только творческих и просветительских усилий, но также пастырской мудрости и такта (особенно, когда дело касается искренности – будь то искреннее желание послужить на художественном поприще или искренняя любовь к банальностям в церковном искусстве). Плодотворным может быть только принцип постепенности: gutta cavat lapidem.

С другой стороны, существует опасность высокомерия. Уместно напомнить, что Иоанн Павел II в упомянутом выше Хирографе предостерегал против элитарности:

«Пение и музыка, требуемые литургической реформой, – следует подчеркнуть это, – должны в равной мере отвечать требованиям законной адаптации и инкультурации. Ясно, однако, что всякое нововведение в эту деликатную материю должно уважать определенные критерии, такие как поиск музыкальной выразительности, которая соответствует вовлечению всего собрания в священнодействие и одновременно избегает того, чтобы стать легкомысленной или поверхностной. Нужно также в принципе избегать форм «инкультурации» элитарного типа, вводящих в Литургию старинные и современные сочинения, которые бесспорно обладают художественным достоинством, но позволяют себе средства выразительности, непонятные для большинства» (Хирограф, 6).

5.2. Утрата ощущения праздника на литургическом уровне

Печальным явлением стало то, что во многих приходах (включая даже кафедральные соборы) многих стран мира богослужение праздника внешне ничем не отличается от богослужения будней, за исключением состава текстов. По характеру музыки и ее исполнения, оформлению внутреннего пространства храма, использованию света и иным элементам верующий не способен почувствовать, что сегодня праздник.

Такое положение вещей совершенно ненормально. Эстетические особенности богослужения должны способствовать переживанию особых дней литургического календаря не в меньшей степени, чем библейские и литургические тексты. Не говоря уж о том, что литургическую жизнь Церкви нельзя превращать в сплошные однообразные будни.

В этой связи полезно вспомнить некоторые рекомендации Наставления Musicam sacram (далее MS) :

«Священнодействие принимает более благородную форму, когда оно совершается с пением, при исполнении служителями каждой степени свойственного им служения и при участии народа [Ср. SC, 113]. Действительно, в этой форме молитва приобретает более сладостное выражение, тайна Литургии с ее иерархическим и общинным характером проявляется более открыто, единство сердец достигает большей глубины посредством единения голосов, души благодаря сиянию священного с большей легкостью возносятся к вышнему и, наконец, всё священнодействие яснее предзнаменует небесную Литургию, совершаемую во Святом Граде Иерусалиме.

Поэтому, пастырям душ надлежит всеми силами стараться осуществлять эту форму священнодействия. Даже в богослужениях без пения, совершаемых с участием народа, следует подобающим образом соблюдать распределение обязанностей и функций, которые характерны для священнодействий, совершаемых с пением, предусматривая, прежде всего, наличие необходимых и подобающих служителей, поощряющих деятельное участие народа» (MS 5).

«Всякий раз, когда для священнодействия, которое должно совершаться с пением, можно сделать выбор между различными людьми, подобает отдавать предпочтением тем, кто более компетентен в пении, – особенно, когда речь идет о наиболее торжественных богослужениях и о тех службах, в которых содержатся более трудные песнопения, либо о тех, которые транслируются по радио или телевидению.

Если такой выбор невозможен и если священник или служитель не обладает голосом, годным для пения, следует произносить без пения те или иные части, которые представляются ему трудными для исполнения нараспев, прочитывая их в полный голос и отчетливо. Но это не должно делаться только ради удобства священника или служителя» (MS 8).

(Примечательно, что не оставлен в стороне миссионерский аспект. То, что транслируется вовне, должно быть эстетически более качественно).

NB! «Чтобы верные участвовали в Литургии более охотно и плодотворно, уместно по мере возможности подобающим образом разнообразить формы священнодействия и степени самого участия в соответствии с торжественностью дня и собрания» (10).

«Следует иметь в виду, что истинная торжественность богослужения зависит не столько от более изысканной формы пения и от более величественных церемоний, сколько от достойного и благоговейного его совершения, при котором принимается во внимание целостность самого священнодействия, то есть совершение всех его частей в соответствии с их собственной природой. Более богатая форма пения и большая величественность церемоний остаются желательными там, где имеются возможности их должного осуществления; однако всё, что ведет к опущению, изменению или совершению недолжным образом элементов богослужения, противоречит его истинной торжественности» (11).

5.3. Богослужение с пением – всегда ли оно лучше, чем без пения?

Хотя музыка – и, в первую очередь, пение – согласно традиции, подтвержденной Отцами II Ватиканского Собора, «составляет необходимую или неотъемлемую часть торжественной Литургии» (SC 112), слово ‘необходимую’ (necessariam) и, уж тем более, ‘неотъемлемую’ (integralem) едва ли уместно толковать совсем уж буквально, что де без нее на торжественной Литургии совсем уж никак нельзя обойтись. Католическая Церковь не знает ни одного нормативного акта, который предписывал бы обязательное пение на торжественных богослужениях.

Мы видели в Наставлении Musicam sacram такие слова: « Более богатая форма пения и большая величественность церемоний остаются желательными там, где имеются возможности их должного осуществления » (11). Да, оно очень желательно на торжественных богослужениях, но не более.

Однако в последние десятилетия создается впечатление, что чем дальше, тем большее число священников понимает эти слова соборного документа совсем буквально, стремясь к тому, чтобы любая месса (и уж, тем более, праздничная) не служилась без пения. Хоть какого-нибудь. Многие считают необходимым произнесение священнических текстов нараспев, не задумываясь о том, действительно ли это добавляет красоты.

Подобный подход имеет исторические корни. Действительно, в большинстве древних культур любой возвышенный текст произносился нараспев (в т.ч. светская поэзия), поэтому традиционное христианское богослужение не знало декламации текстов, а знало только кантилляцию. Но в Новое и Новейшее время ментальность сильно изменилась, и кантилляция в наши дни уже не воспринимается так, как в Древности и Средневековье.

Но если имеющиеся в приходе ресурсы не способны обеспечить богослужение действительно красивой музыкой? Такой музыкой, которая была бы в способна, согласно SC 112, содействовать молитве, единодушию и ощущению торжественности. Если те, кто готов петь и играть на музыкальных инструментах, не обладают достаточными способностями и навыками, чтобы делать это хотя бы чисто и ритмично? Если в их исполнении музыка становится безобразной и раздражающей? Или если регент, который исполняет песнопения, рассчитанные на участие народа, делает это таким образом, что народ при всём желании не может под него подстроиться? Или если там, где требуется обогатить обряд торжественностью, пение и игра на инструменте откровенно убоги? Короче, если нет возможности обеспечить музыку на должном уровне, соответствующем поставленным задачам, то почему не отказаться от нее вовсе? Служба без музыки тоже способна в известной мере исполнять эти задачи.

В свою очередь, MS прямо говорит:

«Если такой выбор [тех, кто более компетентен в пении,] невозможен и если священник или служитель не обладает голосом, годным для пения, следует произносить без пения те или иные части, которые представляются ему трудными для исполнения нараспев, прочитывая их в полный голос и отчетливо» (8).

Остается, правда, проблема, чтобы священник достаточно адекватно оценивал собственные вокальные данные. И имел достаточно решительности запрещать петь и играть на музыкальных инструментах тем, кто делает это плохо, пусть даже и искренне (а это порой требует и такта).

Я считаю, что расписания больших приходов в принципе должны предоставлять прихожанам возможность выбора мессы без пения и музыки вообще (по меньшей мере, одна такая месса каждое воскресенье и в предписанные праздники). Кто-то не переносит пение под гитару, а кого-то, наоборот, усыпляет григорианский хорал. Трудно музыкально удовлетворить всех. К тому же это решит проблемы посещения литургии людьми, страдающими «профессиональной деформацией», для которых малейшие музыкальные и поэтические несовершенства оказываются серьезным препятствием в полноценном участии в литургии.

5.4. Индивидуалистический подход к богослужению

Мои опросы показали также, что люди, понимающие церковь/богослужение в первую очередь (если не исключительно) как место индивидуальной молитвы и получения сакральных услуг (а не место общего делания, народного деланияλειτ-ουργία), предъявляют совершенно иные требования к эстетической стороне культа, нежели те, кто воспринимает литургию как общее делание. Число таких людей в КЦ по-прежнему достаточно велико. Имеет место конфликт интересов, который труднопреодолим. Но едва ли есть какой-то иной путь его преодоления, кроме кропотливого литургического просвещения верных, а потому вопрос не только в усилении этого просвещения, но и в поиске мудрых и плодотворных его путей.

(c) Петр Сахаров

При цитировании ссылка на автора и источник обязательна.
Перепечатка возможна по согласованию с автором.


.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
lievre72
Nov. 22nd, 2015 03:46 pm (UTC)
Вау! Вот поздравили так поздравили, Пётр Дмитриевич :) Иногда казалось, что за нашим приходом вы наблюдали, составляя эти заметки :)
odziy
Nov. 22nd, 2015 04:56 pm (UTC)
Огромное спасибо!
Вот что надо бы публиковать на католических ресурсах и в журналах, а не слащаво-приторные материальчики от которых мутит...
mdechourchegne
Nov. 22nd, 2015 09:15 pm (UTC)
Ой, Петр Дмитриевич, как я Вам сочувствую! :)

Особенно хорошо - насчет отсутствия нормативных актов, обязывающих к пению.

Впрочем, у нас-то как раз в храме с пением сейчас все более-менее нормально, а иногда и вовсе прекрасно. Исключая момент "Агнца Божьего, берущего на себя грехи мира". Вариантов мелодии несколько, предсказать ничего нельзя, и есть такие, что приход сбивается и быстро умолкает.
frau_f
Nov. 23rd, 2015 10:39 am (UTC)
Спасибо, очень интересно! Я в воскресенье как раз почему-то думала о том, что и как поется, и о вкусах.
triglochin
Nov. 25th, 2015 07:28 pm (UTC)
спасибо, интересно было прочесть!
sergeysabsay
Jan. 10th, 2016 11:06 pm (UTC)
Интересно и верно, спасибо!
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow