?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Еще одно до-тридентское чинопоследование, успешно восстановленное в некоторых приходах Венгрии – Великая пасхальная вечерня [Húsvéti Nagyvecsernye: любопытно, что слово vecsernye представляет собой редкий для мадьярской церковной лексики образец славянского заимствования], известное также под латинским названием Gloriosum Officium [Славное служение]. Этот чин вечерни в день Пасхи восходит к литургической практике города Рима, и конкретно – Латеранской базилики. Он сложился в середине VII в. и со временем распространился во многих регионах Запада. Во время Тридентской реформы он не был сохранен в общецерковных богослужебных книгах, но продолжал и в последующие века практиковаться в некоторых местах, а также в ряде монашеских орденов. Примечательно, что после реформы 2-й пол. XX в. Общее введение к Литургии часов (1971 г.) поощряет сохранение этой конкретной литургической практики там, где существует такой обычай (пар. 213).

Важнейшей особенностью этой вечерни является то, что она дополняется процессией к крещальной купели. По сути это было особым благодарением верных за дар Крещения (напомню, что замечательный обряд обновления крещальных обетов в Пасхальную ночь не существовал до 1955 г.: он стал одним из удачнейших литургических нововведений Католической Церкви XX столетия).

Великая пасхальная вечерня очень основательно и разносторонне изучена литургистами . В сравнительно недавней англоязычной статье Вилфреда Сумани в 31-м номере Ecclesia orans, доступной в интернете, наряду с очень добротным научным и пастырским рассмотрением этого обряда даются и основные вехи истории его исследования.

Мне посчастливилось дважды (в предыдущем году и в этом) побывать на Великой пасхальной вечерне всё в том же Кристинаварошском храме Снежной Богоматери в Будапеште.



В этом году я сделал полную аудиозапись этой службы с тем же прекрасным хором этого храма Krisztinavárosi Schola, которой я и хочу сегодня поделиться.




Но прежде вкратце о том, что представляет из себя эта служба.

Основное ее текстовое содержание составляют мессианские Псалмы 109-111 и 113. Антифоны обрамляющие их и Песнь Богородицы – Аллилуйя, иногда с добавлением кратких библейских текстов, относящихся к Пасхе.

Во время Песни Богородицы – обычное для торжественной вечерни каждение алтаря.






Затем отпуст вечерни.



Но это еще далеко не всё. После отпуста начинается процессия. Священник, алтарники, хор и народ (по крайней мере, наиболее решительные из народа) направляются к крещальной купели (в идеале это должен быть баптистерий, но далеко не везде таковой имеется). Во время шествия поется Псалом 113 об избавлении Израиля из египетского рабства, после чего звучит латинское песнопение с евангельскими словами, напоминающими о вечере дня Воскресения Христова: «Nonne cor nostrum ardens erat in nobis…» [«Не горело ли в нас сердце наше, когда говорил Он с нами на пути»].





В этом храме купель находится в глубине пресвитерия. Именно там, у купели, совершаются благодарственные молитвы. Первая из них представляет собой восхваление крещальной купели, а вторая – елеев, используемых при Крещении (елея катехуменов и святого мира).



Затем процессия движется обратно с пением антифона.





 После этого заключительная молитва и петый отпуст в виде трóпа, дополняемый пением Богородичного антифона.

Вся служба с григорианскими песнопениями, в основном по-венгерски (лишь некоторые песнопения по-латыни), прекрасно спетыми хором Krisztinavárosi Schola. Правда, в отличие от Tenebrae, они поются с органным сопровождением. Кстати, мне это сопровождение показалось очень интересным (конечно, я в этом, честно говоря, не очень-то разбираюсь, но всё же хочу обратить на это внимание наших церковных органистов) и по гармонизации, и по регистровке, и по фигурам и т.п. – особенно псалмодия. К сожалению, не смог пока выяснить имя органиста, который сопровождал эту службу (когда выясню, добавлю).

Итак, выкладываю запись всей службы одним файлом. Вот хронометраж с подробностями:


0:00 - Органное вступление и Kyrie eleison
3:50 - Аллилуйя и Пс 109 (VI тона)
7:12 - Пс 110
10:42 - Пс 111
14:11 - Градуал ("Сей день егоже сотвори Господь" – Пс 117:24 )
15:50 - Аллилуйя со стихом ("Христос, Пасха наша, заклан был за нас" – ср. 1 Кор 5:7-8)
18:01 - Антифон ("Аллилуйя, воскрес Господь") и Песнь Богородицы V тона (перемежается повторами антифона)
23:41 - Молитва и отпуст Вечерни
25:10 - Начало 2-й части: органное вступление и песнопение "Видел я воду"
26:40 - Антифон и Пс 113:1-8 (tonus peregrinus)
31:01 - Песнопение "Alleluja. Nonne cor nostrum ardens erat in nobis" (Лк 24:32)
33:52 - Восхваление крещальной купели, а затем – елея и мира
35:52 - Краткий ответ и молитва
36:52 - Антифон процессии ("Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает, смерть Им уже не обладает" – ср. Рим 6:9)
38:32 - Краткий ответ и молитва
39:28 - Отпуст в форме тропа ("In hoc festo sanctissimo" = последние две строфы "O filii et filiae")
41:00 - Regina caeli (с мелизмами и тропом "Alle, Domine, nate matris", с фобурдоном)





*     *     *

Добавляю один бонус из прошлогодних записей.

Это пара-григорианское пасхальное песнопение с фобурдоном Surrexit Christus hodie. В этом году его почему-то не пели после окончания вечерни, а в прошлом спели, и я тогда его записал. Это в том же храме и тот же хор, только годом раньше. Вот оно вам:





.

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow