?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Решил я наконец-то попробовать себя в новом жанре. Точнее, он для меня, конечно, никакой не новый, просто здесь он будет немного по-новому организован и оформлен. Я уже давно об этом помышляю и вот только теперь, когда я, после долгого внутреннего сопротивления, все-таки водворился в ЖЖ и понемногу тут осваиваюсь, я понял, что здесь как раз самое оно начать осуществлять мою идею. Итак, я собираюсь вести постоянную "рубрику" под названием Литургические заметки (название заимствовано у приснопамятного о. Сергия Желудкова, подвижнически разрабатывавшего этот жанр в совсем иных условиях, еще задолго до изобретения персонального компьютера и интернета).

Что я собираюсь делать в этой "рубрике"? Я собираюсь анализировать литургическую практику, свидетелем которой я становлюсь, участвуя изо дня в день (пусть и не ежедневно) в богослужении Церкви. В меньшей степени, ту литургическую практику, о которой узнаю опосредованно. Конечно, я не собираюсь писать о каждой службе, на которой побывал, и не намерен подробно анализировать богослужение во всей полноте составляющих его элементов. Но довольно часто приобщаешься какому-то положительному литургическому опыту, который хочется похвалить, закрепить, распространить. И наоборот, нередко становишься свидетелем чего-то в богослужении, от чего следовало бы избавляться, хотя это далеко не всем пастырям и верным очевидно.

Для чего я собираюсь это делать? Не сочтите за излишнюю самонадеянность и уж простите мне некоторый пафос - для того, чтобы богослужение способствовало более деятельному участию в нем верующих и становилось для них более плодотворным, раскрывая заложенные в нем богатства, красоты и возможности.

Для кого предназначаются эти заметки? Для всех, кто занят литургическим служением. А это, по идее, не только священники, и даже не "весь причт церковный" - клирики, чтецы, алтарники, регенты, певчие и т.п., но все участники литургии. Поэтому мои литургические заметки адресованы ко всем практикующим католикам (и в первую очередь, на русскоязычном пространстве), да и не только к ним. Конечно, в основном речь будет идти о католическом богослужении римского обряда. Но временами, в меньшей мере, я могу касаться и иных обрядов, а также богослужения Православной Церкви и других Церквей. Не исключаю, что обсуждение наших проблем может оказаться не лишенным интереса и пользы для православных и представителей иных христианских конфессий. Правда, мои заметки вряд ли имеет смысл читать тем, кто уверен, что в церковной жизни всё и так хорошо и ничего в ней не надо менять или совершенствовать. Впрочем, а может быть, и им все-таки стоит.

Как уже ясно из сказанного выше, заметки могут содержать и позитив, и негатив. Я буду стараться начинать с позитива, но в качестве обязательного правила не обещаю (позитив - он, наверное, всегда есть: напр., можно написать "несмотря ни на какие злоупотребления и нарушения, всё-таки было совершено Таинство Евхаристии" и т.п.; но я все же не буду обременять себя принципом "ни заметки без позитива"). Между прочим, окончательно я понял, что созрел приступить к этому жанру во время вчерашней службы престольного праздника нашего кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. А там позитива было, на мой взгляд, явно больше, чем негатива. Вот с моих наблюдений на этом богослужении и навеянных ими размышлений я и начну в ближайшие дни серию моих литургических заметок.

Рассматривая как позитив, так и негатив, я предполагаю во многих случаях не ограничиваться голыми суждениями, но пытаться объяснить, почему это хорошо, а то плохо. В каких-то случаях это будет сопровождаться экскурсами в историю и теорию литургии, а также в другие области знания.

В каждом заголовке будет в начале стоять аббревиатура ЛЗ и порядковый номер, а далее кратко указываться тема. Кроме того, они будут объединены соответствующей меткой.

Заметки будут писаться в большинстве своем в общедоступном режиме, подзамочных я постараюсь избегать, хотя полного их отсутствия не обещаю.

Комменты и вопросы могут писать все желающие. Однако я не обещаю, что буду непременно отвечать на все вопросы и возражения, равно как и участвовать во всех спорах. Отсутствие ответа или продолжения дискуссии с моей стороны, а также удаление мною тех или иных комментов не следует воспринимать ни как мою неспособность ответить/возразить, ни как мое плохое отношение к данному участнику.

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
kafolik
Dec. 9th, 2007 07:46 am (UTC)
С интересом почитаем!
tsvety
Dec. 9th, 2007 09:13 am (UTC)
Ну что же, с почином, П.Д.! Скучал без Ваших фундаментальных записок.
manya_masha
Dec. 9th, 2007 02:39 pm (UTC)
Спасибо.
Ждем-с. :)
maria_beata
Dec. 9th, 2007 02:56 pm (UTC)
Очень хорошо; я бы даже сказала, что профессионально в этом заинтересована - как раз со след.года планирую в литургическом разделе запустить подробное толкование Мессы, но - списанное с катовицкого Гостя, деваться некуда. А вот живой опыт и живое слово могли бы быть очень и очень в тему....
А ещё - пожалуйста, пользуйтесь катом. -:))) Подворачивать длинные тексты, чтобы рукава не висели... Читать-то всё равно будут, гарантия.
piotr_sakharov
Dec. 9th, 2007 05:51 pm (UTC)
Катом непременно буду пользоваться.

Однако сомневаюсь, что мои заметки в чистом виде будут пригодны для катехетических целей. Какие-то фрагменты - вполне возможно.

А из имеющихся на русском языке подробных толкований Мессы я бы советовал кардинала Люстиже; благо, оно и в сети есть:
http://www.agnuz.info/library/books/messa/index.htm
maria_beata
Dec. 9th, 2007 06:07 pm (UTC)
Спасибо за ссылку, Пётр Дмитриевич. Хотя читать Агнуз надо осторожно: там такие кони попадаются, что... "писарь возжигаше", как тут говорят.
А касательно того, пригодятся ли Ваши заметки для катехетических целей - так это мы как раз и посмотрим. Во-1х, я вовсе не собираюсь у Вас что-то непосредственно в газету таскать, сие неприличЬно есть весьма. -:)) А во-2х, я ещё не видела, что Вы будете нам предлагать! А вдруг да оно будет более юзабельное, чем вы сами сейчас думаете?
-:)))
"Поживём - увидим, сказал Кощей Бессмертный" (с)
mdechourchegne
Dec. 9th, 2007 04:08 pm (UTC)
Это будет замечательно интересно и я непременно буду читать, но, правда, лучше бы Вам освоить кат, а то некоторые не любят, когда у них френдлента очень длинная (мне-то все равно, но знаю людей, которые за это банят).
piotr_sakharov
Dec. 9th, 2007 05:46 pm (UTC)
Непременно освою, я так и предполагал.
maria_beata
Dec. 9th, 2007 06:09 pm (UTC)
Страшно звучит. -:)) Мадам, Вы меня повергли в шок! В жизни не думала, что ЗА ЭТО можно банить. Брррр.
Не, банить не буду. Просто удобнее, если кат. Надо - разворачиваешь. не надо - скачешь дальше...
dalf_ezh
Dec. 10th, 2007 07:24 am (UTC)
Благословит Вас Господь на это нужное дело
tsvety
Dec. 11th, 2007 05:11 pm (UTC)
Петр Дмитриевич, маленькая не ОФФ, а скорее полу-ОФФ просьба, как к литургисту, и без жеманства скажу, очень знающему человеку. В свое время, именно по Вашей рекомендации я пошел на воскресную Мессу в Париже в церковь Святой Евстахии (правильно я ее?), и орган мне там очень понравился.

Сейчас я хотел бы сводить дочек (прикольные дети :) (с) Ваш) на православную службу - с культурологической целью, прежде всего послушать хороший хор. С пониманием и разъяснением, естественно, того факта, что это Литургия и жертва. Порекомендуйте пожалуйста, где сейчас хорошо поют?
piotr_sakharov
Dec. 11th, 2007 09:16 pm (UTC)
Глеб, охотно отвечу.
Про церковь в Париже Вы только чуть-чуть допустили неточность - перепутали пол: не святой Евстахии, а святого Евстахия (Saint-Eustache).

Теперь основной Ваш вопрос.
На мой взгляд (и слух) одной из лучших по качеству пения является сейчас в Москве собор Богоявления б. Богоявленского монастыря, что на Рву:
http://www.patriarchia.ru/db/text/316046.html

Удобство еще в расположении - это прямо напротив выхода из м. Площадь Революции (того, что в переулочек, сворачивающий с Никольской):
http://onfoot.ru/sights/religious/246.html

Храм этот хорош тем, что при нем находится (и, соответственно, его "озвучивает") Московская регентско-певческая семинария:
http://www.seminaria.ru/

Очень хорошее пение - довольно строгое, но теплое и вовсе не ограничивающееся суровым знаменным одноголосием. Очень чинное и красивое богослужение. Хорошая атмосфера в самом храме, без суеты, сутолоки, хождения и т.п.

Расписание на текущий месяц здесь (левая колока):
http://www.epiphany.seminaria.ru/

Имейте в виду, что собственно Божественная Литургия (т.е. Евхаристическое богослужение) совершается только в первой половине дня. Вечером же - Всенощное бдение под воскресенья и праздники (либо упрощенный вариант того же самого, т.е. Вечерня соединенная с Утреней - в будни).
Может быть, деток лучше сводить именно вечером. В отличие от Божественной Литургии, Всенощная и т.п. как бы больше допускает возможность присутствия не на всем протяжении службы от и до. Для Божественной Литургии, по сути ее, слишком уж нежелателен уход из храма прежде ее окончания. А это никак не меньше 2 часов, а м.б. и больше (на Литургии там никогда не был, но сдается мне, что там и все 3 может быть).




( 13 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow