?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



На исходе минувшего года Национальная конференция католических епископов Соединенных Штатов Америки обнародовала руководство по церковной музыке, озаглавленное Пойте Господу: музыка в богослужении (Sing to the Lord: Music in Divine Worship). Оно представляет собой сравнительно редкий образец пространного нормативного документа по литургической музыке, принятого на уровне поместной Церкви. Это – один из примеров той местной адаптации существующих на сей день норм, общих для Католической Церкви латинского обряда, каковая допустима при определенных условиях, оговоренных нормативными документами Римской Курии. [...]

Принятое Национальной конференцией католических епископов США руководство по церковной музыке имеет юридическую силу только на территории этой страны. И хотя те части его текста, которые не находят прямого соответствия в общецерковных документах, не могут рассматриваться как нормативные за пределами Соединенных Штатов, ко многим из требований и рекомендаций американских епископов, возможно, полезно было бы прислушаться также католикам других стран, в том числе, и России.

«Если священник или служитель не обладает голосом, годным для пения, следует произносить без пения те или иные части, которые представляются ему трудными для исполнения нараспев, прочитывая их в полных голос и отчетливо» (19).

«Чтобы содействовать звучанию общего голоса собрания, когда оно поет, собственный голос священника не должен слышаться сильнее всего собрания; также священник не должен петь ответы диалогов. Когда собрание поет, священник должен отойти назад от микрофона  или, если используется беспроводной микрофон, выключить его» (21).

«Членам хора, как и всем служителям на богослужении, следует осуществлять свое служение с очевидной верой и участвовать во всем священнодействии, признавая, что они являются служителями Литургии и членами собрания» (32).

«Как один из тех, кто возвещает слово Божие, псалмист должен быть способен произносить текст Псалма с ясностью, убежденностью и восприимчивостью к тексту, к музыке, на которую тот поется, и к тем, кто слушает» (35).

«Чтобы способствовать пению собрания, голос кантора не должен слышаться сильнее пения собрания. В качестве переходной практики, голос кантора может нуждаться в усилении, для того чтобы стимулировать общинное пение, когда оно остается слабым. Однако, по мере того, как пение собрания обретает силу и звучит всё увереннее, голос кантора должен соответственно убывать» (38).

«Литургические музыканты – прежде всего, ученики, и уже затем – служители. Соединившиеся со Христом через Таинства посвящения, музыканты принадлежат собранию крещеных верных; они, прежде всего прочего, совершают поклонение. Как и всем другим крещеным членам общины, церковным музыкантам нужно слушать Евангелие, переживать обращение, исповедовать веру во Христа и таким образом возвещать хвалу Богу. Поэтому музыканты, которые служат Церкви на молитве, являются не просто наемниками или волонтерами: они служители, которые делятся верой, служат общине и выражают любовь к Богу и ближнему через музыку» (49).

«Все церковные музыканты – профессионал или волонтер, работающий полный рабочий день или неполный, руководитель или хорист, кантор или инструменталист – осуществляют подлинное музыкальное служение. Община верных вправе ожидать, что это служение будет осуществляться компетентно. Церковные музыканты должны получать соответствующее воспитание, основывающееся на их крещальном призвании к ученичеству; это укореняет церковных музыкантов в любви к Писанию, к католическому учению, к Литургии и к музыке, а также в познании их; и это наделяет их музыкальными, литургическими и пастырскими искусствами служения Церкви на молитве» (50).

«Подготовка к музыкальному служению должна включать в себя подобающее человеческое воспитание, духовное воспитание, интеллектуальное воспитание и пастырское воспитание» (51).

«Если пространство, которое занимает хор и инструменты, видно собранию, оно должно отражать сакральность музыкального служения. Нужно избегать всяких проявлений суеты и неорганизованности. Так же, как не следует допускать того, чтобы святилище было загромождено кучами книг и бумаг, пространство для музыкального служения должно быть избавлено от беспорядка» (100).

«Когда акустика здания естественно поддерживает звук, инструменты и хоры в основном не нуждаются в усилении» (104).

«Музыку для Литургии нужно тщательно выбирать и подготавливать. (...) Действенная подготовка литургического пения, которое стимулирует максимальное участие собрания, является совместным делом, в котором уважается существенная роль многообразия личностей и компетенция каждой из них» (122).

«Каждое отдельное священнодействие состоит из множества изменяемых вербальных и невербальных элементов: это молитвы частных последований, чтения из Священного Писания, литургическое время, время суток, процессионное движение, сакральные предметы и действия, социально-экономический контекст, в котором находится конкретная община, или даже отдельные события, влияющие на жизнь верных-христиан. Следует не жалеть усилий, чтобы придать столь разрозненным элементам некоторое единство искусным и прочувствованным отбором и подготовкой текстов, музыки, проповеди, движений, облачений, цвета, антуража, а также сакральных предметов и действий. Такой тип ритуального искусства требует того, чтобы люди, подготавливающие Литургию, подходили к этому с художественной восприимчивостью и пастырским ви́дением» (123).

«Только художественно звучащая музыка будет действенна и долговечна. Допускать в Литургию дешевку и банальность или музыкальные клише, часто встречающиеся в светских популярных песнях, означает опошлять Литургию, выставлять ее насмех и напрашиваться на неудачу» (135).



Comments

( 5 comments — Leave a comment )
leteckel
Jun. 24th, 2008 02:13 pm (UTC)
Да! По каждому пункту. Голоса у меня нет, но со слухом, к несчастью, дело обстоит лучше. Страдаю:)
zvetocek
Jun. 24th, 2008 02:16 pm (UTC)
Ой, да.
maria_beata
Jun. 24th, 2008 04:18 pm (UTC)
Взяла туда же. Музыка как тема утверждена, работаем теперь.
Очень большое спасибо.
dalf_ezh
Jun. 25th, 2008 07:22 am (UTC)
а у нас это когда-нибудь можно предположить как нормативное?
piotr_sakharov
Jun. 25th, 2008 07:59 am (UTC)
Материальная база не соответствует. Как для перехода на регулярную армию.
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

osculetur
piotr_sakharov
Петр Сахаров

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow