?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Во время мессы 27 июля в соборе Парижской Богоматери о жертвах террористического акта в Сент-Этьен-дю-Рувре, которую я наблюдал в прямой трансляции KTO TV, была произнесена литургическая формула, прежде никогда мне не встречавшаяся. Это была молитва об убийцах мученически погибшего от рук террористов отца Жака Амеля. Она была произнесена во время Анафоры (а именно - III Евхаристической молитвы). Месса совершалась под предстоятельством кардинала Андре Вен-Труа, архиепископа Парижского, но эту часть ходатайственных молитв произносил сослуживший ему архиепископ Руанский Доминик Лебрен. Сразу после поминовения отца Жака в форме обычной для III Евхаристической молитвы интерполяции о конкретном успошем и начала общего поминовения усопших (первой его фразы) был произнесен такой текст:

Nous osons te prier pour les assassins du Père Jacques. Si tu veux, puisque tu le peux, sauve-les.
[Буквальный перевод: Мы дерзаем Тебя молить об убийцах отца Жака. Если Ты хочешь, - поскольку Ты это можешь, - спаси их.]

Этот момент можно видеть и слышать в ВИДЕОЗАПИСИ той мессы (48:48-49:03). Видно, что текст не импровизируется, а читается по книге. Едва ли подобная формула имеется в каком-то печатном издании Чина мессы. Скорей всего, в книгу был вложен или подклеен листочек с этим текстом. Однако у меня нет сомнений, что это было согласовано сослужащими архиереями заранее (возможно, даже на уровне Епископской Конференции).

Та же формула (с незначительными отличиями) появилась вновь на мессе отпевания отца Жака Амеля в кафедральном соборе Руана 2 августа. Месса совершалась под предстоятельством Руанского архиепископа. На ней так же использовалась III Евхаристическая молитва, и в том же месте возникла упомянутая формула. Ее произносил один из сослужащих архиереев (имя которого я не могу определить). Отличие состояло только в том, что в начале было добавлено слово Père [Отче], вместо pour les assassins du Père Jacques [об убийцах отца Жака] было просто pour ses assassins, а в самом конце было добавлено слово maintenant [теперь]: возможно, как "эхо" того же слова maintenant, которым открывается в III Евхаристической молитве весь раздел ходатайственных молитв. Этот момент тоже можно видеть и слышать в ВИДЕОЗАПИСИ отпевания (1:32:40-1:32:53).

Насколько мне известно, ничего похожего не было ни на одной из месс о жертвах прежних терактов во Франции. Ничего о существовании подобной формулы мне прежде не доводилось встречать. Возможно, имел место прецедент, а может быть, и нет (попробую выяснить при случае).

Хотя с точки зрения экклезиологии или сотериологии такая практика может вызвать неоднозначные суждения, я не хочу сейчас в них углубляться и дискутировать на эти темы. Предмет моего внимания лежит только в литургической плоскости.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
ustavschik
Aug. 4th, 2016 11:29 am (UTC)
В качестве некоей аналогии
Святая нежная и сострадательная, в союзе с Ангелами Хранителями этих исповедников веры умоли Святого Духа поддержать мужество выживших, их веру, благочестие и терпение, сохранить в их сердцах прощение и нежность для их палачей (avec le pardon et la douceur pour leurs bourreaux), уверенность, что их слёзы и кровь, в единстве с Кровью Христа Искупителя, станут возмещением за кощунства безбожников, привлекут наконец милосердие Божие к их любимой Родине, освободят её от чудовищных ошибок материализма, от коммунизма и от атеизма, и приготовят её возвращение к единству веры во Вселенской Церкви (из молитвы св. Терезе Младенца Иисуса о спасении России, написанной еп. Мишелем д'Эрбиньи SJ).

Edited at 2016-08-04 11:31 am (UTC)
piotr_sakharov
Aug. 4th, 2016 09:59 pm (UTC)
Re: В качестве некоей аналогии
Спасибо, отче! Очень интересная аналогия.
sibeaster
Aug. 4th, 2016 05:06 pm (UTC)
Прекрасная благочестивая молитва. Единственное, что вызывает удивление, - это помещение ее в интерцессию. Все-таки интерцессия - это молитва о Церкви и о членах Церкви, а убийцы были мусульманами
piotr_sakharov
Aug. 4th, 2016 10:19 pm (UTC)
Ну просил же, просил же я - не углубляться в экклезиологию и сотериологию!..
Но так уж и быть :) Обозначу два направления поисков решения этой проблемы (чтобы больше здесь к этой теме не возвращаться) :
1. Существует учение Католической Церкви о том, что границы Церкви не сводимы к видимым границам Католической Церкви (см. Конституцию II Ватиканского Собора о Церкви "Lumen gentium", гл. II).
2. Евхаристия совершается "о всех и за вся", а не только о членах Церкви. Как раз в III Евхаристической молитве в интерцессии сразу после поминовения Небесной Церкви - и перед поминовением Земной - звучат такие слова: "Молим Тебя, Господи, пусть эта Жертва нашего примирения принесёт мир и спасение всему свету" ["Haec Hostia nostrae reconciliationis proficiat, quaesumus, Domine, ad totius mundi pacem atque salutem"].


Edited at 2016-08-05 11:03 am (UTC)
sibeaster
Aug. 5th, 2016 09:00 pm (UTC)
Трудно, конечно, спорить со Вселенским собором, но если отцы предполагают, что внутри границ Церкви находятся мусульмане, то это их, отцов, ошибка. "Вне псы и чародеи..." из Откровения 22:15.

О внешних можно и должно молиться, но совершать о них евхаристическую жертву - это уже непозволительная новация. Этак недолго и к Лефевру уйти.

Я бы просто перенес это прошение в молитву верных, благо она, благодаря тем же отцам, теперь есть в римской литургии.
piotr_sakharov
Aug. 5th, 2016 11:09 pm (UTC)
Я, как и обещал, не стану обсуждать того, что не относится к литургике: ни Учительства КЦ о границах Церкви, которому не в одночасье по чьей-то прихоти возникло (ему предшествовало не одно десятилетие серьезных богословских споров и исследований, опирающихся и на святоотеческое, и на схоластическое наследие), ни экзегезы Откровения Иоанна, ни надежных признаков, по которым можно отличить псов и чародеев от не-псов и не-чародеев.
Но насчет того, что _о_всех_и_за_вся_ - "это уже непозволительная новация", - это Вы хватили. Какая ж новация, когда в византийской литургии эти слова в анафорах западносирийского круга существуют по меньшей мере с сер. I тыс.-л.? В древних анафорах, между прочим, обнаруживаются молитвы о властях предержащих, а они не всегда и не везде были христианами


Edited at 2016-08-05 11:13 pm (UTC)
sibeaster
Aug. 6th, 2016 07:53 am (UTC)
Насчет "о всех и за вся" тоже есть немало комментариев, связывающих эти слова с предыдущим анамнесисом, т.е. с распятием, погребением etc, а отнюдь не со всеми человеками. Т.е. "о всех и за вся" - это завершение воспоминания Христова домостроительства, а не переход к интерцессии! Между этим возгласом и молитвой за людей еще эпиклеза находится.
Молитва о власть предержащих - это, во-первых, часть интерцессии - исторически самой молодой части анафоры, во-вторых, исполнение указания из 1Тим, в-третьих, вынужденный реверанс в сторону этих самых власть предержащих. В Византии императору вообще очень многое на литургии разрешалось, но это следствие изнасилования Церкви кесарем, а не добровольной любви. Когда нас мусульмане изнасилуют, мы, быть может, еще и об упокоении Магомета будем вынуждены молиться, но пока что дело до этого не дошло)))
piotr_sakharov
Aug. 6th, 2016 08:48 am (UTC)
1. Домостроительство было совершено обо всех людях и вообще обо всей вселенной. Почему же его воспоминание должно отличаться?

2. Слова эти есть и в конце интерцессии тоже - уже именно в контексте поминовений.

3. А когда нас насилуют христиане (только не говорите мне, что такого не бывает), то нужно отказывать им в церковном поминовении, закрепив этот отказ какой-нибудь канонической нормой)))
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow