?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Итак, вот моя литургическая и паралитургическая хроника минувшего дня (=Страстной пятницы):

7:00 - Служба Плача Иеремии у белварошских францисканцев в храме св. Петра Алькантарского на Францисканской площади в Пеште.

Надо, наверно, пояснить: то, что здесь называют Плачем Иеремии, - это т.н. Tenebrae (Темная утреня). Традиционно эта довольно продолжительная служба, включавшая в себя, в частности, чтение нараспев фрагментов ветхозаветной книги Плача Иеремии, была Утреней в соединении с Лаудами. Она предписывалась на каждый из трех последних дней Страстной седмицы, но обычно совершалась поздним вечером накануне соответствующего дня. "Темная" - потому что постепенно храм погружалься во тьму: перед алтарем стояла герция - подсвечник с 15 свечами, которые в течение службы гасились одна за другой.

Литургическая реформа не сохранила Tenebrae как предписанные богослужебным кругом службы Страстной седмицы, но во многих странах они впоследствии были в том или ином виде возрождены. Это уже не совсем те прежние Темные утрени, а часовые службы или паралитургические обряды, включающие в себя некоторые элементы Tenebrae. Кроме того, в некоторых странах (как, например, в Венгрии) возрождены и некоторые местные особенности этих служб.

Здесь Tenebrae не стали повсеместной практикой, их служат лишь в довольно небольшом числе приходов. По структурным признакам это часовая служба, которая, тем не менее, не привязана к конкретному каноническому часу: где-то ее совершают по-традиционному, т.е. вечером накануне, а где-то - по-пореформенному, т.е. утром самогО литургического дня, к которому она относится.  В храме Снежной Богоматери в четверг вечером эта служба относилась уже к Страстной пятницы, а у белварошских францисканцев служба Страстной пятницы совершалась в саму Страстную пятницу ранним утром.

Я охотно дублирую Tenebrae одного и того же дня, поскольку в каждом месте они имеют некоторые собственные особенности, а кроме того это хорошая возможность не проводить последние дни Страстной седмицы в праздности или в суете.

15:00 - Крестный путь в старинной кальварии рядом с замком Кишцелли в Обуде. Он проводится расположенным неподалеку приходом Святой Троицы в Обуде. Поскольку этот приход занимается, помимо прочего, пастырским окормлением немецкоязычных верующих, во время Крестного пути мадьярский язык был немножко разбавлен немецким.

Вот пожилой батюшка в фиолетовой капе и в потертой бархатной шапочке-ксендзовке, которая верно служит ему, наверное, еще с семинарии, провел кратенькую и очень толковую катехезу, -




- и двинулись вверх по холмам обудайским совершать традиционные 14 стояний, -



      

- пока не достигли большой скульптурной композиции, изображающей собственно Голгофу. -



18:00 - Основное богослужение Страстной пятницы Воспоминание Страстей Господа нашего Иисуса Христа в будайской храме Святого Духа в Реметекертвароше.



Настоятель этого храма о. Тамаш Папп - мой давний хороший знакомый. В прошлом году он не без некоторой гордости сказал мне, что совершает эту службу с элементами маронитского обряда. Это для него не какая-то праздная забава. Дело в том, что среди его прихожан есть марониты - ливанцы, работающие в Будапеште. Они ему рассказали о том, что у них, у маронитов, в Страстную пятницу совершают крестный ход с плащаницей. Он решил ввести такой крестный ход и в здешнюю приходскую практику. Я обещал о. Тамашу, что когда в следующий раз буду в Страстную пятницу в Будапеште, непременно приду на эту службу к нему. Вот я и выполнил мое обещание.

Всё, на мой взгляд, очень органично, нет никакого ощущения чужеродной экзотики. В конце богослужения, после отпуста, батюшка делает небольшое пояснение, после которого и начинается этот крестный ход.

У маронитов плащаница - это не совсем то, что в православной традиции. У православных это большой плат с изображением погребения Христа. Здесь же это плат, на котором несут скульптуру мертвого Христа - точно такую, какую обычно у римо-католиков Центральной и Восточной Европы вечером Страстной пятницы кладут в одной из часовен или каком-то ином месте, оформленном как Гроб Господень, над которым затем ставятся Святые Дары и верующие там молятся и в Пятницу вечером, и в течение всей Субботы.

Итак, фигуру Христа положили на большую ткань, и четверо мужчин взяли ткань с четырех углов и понесли с процессией внутри храма, обойдя его по кругу даже не один раз. Предстоятель тем временем несет киворий со Святыми Дарами. -




Народ идет с процессией, и каждый держит в руке тюльпан. Когда фигуру Христа положили во Гроб, люди совершают поклонение, кладя цветы поверх фигуры. -

       

Батюшка тем временем ставит Святые Дары в дарохранительницу. -




А народ продолжает поклонение. -



Вот такая местная (пара-)литургическая практика.



21:00 - Снова Плач Иеремии, и снова в храме Снежной Богоматери.




На сей раз эта служба уже относится к Святой субботе. И опять на очень высоком уровне - и литургически, и певчески.


*         *         *

Ну и сегодня, собственно в Святую субботу.

Сегодня утром к 7:30 я отправился в будайский храм св. Антония Падуанского в Пашарете, где в прошлом году я был в Пасхальную ночь. -




Это был снова Плач Иеремии, и снова Святой субботы. -



У них тоже очень высокое качество григорианского пения, и с прошлого года оно даже улучшилось.


Последняя горящая свеча, которая на какое-то время была спрятана, возращена на верхушку герции и продолжает там гореть и после окончания службы




.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
sibeaster
Mar. 26th, 2016 04:29 pm (UTC)
А можно личный вопрос?
Вы часто ездите в Венгрию (судя по ЖЖ). Вы действительно понимаете венгерский, что можете воспринять на нем богослужение?
Я спрашиваю потому, что недавно слушал на ютьюбе вердиевского "Дона Карлоса", шедшего на итальянском, но с венгерскими субтитрами. Из чтения субтитров я понял, что вообще ничего не могу уловить в венгерском. Никаких знакомых латинских корней.
piotr_sakharov
Mar. 27th, 2016 01:03 am (UTC)
Да, действительно понимаю и воспринимаю на нем богослужение. Хотя не могу сказать, что я его знаю хорошо.
Тут надо принимать во внимание два обстоятельства. Во-первых, он у меня с детства. Во-вторых, я филолог, к тому же с большим опытом соприкосновения с самыми разными языками, в т.ч. не обнаруживающими никаких близких связей друг с другом.
Впрочем, есть еще и третье: я его очень люблю. Вообще-то эта тема заслуживает отдельного пОста, и может быть, я его когда-нибудь напишу.

Латинских корней в нем не намного меньше, чем в любом не-романском языке (за искл. разве что английского). Забавнее другое: в нем славянских корней чуть ли не больше, чем своих родных угро-финских. Но от этого он не перестает быть совершенно непонятным для славян.
piotr_sakharov
Mar. 27th, 2016 01:05 am (UTC)
Но на те службы, где много чтений и др. текстов частного последования, я предпочитаю запастись планшетом с теми же текстами по-русски.
paxvobis
Mar. 26th, 2016 04:44 pm (UTC)
А мы вчера были в 7.30 на Тёмной утрени у краковских доминиканцев. У них в Великую Пятницу и субботу. Ну, конечно, всё очень на очень высоком уровне с хором в сотню прекрасно поющих братьев и ещё в пару сотен симпатизирующих.
piotr_sakharov
Mar. 27th, 2016 12:54 am (UTC)
ЗдОрово!
С праздником!
Христос воскресе!
paxvobis
Mar. 27th, 2016 06:53 pm (UTC)
Воистину воскресе! Поздравляю!
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow